ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1258/11 от 10.05.2011 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,

при секретаре Андриановой Е.А.,

с участием прокурора Жаровской И.А., представителя ответчика Маркова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Дзержинска к ГУЗ «НОКВД», Министерству здравоохранения Нижегородской области об устранении нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения,

Установил:

Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУЗ «НОКВД», Министерству здравоохранения Нижегородской области об устранении нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения, мотивируя тем, что во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание и ремонт. В ходе проведенной проверки прокуратурой города установлены следующие нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности <данные изъяты> - филиал ГУЗ «НОКВД», расположенном по адресу: Адрес 1: 1. Требуется проведение косметических ремонтов в помещениях диспансера (в холле стационара линолеум изношен, на -ом этаже на стенах и потолках следы пролива, в физиотерапевтическом кабинете масляная краска на стенах отслоилась, линолеум изношен, с щелями). Дефекты отделки не устранены (нарушение п. 4.2, п. 11.14 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 2. Количество больничных коек в палатах более 4-х - есть палаты на 6-7 коек, детская палата на 5 коек (нарушение п. 10.2.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 3. Помещения чистоты классов А и Б (процедурный, перевязочный
кабинеты, ЦСО) не оснащены системами кондиционирования воздуха (нарушение п. 6.25, приложения 3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 4. На пищеблоке отсутствует необходимый набор производственных цехов, обеспечивающих соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд, устройство и содержание помещений пищеблока, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов не соответствует санитарным правилам к организации общественного питания, что является нарушением п.п. 14.2, 14.3, 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 8.4, 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». 5. В моечной кухонной посуды не функционирует 1 из 3-х имеющихся моек - отсутствует подводка воды, что является нарушением п.п. 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Согласно Уставу ГУЗ «НОКВД», его учредителем является Министерство здравоохранения Нижегородской области. <данные изъяты> является филиалом ГУЗ «НОКВД» и располагается по адресу: Адрес 1, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Главным врачом ГУЗ «НОКВД» утверждено Положение о филиале <данные изъяты>. Неисполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует созданию безопасных условий для граждан в ГУЗ <данные изъяты>; существенно нарушает гарантированное ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; приводит к ненадлежащему обеспечению прав и законных интересов граждан. Кроме того, нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создают угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, обслуживающего персонала, а также иных лиц, круг которых не определен, так как постоянно изменяется. Просит суд обязать ГУЗ «НОКВД» устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: провести косметический ремонт в помещениях диспансера (в холле стационара, на 2-ом этаже, в физиотерапевтическом кабинете), дефекты отделки устранить; обеспечить количество больничных коек в палатах не более 4-х; помещения чистоты классов А и Б (процедурный, перевязочный кабинеты, ЦСО) оснастить системами кондиционирования воздуха; пищеблок обеспечить необходимым набором производственных цехов,
обеспечивающих соблюдение гигиенических требований при технологических
процессах приготовления блюд; обеспечить устройство и содержание помещений пищеблока, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов в соответствии с санитарным правилам к организации общественного питания; в моечной кухонной посуды обеспечить функционирование 3-х
имеющихся моек, обеспечить подводку к ним воды. Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области выделить бюджетные средства в размере, необходимом для устранения выявленных нарушений требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Марков С.И. в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснил, что у них в этом году планируется ремонт физиокабинета, конкурс будет проводиться во втором квартале 2011 года. По поводу помещения чистоты класса А и Б, данные мероприятия включены в план в программу модернизации на 2011-2012 года, эти мероприятия включены в план и утверждены Министерством здравоохранения. По неработающей мойке и подводам воды, все это было исправлено. Было исправлено и нарушение, связанное с пищеблоком, дополнительно выделили помещение. Если будет финансирование, то будет проведен косметический ремонт. Финансирует ремонт Министерство здравоохранения из областного бюджета. Ответчик оказывает платные услуги, но деньги, как правило, поступают в кассу, и они аккумулируются через казначейство, сами этими средствами не распоряжаются. Здание построено в 30-х годах, под палаты заняты абсолютно все помещения. Все палаты соответствуют нормам, высота потолков более 3 метров, циркуляция воздуха обеспечена, там очень большие окна. План по койкам утверждается Министерством здравоохранения, исходя из статистики, дополнительных коек не выставляют, и обеспечить 4 койки в палате не могут. В здании имеются большие палаты, если там поставить 4 койки, то остальным больным придется отказать в оказании медицинской помощи, что невозможно в силу специфики заболеваний. Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Представители третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду представил отзыв, согласно которому исковые требования поддержали в полном объеме. В отзыве указали, что в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Пунктом 11.14 указанного нормативного акта предусмотрено, что устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. В нарушение данных требований в помещениях диспансера обнаружены дефекты отделки, следы пролива на потолках, а также износ линолеума в некоторых помещениях. Кроме того, согласно пункту 10.2.3 Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» вместимость палат, следует принимать не более 4 коек, однако в некоторых палатах установлено по 5-7 коек. Пунктом 6.25 предусмотрено, что для обеспечения нормируемой температуры и влажности воздуха в помещениях чистоты классов А и Б (процедурные кабинеты, перевязочные кабинеты, ЦСО) необходимо предусматривать кондиционирование воздуха с использованием систем и оборудования, разрешенных для этих целей в установленном порядке. Также в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Дзержинска совместно с сотрудниками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе выявлены нарушения гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд, устройства и содержания помещений пищеблока, условий транспортировки и хранения пищевых продуктов. Таким образом, нарушаются п.п. 14.2, 14.3, 14.4 указанного выше СанПиНа, а также п.п. 8.4, 8.9 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила». Подводка воды обеспечена только к одной из трех имеющихся в моечной кухонной посуды моек, таким образом, нарушаются п.п. 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила».

Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, проверив и изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст. 59-61 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ

1. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено».

Согласно ст. 11 ГК РФ

«1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде».

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, … иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Из материалов дела следует, что ГУЗ «Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер» является государственным учреждением, а его учредителем является департамент здравоохранения Нижегородской области. В соответствии с Уставом ГУЗ «НОКВД» собственником имущества диспансера является Нижегородская область в лице уполномоченных государственных органов.

Судом установлено, что по заданию Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой города Дзержинска проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения, и законности расходования бюджетных средств, выделяемых на их содержание и ремонт.

В ходе проведенной проверки прокуратурой города установлены следующие нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности <данные изъяты> - филиал ГУЗ «НОКВД», расположенном по адресу: Адрес 1: 1. Требуется проведение косметических ремонтов в помещениях диспансера (в холле стационара линолеум изношен, на -ом этаже на стенах и потолках следы пролива, в физиотерапевтическом кабинете масляная краска на стенах отслоилась, линолеум изношен, с щелями). Дефекты отделки не устранены (нарушение п. 4.2, п. 11.14 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 2. Количество больничных коек в палатах более 4-х - есть палаты на 6-7 коек, детская палата на 5 коек (нарушение п. 10.2.3 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 3. Помещения чистоты классов А и Б (процедурный, перевязочный
кабинеты, ЦСО) не оснащены системами кондиционирования воздуха (нарушение п. 6.25, приложения 3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»). 4. На пищеблоке отсутствует необходимый набор производственных цехов, обеспечивающих соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд, устройство и содержание помещений пищеблока, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов не соответствует санитарным правилам к организации общественного питания, что является нарушением п.п. 14.2, 14.3, 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 8.4, 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». 5. В моечной кухонной посуды не функционирует 1 из Зх имеющихся моек - отсутствует подводка воды, что является нарушением п.п. 14.2, 14.21 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Таким образом, неисполнение требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует созданию безопасных условий для граждан в ГУЗ <данные изъяты>; существенно нарушает гарантированное ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; приводит к ненадлежащему обеспечению прав и законных интересов граждан. Кроме того, нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создают угрозу жизни и здоровью граждан, обращающихся за медицинской помощью, обслуживающего персонала, а также иных лиц, круг которых не определен.

Согласно справке Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 06.05.2011 года в ГУЗ «НОКВД» в лице филиала <данные изъяты> проверкой было установлено:

- косметические ремонты в помещениях диспансера не проведены.

- имеются палаты, количество больничных коек в которых более 4-х (палаты , , , ).

- помещения классов чистоты А и Б (процедурный и перевязочный кабинеты, ЦСО) не оснащены системами кондиционирования.

- выделено отдельное помещение с соблюдением принципов поточности технологических процессов для размещения сырьевого цеха. Помещение требует проведения декоративного ремонта и установки технологического оборудования и моечных ванн.

- в моечной кухонной посуды обеспечена подводка воды ко всем имеющимся моечным ваннам.

Наличие данных нарушений нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривается ответчиком - представителем ГУЗ «НОКВД».

Довод представителя ответчика о невозможности обеспечения количеством больничных коек в палатах не более 4-х, в связи с большим количеством больных судом не принимается. Так, в соответствии с п. 10.2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» вместимость палат, следует принимать не более 4 коек.

С учетом изложенного, частичного устранения ответчиком выявленных нарушений, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению частично, и полагает необходимым возложить на ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в здании филиала, расположенном по адресу Адрес 1: провести косметический ремонт в помещениях диспансера (в холле стационара, на этаже, в физиотерапевтическом кабинете), дефекты отделки устранить; обеспечить количество больничных коек в палатах не более 4-х; помещения чистоты классов А и Б (процедурный, перевязочный кабинеты, ЦСО) оснастить системами кондиционирования воздуха; обеспечить устройство и содержание помещений пищеблока, условия транспортировки и хранения продуктов в соответствии с санитарными правилами к организации общественного питания. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить ГУЗ «НОКВД» срок для проведения мероприятий по устранению данных нарушений в срок 01.10.2011 года, находя данный срок, с учетом финансового состояния ответчика, сложности и затратности работ, необходимых для устранения недостатков, разумным.

Требование прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности удовлетворению не подлежит.

Как усматривается из Устава ответчика, собственником его имущества является Нижегородская область.

В соответствии со ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), главные распорядители (распорядители) бюджетных средств и другие лица, поименованные в законе.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 154 БК РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Таким образом, Министерство здравоохранения области является органом исполнительной власти и непосредственными участниками бюджетного процесса, но со свойственными ему полномочиями при формировании бюджета, подлежащего утверждению, в том числе в части распоряжения, законодательными (представительными) органами.

Поскольку прокурор освобожден от оплаты госпошлины при подаче иска в суд, то с ГУЗ «НОКВД» на основании статьи 103 ГПК РФ, исходя из частичного удовлетворения заявленных требований, подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «НОКВД» устранить выявленные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в здании филиала, расположенном по адресу Адрес 1: провести косметический ремонт в помещениях диспансера (в холле стационара, на этаже, в физиотерапевтическом кабинете), дефекты отделки устранить; обеспечить количество больничных коек в палатах не более -х; помещения чистоты классов А и Б (процедурный, перевязочный кабинеты, ЦСО) оснастить системами кондиционирования воздуха; обеспечить устройство и содержание помещений пищеблока, условия транспортировки и хранения продуктов в соответствии с санитарными правилами к организации общественного питания в срок до 01.10.2011 года.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ГУЗ «Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд Нижегородской области в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.А.Воробьева