ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1259/2016 от 15.12.2016 Костромского районного суда (Костромская область)

№ 2-1259/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Г.С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ от ДДММГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ з от ДДММГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка. Требования обосновал тем, что ДДММГГГГ между ним и ответчиком заключен договор аренды земельного участка кадастровый площадью ***** кв.м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного (адрес). Он построил на данном земельном участке жилой дом и зарегистрировал в установленном порядке право собственности. После он обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельный участок, на котором расположен жилой дом. Администрация Костромского муниципального района отказала в предоставлении в собственность земельный участок, указав, что возведенный жилой дом не соответствует СП 55.13330.2011. Данный вывод не противоречит действующему Земельному кодексу Российской Федерации (далее- ЗК РФ). Поскольку закон не предъявляет нормы к жилому помещению для приобретения в собственность земельного участка. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов установлен статьей 39.16 ЗК РФ. Ни одно из данных оснований не касается случая истца. В данном решении отсутствует ссылка на ст.39.16 ЗК РФ, не указаны основания отказа, предусмотренные указанной статьей. Кроме, того ответчик допустил неверное, вольное толкование норм ст. 39.20 ЗК РФ. Из анализа положений данной статьи и судебной практики следует, что исключительное право на приватизацию земельного участка имеет собственник любого здания, как жилого, так и не жилого, а именно, завершенного строительством объекта недвижимости, назначение которого соответствует категории земель и виду разрешенного использования земельного участка, на котором объект возведен. В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Ответчик в судебном порядке право собственности истца на жилой дом не оспаривал, таким образом, законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не имеется. Таким образом, обжалуемое решение не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает предусмотренное ст. 36 Конституции РФ право на приобретение земли в частную собственность в порядке и на условиях, определенных федеральным законом. Также ссылка ответчика на СП 55.13330.2011 регламентирует технические характеристики жилых домов государственного и муниципального жилья, к частным домам данный СП не применим. Просил суд признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области з от ДДММГГГГ о предоставлении в собственность истцу земельного участка незаконным.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал по доводам и основаниям искового заявления.

Представитель администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил следующее. ДДММГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . ДДММГГГГ на указанном земельном участке зарегистрирован на праве собственности объект недвижимости: дом, назначение: жилой дом, площадью 4 кв.м., количество этажей: 1. ДДММГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. ДДММГГГГ ему отказали в предоставлении земельного участка. В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В ст. 16 ЖК РФ указано, что к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Отсюда следует, что статус здания, в котором находится пригодное для постоянного проживания жилое помещение, влияет на отнесение помещения к жилому лишь опосредованно - через условия, определяющие пригодность для постоянного проживания. Аналогичное правило содержится в п. 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Санитарные и технические нормы и правила в отношении жилых одноквартирных домов указаны в «СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 789). Согласно разделу 4 указанного Свода правил дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение теплогенераторной. В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение. Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты - 12 кв.м, спальни 8 кв.м. (при размещении ее в мансарде - 7 кв.м); кухни - 6 кв.м. В Своде правил указаны и иные требования к жилым домам. Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Истец в своем исковом заявлении ссылается на нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а именно на ст. 1, где указано, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). В соответствии с законодательством РФ жилое строение и жилой дом это разные объекты недвижимости с разными правовыми режимами. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - садоводство. Следовательно, на него в полной мере распространяется Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В соответствии с Классификатором земли сельскохозяйственного назначения отнесены к коду 1.0 «Сельскохозяйственное использование» с описанием вида: «Ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции». Код 1.5 «Садоводство» входит в код 1.0 с описанием вида «Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур». Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - садоводство, строительство иных объектов кроме зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции запрещено. ДДММГГГГ на указанном земельном участке зарегистрирован на праве собственности объект недвижимости: сарай, назначение: нежилое, площадью 4 кв.м., количество этажей: 1. ДДММГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Постановлением администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка ФИО1» истцу спорный земельный участок предоставлен в собственность (статья 39.20 ЗК РФ).

Выслушав представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, изложены в ст. 39.1 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ДДММГГГГ между ФИО1 (Арендатор) и Комитетом имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района Костромской области (Арендодатель) заключен договор аренды земельного участка кадастровый площадью 1000 кв.м. по адресу: (адрес). Срок действия договора установлен с ДДММГГГГ по ДДММГГГГ Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Костромской области ДДММГГГГ Земельный участок передан Арендатору по передаточному акту от ДДММГГГГ (л.д. 5-7).

ДДММГГГГ ФИО1 в упрощенном порядке зарегистрировал право собственности на объект недвижимости - жилой дом, площадью 4 кв.м., количество этажей 1, расположенном на указанном выше земельном участке. Согласно кадастровому паспорту на жилой дом материал наружных стен - деревянные.

ДДММГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении арендованного земельного участка в собственность по основаниям п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, цель использования для ведения садоводства.

Письмом администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ ФИО1 в предоставлении земельного участка в собственность оказано по тому основанию, что технические характеристики объекта недвижимости не соответствуют «Общим положениям» СП 55.13330.2011, СНиП.

Разрешая исковые требования ФИО1, суд полагает, что отказ администрации не основан на нормах земельного законодательства.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно положениям подп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Ни одно из оснований, указанных в ст. 39.16 ЗК РФ, ответ администрации от ДДММГГГГ не содержит. Такого основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка как несоответствие расположенного на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости техническим характеристикам ст. 39.16 ЗК РФ не содержит. Вывод в ответе администрации о том, что объект недвижимости не является жилым домом, ни на чем не основан, материалами дела не подтвержден.

Дополнительные доводы представителя администрации Костромского муниципального района, приводимые в ходе рассмотрения дела, правового значения для рассмотрения настоящего спора значения не имеют, так как не являлись основаниями для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка, указанными в ответе от ДДММГГГГ, поэтому проверке на предмет их правомерности при рассмотрении настоящего гражданского дела не подлежат.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ от ДДММГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ от ДДММГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ от ДДММГГГГ администрации Костромского муниципального района Костромской области о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

О.В. Гурьянова