ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1258/19 от 27.02.2019 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара Гончаров О.А.,

при секретаре Носковой Л.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» обратилось в суд с иском к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 поступил на проживание в ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки Департамента социальной защиты населения <адрес>. В связи с наличием у ответчика инвалидности I группы, он является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 3538 руб. 52 копейки, что подтверждается справкой УПФР от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» и ФИО2 заключен договор о предоставлении социальных услуг. Согласно которого ответчик обязался осуществлять оплату услуг в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, однако, на лицевой счет истца поступает 75% от получаемой ФИО2 пенсии, а 75% от ЕДВ на лицевой счет истца не поступает.

ФИО2 отказывается добровольно подать заявление в УПФР на удержание 75% из ЕДВ и перечисление денежных средств на счет ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар».

В связи с чем, истец просит обязать ответчика ежемесячно перечислять денежные средства в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги в пользу ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» через Управление Пенсионного Фонда РФ.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая, что никаких ежемесячных перечислений в размере 75% от ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг производить не должен.

Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> надлежащим образом уведомленный в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки, суду не сообщил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь инвалидом I группы, поступил на проживание в ГБУ СО КК «Геронтологический центр Екатеринодар» ДД.ММ.ГГГГ на основании путёвки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Департаментом социальной защиты населения <адрес>.

В связи с наличием у ФИО2 инвалидности I группы, он является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 3538 руб. 52 коп., что подтверждается справкой УПФР от 17.01.2018 .

В данной путевке указано, что плата за стационарное обслуживание производится в соответствии с Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания <адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» и ФИО2 заключен договор о предоставлении социальных услуг, по условиям которого учреждение обязалось оказывать ФИО2 социальные услуги в стационарной форме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а ФИО2 оплачивать указанные услуги.

Согласно п. 1.1. указанного договора ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» обязуется оказать социальные услуги ФИО2, а ФИО2 обязуется оплачивать указанные услуги.

В соответствии с пунктом 3.1 договора стоимость предоставления ФИО2 социальных услуг, предусмотренных договором, составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

На момент поступления ФИО2 в учреждение социального обслуживания, отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов регулировались ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало, в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

Согласно ст.24 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством РФ было принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Подобные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О социальном обслуживании населения <адрес>» и Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания <адрес>».

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ) и изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.

С ДД.ММ.ГГГГ правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого Закона).

В статье 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного Федерального закона, в том числе понятия «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и «поставщик социальных услуг», означающее юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п.п. 3 и 4 ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ, существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

В силу ч.4 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого ФЗ.

Нормы, аналогичные положениям ч.4 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории <адрес>» (с введением с ДД.ММ.ГГГГ в действие этого закона утратил силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- КЗ «О социальном обслуживании населения <адрес>»), а также в пункте 3.2.1 Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.4 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного Федерального закона устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

В пункте 5 названных Правил определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода.

Так, в соответствии с пп.«ж» п.5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином.

Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.

В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ - даты введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.

Так, согласно ч.2 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Данной нормой Закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом этого положения, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до ДД.ММ.ГГГГ), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах ФИО2, как получателем социальных услуг и ГБУ СО КК "Геронтологический центр "Екатеринодар" впервые был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме ДД.ММ.ГГГГ, тем самым правоотношения истца и ответчика носят длящийся характер.

При таких обстоятельствах при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на ДД.ММ.ГГГГ, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом на основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости в исковых требованиях ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ГБУ СО КК «Геронтологический центр «Екатеринодар» к ФИО2 о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -