К делу № 2-1259/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Черминского И.Д.,
при секретаре Маркушиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Смоян В.Ф. к администрации муниципального образования г. Армавир об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Смоян В.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Армавир, в котором, с учетом последующих уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит восстановить срок для обжалования постановления от 09.10.2015. № 2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес> на кадастровом плане территории», признать незаконным постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 09.10.2015 г. № 2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес> на кадастровом плане территории», признать незаконным постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 08.02.2016 №185 о проведении аукциона по продаже земельных участков в части предмета аукциона - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 601 кв.м, кадастровый №, разрешенное использование - ИЖС, категория земель - земли населенных пунктов, признать незаконным отказ администрации муниципального образования; <адрес>, выраженный в письме от 15 октября 2015 года (исх. Ж30-13/С-1606), об отказе заключить с С. соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, обязать администрацию муниципального образования г. Армавир КК обратиться в орган кадастрового учета - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая: палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка 23:38:0511003:989, площадью 601 кв.м, адрес: <адрес>, обязать администрацию муниципального образования г. Армавир КК принять решение об утверждение схемы расположения земельного участка площадью; - 1267 кв.м. для предоставления в собственность С., путем принятия решения о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером 23:38:051,1003:0031 расположенного по адресу: <адрес>, и земель, находящихся в государственной собственности. В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником земельного участка площадью 1007,0 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, с разрешенным использованием: для ИЖС, расположенного в <адрес> в <адрес>. На указанном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом общей площадью 173,3 кв.м. в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса РФ 12.08.2015 он обратился в администрацию муниципального образования г. Армавир с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в его частной собственности с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, для чего просил принять решение об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка. Согласно ответу администрации муниципального образования г. Армавир от 03 сентября 2015г. (исх. №30-13/с-1394) ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку из земель, указанных в заявлении: о перераспределении и земель, расположенных за земельным участком с кадастровым номером 23:38:0511003:31 возможно сформировать самостоятельный земельный участок для ИЖС. 16 сентября 2015 года он вновь обратился в администрацию муниципального образовании г. Армавир с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в его частной собственности с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, для чего просил принять решение об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка. К данному заявлению он приложил все требуемые документы, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой в результате перераспределения, площадь земельного участка составит 1267 кв.м. Письмом администрации муниципального образования г. Армавир от 15.10.2015 (исх. №30-13/С-1606), ему вновь отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, поскольку с тыльной стороны его земельного участка с кадастровым номером 123:38:0511003:0031 имеется земельный участок из земель государственной собственности, площадь которого ориентировочно составляет 587 кв.м., что позволяет сформировать там самостоятельный земельный участок для ИЖС. Истец с данным отказом не согласен, считает, что никаких законных оснований для отказа не имеется. Указывает, что ему принадлежит на праве собственности участок площадью 1007 кв.м (сформирован и поставлен на кадастровый учет), по схеме площадь участка составляет - 1267 кв.м., то есть, по мнению истца, испрашиваемая площадь составляет 260 кв.м, что не позволяет сформировать земельный участок площадью 587 кв.м.
В судебном заседании истец Смоян В.Ф. и его представитель по доверенности Дудка Н.Н. исковые требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Указав, что постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 08.02.2016 о проведении аукциона по продаже земельных участков незаконно и нарушает права Смоян В.Ф. на перераспределение земельного участка в соответствии с п 1 ст. 39.28 ЗК РФ, ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку с заявлением о перераспределении которого истец обратился до утверждения схемы и постановления о проведении аукциона. Истцу принадлежит на праве собственности участок площадью 1007 кв.м. (сформирован и поставлен на кадастровый учет). Согласно приложенной к заявлению истца о заключении соглашения о перераспределении земельных участков схемы, в результате перераспределения, площадь земельного участка истца составит 1267 кв.м, то есть, по мнению стороны истца, испрашиваемая площадь составляет 260 кв.м, что уже не позволяло сформировать администрации земельный участок площадью 601 кв.м. Считают, что администрация муниципального образования г. Армавир без законных оснований отказывает истцу -собственнику земельного участка, перераспределять его участок площадью 1267 кв.м за счет испрашиваемых им 260 кв.м и в тоже время за счет этих же 260 кв.м формирует и ставит на кадастровый учет земельный участок площадью 601 кв.м. Указывают, что нормы главы V4 ЗК РФ распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с публичными землями, и позволяют оформить в собственность за плату «прирезки» земли, которыми граждане пользуются фактически многие годы. По мнению стороны истца, подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ применим к случаю, когда собственником частного земельного участка испрашивался бы участок из земель муниципальной собственности, в результате образования (путем перераспределения) которого возможно образование самостоятельного, то есть в результате перераспределения частной плюс муниципальной земли получается самостоятельный участок (самостоятельный участок - это значит участок более 300 кв.м). Данный пункт закона не предусматривает отказ в случае возможности образования только из муниципальной земли самостоятельного земельного участка. А именно указывает на образование участка путем перераспределения из частной и муниципальной и в случае образования («прирезки») из муниципальной земли участка более 300 кв.м, (то есть самостоятельного) заявителю следует отказать. Рассматриваемый пункт закона ограничивает собственника частной земли на «прирезку» в 300 кв.м и более квадратных метров, потому как, по мнению стороны истца, «прирезка» в 300 кв.м это уже самостоятельный земельный участок, порядок предоставления которого регламентирован другими нормами Земельного кодекса РФ. Поскольку из испрашиваемого истцом для перераспределения земельного участка в 260 кв.м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, то есть истец просит прирезать только 260 кв.м, постановление о проведении аукциона по продаже земельного участка, образованного за счет испрашиваемых истцом 260 кв.м для перераспределения моего земельного участка, незаконно.
Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Армавир по доверенности Сахоненко О.В. в судебном заседании исковые требования Смоян В.Ф. не признала и просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Указав, что истец обращался в администрацию муниципального образования город Армавир с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в ее собственности с кадастровым номером 23:38:0511003:31 по <адрес>.29 Земельного Кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении, а также основания для отказа в заключении указанного соглашения. Одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса РФ (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ). Площадь земель государственной собственности, расположенных с тыльной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:31, расположенного по <адрес>, из которых планировалось осуществить перераспределение, ориентировочно составляет 587 кв.м, что, по мнению представителя ответчика, позволяет сформировать из них самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства без нарушений требований к образуемым земельным участкам (минимальный размер земельного участка составляет 300 кв.м), в связи с чем было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель. Указывает, что данный факт подтверждает принятое решение об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастром плане территории (постановление администрации муниципального образования город Армавир от 9 октября 2015 года №2734) и осуществление государственного кадастрового учета рассматриваемого земельного участка площадью 601 кв. м с кадастровым номером 23:38:0511003:989. Также указывает, что согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования город Армавир, принятым Решением Армавирской Городской Думы от 5 мая 2015 года № 750 органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в число которых входит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Армавир. На основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Администрацией муниципального образования г.Армавир принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 601 кв. м с кадастровым номером 23:38:0511003:989 по <адрес> (постановление администрации муниципального образования город Армавир от 8 февраля 2016 года №185). Считает, что постановления администрации муниципального образования город Армавир от 9 октября 2015 года №2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, 71/8, на кадастровом плане территории», от 8 февраля 2016 года №185 «О проведении аукциона по продаже земельных участков» соответствуют закону и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Данные ненормативные правовые акты приняты органом, полномочным на принятие данного решения, соблюден порядок принятия решений (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), а также соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующих данные правоотношения. Таким образом, по мнению представителя ответчика, отсутствуют основания, свидетельствующие о незаконности принятых решений. Также считает, что отказ администрации муниципального образования город Армавир в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером 23:38:0511003:31, основанный на подпункте 9 пункта9 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ, обоснованным и законным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Смоян В.Ф. является собственником земельного участка площадью 1007,0 кв.м с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
16 сентября 2015 года истец обратился в администрацию муниципального образования г. Армавир с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, расположенного по адресу: <адрес>, и земель находящихся в государственной собственности.
Письмом начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Армавир от 15.10.2015 № 30-13/С-1606, истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что площадь земель государственной собственности, расположенных с тыльной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочно составляет 587 кв.м, что позволяет сформировать из них самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 9 октября 2015 года №2734 принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастром плане территории и осуществлении государственного кадастрового учета рассматриваемого земельного участка площадью 601 кв.м с кадастровым номером 23:38:0511003:989.
08.02.2016 администрацией муниципального образования г.Армавир принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 601 кв. м с кадастровым номером 23:38:0511003:989 по <адрес> (постановление администрации муниципального образования город Армавир от 8 февраля 2016 года №185).
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случая:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
5. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае образования земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Армавир, утвержденными решением Армавирской городской Думы от 27.08.2015 № 790, установлены минимальные и максимальные размеры: минимальный размер земельного участка в границах территориальной зоны Ж-5 – зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства - 300 кв. м; максимальный размер земельного участка в границах территориальной зоны Ж-5 – зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства - 3 000 кв. м.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом необходимо учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В рассматриваемом случае, истец просит по существу путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в собственности и за счет иных земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок (в настоящее время за счет уже сформированного, находящегося в муниципальной собственности, другого земельного участка площадью 601 кв.м с кадастровым номером 23:38:0511003:989), что безусловно указывает на наличие оснований, влекущих отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участков в силу требований п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, расположенного по адресу: <адрес>, и земель находящихся в государственной собственности, площадь земель государственной собственности, расположенных с тыльной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, расположенного по адресу: <адрес>, ориентировочно составляла 587 кв.м, что позволяет сформировать из них самостоятельный земельный участок для индивидуального жилищного строительства без нарушения требований к образуемым земельным участкам, в настоящее время участок уже образован, состоит на кадастровом учете и как объект недвижимости отвечает требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Доводы стороны истца о том, что подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ применим к случаю, когда собственником частного земельного участка испрашивался бы участок из земель муниципальной собственности, в результате образования (путем перераспределения) которого возможно образование самостоятельного, то есть в результате перераспределения частной плюс муниципальной земли самостоятельного участка более 300 кв.м, о том, что данный пункт закона не предусматривает отказ в случае возможности образования только из муниципальной земли самостоятельного земельного участка, а указывает на образование участка путем перераспределения из частной и муниципальной и в случае образования («прирезки») из муниципальной земли участка более 300 кв.м, суд считает несостоятельными, поскольку направлены на иное толкование норм права.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, суд приходит к вводу, что решение администрации муниципального образования г. Армавир об отказе истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:38:0511003:0031, расположенного по адресу: <адрес>, и земель находящихся в государственной собственности, на основании п.п.9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, соответствует закону и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы истца, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Смоян В.Ф. следует отказать в полном объеме.
Постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 09.10.2015 г. № 2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, т. Армавир, <адрес> на кадастровом плане территории», и постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 08.02.2016 №185 о проведении аукциона по продаже земельных участков в части предмета аукциона - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 601 кв.м, кадастровый номер 23:38:0511003:989, разрешенное использование - ИЖС, категория земель - земли населенных пунктов, гражданские права и охраняемые законом интересы истца не нарушают.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смоян В.Ф. к администрации муниципального образования г. Армавир о восстановлении срока для обжалования постановления от 09.10.2015. № 2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес> на кадастровом плане территории», признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Армавир от 09.10.2015 г. № 2734 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, <адрес> на кадастровом плане территории», признании незаконным постановление администрации муниципального образования г. Армавир от 08.02.2016 №185 о проведении аукциона по продаже земельных участков в части предмета аукциона - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 601 кв.м, кадастровый номер 23:38:0511003:989, разрешенное использование - ИЖС, категория земель - земли населенных пунктов, признании незаконным отказ администрации муниципального образования; г. Армавир, выраженный в письме от 15 октября 2015 года (исх. Ж30-13/С-1606), об отказе заключить с С. соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, обязании администрацию муниципального образования г. Армавир КК обратиться в орган кадастрового учета - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая: палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка 23:38:0511003:989, площадью 601 кв.м, адрес: <адрес>, обязании администрацию муниципального образования г. Армавир КК принять решение об утверждение схемы расположения земельного участка площадью; - 1267 кв.м. для предоставления в собственность С., путем принятия решения о заключении соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером 23:38:051,1003:0031 расположенного по адресу: <адрес>, и земель, находящихся в государственной собственности, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2016.
Председательствующий судья Черминский Д.И. Подпись. Решение не вступило в законную силу