Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Гончаров О.А.,
при секретаре Носковой Л.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» обратилось в суд с иском к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 поступил на проживание в ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки Департамента социальной защиты населения <адрес>. В связи с наличием у ответчика инвалидности I группы, он является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 3538 руб. 52 копейки, что подтверждается справкой УПФР от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» и ФИО2 заключен договор № о предоставлении социальных услуг. Согласно которого ответчик обязался осуществлять оплату услуг в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, однако, на лицевой счет истца поступает 75% от получаемой ФИО2 пенсии, а 75% от ЕДВ на лицевой счет истца не поступает.
ФИО2 отказывается добровольно подать заявление в УПФР на удержание 75% из ЕДВ и перечисление денежных средств на счет ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар».
В связи с чем, истец просит обязать ответчика ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» через Управление Пенсионного Фонда РФ.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что никаких ежемесячных перечислений в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг производить не должен.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> надлежащим образом уведомленный в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки, суду не сообщил.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь инвалидом I группы, поступил на проживание в ГБУ СО КК «Геронтологический центр Екатеринодар» ДД.ММ.ГГГГ на основании путёвки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом социальной защиты населения <адрес>.
В связи с наличием у ФИО2 инвалидности I группы, он является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 3538 руб. 52 коп., что подтверждается справкой УПФР от 17.01.2018 №.
В данной путевке указано, что плата за стационарное обслуживание производится в соответствии с Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» и ФИО2 заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого учреждение обязалось оказывать ФИО2 социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а ФИО2 оплачивать указанные услуги.
Согласно п. 1.1. указанного договора ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» обязуется оказать социальные услуги ФИО2, а ФИО2 обязуется оплачивать указанные услуги.
В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость предоставления ФИО2 социальных услуг, предусмотренных договором, составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
На момент поступления ФИО2 в учреждение социального обслуживания, отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).
Согласно ст.24 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Подобные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О социальном обслуживании населения <адрес>» и Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания <адрес>».
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ) и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).
В статье 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п.п. 3 и 4 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ, существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.
В силу ч.4 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого ФЗ.
Нормы, аналогичные положениям ч.4 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории <адрес>» (с введением с ДД.ММ.ГГГГ в действие этого закона утратил силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№- КЗ «О социальном обслуживании населения <адрес>»), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ч.4 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
В пункте 5 названных Правил определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода.
Так, в соответствии с пп.«ж» п.5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином.
Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
Так, согласно ч.2 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом этого положения, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до ДД.ММ.ГГГГ), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах ФИО2, как получателем социальных услуг и ГБУ СО КК "Геронтологический центр "Екатеринодар" впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме ДД.ММ.ГГГГ, тем самым правоотношения истца и ответчика носят длящийся характер.
При таких обстоятельствах при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом на основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости в исковых требованиях ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья -