ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1259/19 от 09.07.2019 Магасского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело г.

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего федерального судьи Калиматовой З.М.,

при секретаре Добриевой Л.З.,

с участием истца Чуралева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чуралева В. В. к ОАО АК «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ОАО АК «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ им был приобретен авиабилет по маршруту Новосибирск-Москва-Ставрополь. В соответствии с п.2 ст.786 ГК РФ Чуралев В.В. заключил с ОАО АК «Уральские авиалинии» договор воздушной перевозки пассажиров. Общая стоимость услуг перевозки по маршруту Рейс U6-99 ОАО АК «Уральские авиалинии» по маршруту Новосибирск-Москва, рейс № S7-1211 авиакомпании «S7 Airlines» по маршруту Москва-Ставрополь, составила 21 013 рублей. Вылет рейса № U6-99

Авиакомпанией «Уральские авиалинии» должен был состояться в 06 часов 40 минут по местному времени ДД.ММ.ГГГГ. Этот факт подтвержден оформленным билетом. Рейс был отложен до 22 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ, согласно выданной представителем АК «Уральские авиалинии» справкой на имя генерального директора авиакомпании «S7 Airlines» для последующего обмена авиабилета по маршруту Москва-Ставрополь в виду задержки рейса. Услуга была оказана с нарушением установленных договором сроков оказания услуги по перевозке пассажира. ДД.ММ.ГГГГ истцом направлена претензия авиаперевозчику, в которой просил оплатить расходы, связанные с задержкой рейса и необходимостью приобретения билета на другой рейс. В соответствии с ответом ОАО АК «Уральские авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ его претензия оставлена без удовлетворения. В ответе на претензию перевозчик указывает, что на основании п.76 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» рейс № U6-99 был задержан правомерно. А также, что пассажир в соответствии с п.п. 226,227 ФАП вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством. Истец был проинформирован, что рейс задержат, однако ему не сообщали на сколько, в связи, с чем он не мог своевременно принять решение, о том, чтобы сдать или поменять билет Москва-Ставрополь. Истец полагал, что в связи с тем, что задержка произошла по вине перевозчика, в результате поломки воздушного судна, перевозчик обязан доставить его до пункта назначения, т.е. до <адрес>, поскольку летел именно туда, где и сколько будет пересадок, для него не существенно. Полностью, оплатив стоимость услуг по договору воздушной перевозки, истец свои обязательства перед авиакомпанией добросовестно выполнил. Просит взыскать с ответчика в его пользу штраф в размере 10 506 рублей 40 копеек, стоимость билета ПАО «Аэрофлот» по направлению Москва-Ставрополь в размере 16 685 рублей, денежную сумму 30 000 рублей в счет компенсации морального вреда, денежную сумму в размере 7 200 составляющую судебные расходы.

В судебном заседании истец Чуралев В.В. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО АК «Уральские Авиалинии» в судебное заседание не явился, но направил в суд, отзыв в котором просил в удовлетворении исковых требований истца отказать.

Заслушав сторону, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

На основании ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии со ст. ст. 793, 784 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ст. 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 Правил).

Согласно пункту 76 указанных Правил перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГЧуралев В.В. приобрел авиабилет по маршруту следования Новосибирск-Москва-Ставрополь. Перелет из <адрес> в <адрес> выполнялся авиакомпанией «Уральские авиалинии» рейс U 6-99, перелет из <адрес> в <адрес> выполнялся авиакомпанией «S7 Airlines» рейс №S7-1211. Общая стоимость услуг перевозки составила 21 013 рублей.

Вылет рейса, назначенный на ДД.ММ.ГГГГ в 06 часов 40 минут с прибытием 07 часов 55 минут, был задержан в связи с чем, Чуралев В.В. опоздал на рейс, назначенный на ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 25 минут. Ему пришлось приобрести авиабилет по маршруту следования Москва-Ставрополь, что повлекло для него дополнительные расходы.

Судом также установлено, что рейс U 6-99 ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Новосибирск-Москва задержан на 14 часов 38 минут по технической причине (неустойчивая работа двигателя ), кроме того время задержки по вылету было увеличено по причине ожидания пассажиров, размещенных в гостинице, в рамках оказанных перевозчиком услуг при задержке рейса, что подтверждается справкой о регулярности выполнения рейса U 6-99 за ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, наравне с иными обстоятельствами, не зависящими от воли перевозчика, является основанием для освобождения перевозчика от ответственности.

Согласно пункта 116 "Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Из вышеизложенного следует, что истец имел возможность принять меры к возврату авиабилета рейса U 6-99 и приобрести авиабилет, на рейс иной авиакомпании выполняющий рейс по маршруту Новосибирск-Москва.

Однако, истец не воспользовался своим правом по возврату авиабилета Чуралев В.В. принял решение лететь рейсом U 6-99.

Соответственно, перевозчик исполнил свое обязательство, взятое по договору воздушной перевозки пассажира и багажа по доставке его в пункт назначения.

Суд, исследовав доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и отсутствии оснований для возложения на ответчика ответственности по возмещению убытков по правилам ст. ст. 15, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку указанные истцом доводы не свидетельствуют о наличии таковых и не соответствуют изложенным истцом обстоятельствам.

Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении Чуралева В. В. к ОАО АК «Уральские авиалинии» о защите прав потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Магасский районный суд РИ.

Председательствующий:

Копия верна: Судья З.М.Калиматова