Дело № 2-37/2024
УИН 51RS0009-01-2023-001425-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 22.01.2024)
г. Кандалакша 15 января 2024 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием:
истца Радаева В.Н., представителя Яковлевой Л.В.,
представителя ответчика Ермаковой Г.А.,
представителя третьего лица Следниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Радаева В.Н. к Фонду пенсионного и социального страхования по Мурманской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии,
третье лицо:
частное учреждение социального обслуживания «Детская деревня - SOS Кандалакша»,
установил:
Радаев В.Н. обратился в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования по Мурманской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии. В обоснование указал, что <дата> повторно обратился в клиентскую службу Фонда пенсионного и социального страхования по Мурманской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и о назначении пенсии (ранее – ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше, далее по тексту – ответчик, пенсионный орган) с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от <дата> в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения пенсии (подтверждено 12 лет 4 мес. 11 дн на <дата>) в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях». При этом необоснованно не зачтен в стаж педагогической деятельности 18 лет 9 мес. - период работы, отраженный в ВИЛС ЗЛ без кода работы «Особые условия труда» с <дата> по <дата>. Указывает, что его (истца) стаж для досрочного назначения страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью по состоянию на <дата> составляет 29 лет 4 мес. 12 дн., необходимый стаж для назначения пенсии выработан в 2018 году. Отмечает, что в педагогический стаж засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списке, независимо от формы собственности этих учреждений.
С учетом уточнения требований просит решение пенсионного органа от <дата> отменить, обязать ответчика включить в стаж работы истца, связанной с осуществлением педагогической деятельности и дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата> в должности социального педагога, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с <дата>, взыскать расходы на юридические услуги в сумме 11000 руб.
Истец Радаев В.Н. и его представитель Яковлева Л.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнениях и пояснениях к иску. Дополнительно указали, что деятельность ЧУСО «Детская деревня SOS Кандалакша» по своим целям, задачам и функциям аналогична государственным учреждениям, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика Ермакова Г.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Дополнительно указала, что при включении в стаж работы истца спорных периодов право на назначение пенсии по состоянию на <дата> у истца имелось бы. Вместе с тем указала, что заявленный период с <дата> по <дата> не проверялся на наличие или отсутствие внутри него периодов, не подлежащих включению в стаж по общим основаниям.
Представитель третьего лица Следникова Е.М. в судебном заседании полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению. Указала, что в должности директора учреждения работает непродолжительное время, прежние руководители не предпринимали мер с целью постановки учреждения на соответствующий учет в пенсионный орган, в настоящее время учреждение обратилось в пенсионный орган с заявлением о постановке на учет как учреждения, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что Радаев В.Н. с <дата> по настоящее время работает в частном учреждении социального обслуживания «Детская деревня – SOS Кандалакша» в должности <данные изъяты> на условиях полного рабочего времени.
<дата> Радаев В.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от <дата> Радаеву В.Н. отказано в установлении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в виду отсутствия требуемой продолжительности (не менее 25 лет) стажа педагогической деятельности.
В оспариваемом решении указано, что дата регистрации Радаева В.Н. в системе государственного пенсионного страхования – <дата>, специальный (педагогический) стаж, учтенный по состоянию на <дата>, составил 12 лет 04 мес. 11 дн., при требуемом не менее 25 лет. Из подсчета стажа работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности, исключен период работы, отраженный в ВИЛС ЗЛ без кода особые условия труда «28-ПД» с <дата> по <дата>.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Зайцевой Н.А. за назначением досрочной страховой пенсии по старости - 15 ноября 2018 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту – Список № 781).
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена должность социального педагога, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве учреждения социального обслуживания в числе прочих названы центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, в частности, предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности социального педагога в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, в числе которых поименованы центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Принимая решение в части отнесения места работы истца к социальным учреждениям, поименованным в пункте 1.13 Списка N 781, суд принимает во внимание нормативные положения, определяющие цели, организационную структуру и порядок деятельности учреждений социального обслуживания граждан в Российской Федерации, подлежащие применению при решении вопроса о возможности зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ) регулируются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) установлено, что к учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.
Учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ).
Согласно примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 258н (действовавшей до 02.03.2021), в число организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, включены центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утвержденной приказом Минтруда России от 17.12.2020 N 918н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания", в число организаций социального обслуживания, осуществляющих стационарное обслуживание, включены центры социального обслуживания, осуществляющие полустационарное обслуживание центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также в число организаций социального обслуживания включены иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, полустационарное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому и срочное социальное обслуживание.
Исходя из приведенных нормативных положений центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, относятся к организациям, предоставляющим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе несовершеннолетним, социальные услуги в форме социального обслуживания.
Принимая решение в данной части суд учитывает следующее.
Согласно сведениям, предоставленным ЧУСО «Детская деревня – SOS Кандалакша», ранее, до 28.01.2016, данное учреждение именовалось как негосударственное образовательное учреждение «Детская деревня – SOS Кандалакша». При смене наименования статус организации не изменился: организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из информации Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации от 09.04.2004 № 01-51-49/25-13, предоставленной председателю комитета по образованию Мурманской области по обращению о правовом статусе учреждения «Детская деревня – SOS», следует, что негосударственное учреждение «Детская деревня – SOS» относится к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из разъяснений заместителя министра Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2016 № ВК-572/04 «О предоставлении льгот педагогическим работникам» следует следующее.
В соответствии с пунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организацией, осуществляющей обучение (далее - организация), является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. При этом согласно части 6 статьи 31 Федерального закона для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (далее - Номенклатура).
Согласно пункту 2 раздела IV приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее - отпуск) продолжительность отпуска педагогических работников, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры, работающих в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 56 дней.
Учитывая изложенное, воспитателям и социальным педагогам, состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, то есть выполняющим обязанности по одному или по двум, или по всем перечисленным видам деятельности, предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней.
Воспитатели и социальные педагоги, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, как педагогические работники в соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы.
В свою очередь продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" Минтрудом России издан приказ от 1 сентября 2015 г. N 588н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" (зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2015 г., регистрационный N 39875).
Дополнительно Минобрнауки России обращает внимание на то, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся все организации (государственные, муниципальные, частные), в которые дети помещаются под надзор, и руководители которых осуществляют в отношении детей функции законного представителя.
В случае, если дети на основании акта органа опеки и попечительства помещаются под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, в том числе такие как специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве), специальные коррекционные образовательные учреждения и так далее независимо от их наименования и ведомственной принадлежности, такие учреждения также относятся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Образовательная деятельность в Детской деревне – SOS Кандалакша осуществлялась на основании лицензий на право осуществления образовательной деятельности по программе «Содержание, воспитание и социально-педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках педагогической модели Германа Гмайнера» от 24.10.2006 серии А № 124814 со сроком действия до 23.10.2011, от 25.10.2011 регистрационный номер 158-11, выдана бессрочно, а также на дополнительное образование детей и взрослых от 14.07.2016 № 230-16.
Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 утверждены Примерные положения о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей".
Так, пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.
В пункте 9 Положения указано, что в соответствии со своими задачами центр:
а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;
б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
в) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;
г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
е) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
Согласно уставу негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня - SOS Кандалакша», утвержденному 20.09.2002, указанное учреждение является негосударственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) (пункт 1.1 устава).
Целью деятельности Детской деревни является воспитание, развитие и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях, приближенных к семейным, в соответствии с педагогической системой Германа Гмайнера и их дальнейшую социальную адаптацию (пункт 2.1 устава).
Основными задачами являются: создание благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности и дальнейшую социальную адаптацию воспитанников в обществе; обеспечение социальной защиты, медико- психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение программ, развивающих личность, воспитание в интересах общества; обеспечение охраны здоровья воспитанников; защита прав и интересов воспитанников (пункт 2.2 устава).
Режим функционирования Детской деревни круглосуточный, непрерывный. Режим функционирования образовательного процесса осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании (пункт 3.4 устава).
Администрация Детской деревни приобретает право и принимает на себя обязательства опекуна и попечителя воспитанников. На детей, проживающих в Детской деревне, распространяются социальные льготы и меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные действующим законодательством РФ и Мурманской области (пункт 4.8 устава).
Аналогичные положения предусмотрены также уставом негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня - SOS Кандалакша», утвержденным в 2006 году.
Согласно уставу частного учреждения социального обслуживания «Детская деревня - SOS Кандалакша», утвержденному 08.12.2015, Детская деревня является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающей социальные услуги посредством реализации общих целей, предусмотренных настоящим уставом (пункт 1.1 устава).
На Детскую деревню, как на организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, куда помещены под надзор дети, возлагается исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей, а также защите их прав и законных интересов (пункт 1.12 устава).
Деятельность детской деревни строится на принципах социально-педагогической системы Германа Гмайнера и модели Детских деревень – SOS, основанной на идеях гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, в условиях, максимально приближенных к семейным (пункт 1.13 устава).
Детская деревня создана для выполнения социальных и иных функций некоммерческого характера в целях: содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содержания и воспитания в условиях, приближенных к семейным, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав; подготовки к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников Детской деревни; предоставление временного сопровождаемого проживания на условиях самообслуживания, сопровождения выпускников Детской деревни из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет и содействия защите их прав; организация работы по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия (пункт 2.2 устава).
Предметом деятельности Детской деревни является: предоставление услуг по содержанию и воспитанию в условиях, приближенных к семейным, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, образовательных и иных услуг; предоставление услуг по профилактике социального сиротства: социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых и иных услуг, сопровождение семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудном жизненной ситуации, проживающими в Мурманской области; предоставление услуг по содействию семейному устройству детей-сирот; предоставление услуг по временному сопровождаемому проживанию, постинтернатному сопровождению выпускников из числе детей-сирот в возрасте до 23 лет; реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ (пункт 2.2 устава).
Аналогичные положения содержатся в уставе частного учреждения социального обслуживания «Детская деревня - SOS Кандалакша», утвержденном 24.04.2020.
Таким образом, цели, задачи и предмет деятельности названного учреждения, вне зависимости от его переименования, поскольку функциональные обязанности учреждения, как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись, применительно к нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и пункта 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 о зачете в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы в должности социального педагога в учреждениях социального обслуживания, соответствуют типу учреждения социального обслуживания, в частности, центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Как указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2020 N 18-КГ20-81-К4, в силу положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Таким образом, суд не вправе ограничиваться дословным указанием наименования социальных учреждений, указанных в Списке № 781 и не должен формально оценивать указанные выше обстоятельства,
Организационное устройство учреждения социального обслуживания не в соответствии с наименованием, предусмотренным Списком, как обстоятельство, не зависящее от истца, не может лишать его права на назначение досрочной пенсии.
Радаев В.Н., работая в качестве <данные изъяты>, оказывал социально-педагогическую помощь, а также осуществлял социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Принимая решение, суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. Условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.
По смыслу ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим, в частности, в учреждениях для детей в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям (п. 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года N 11-П).
С учетом изложенного, суд приходит выводу, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, поскольку форма собственности и организационная форма частного учреждения социального обслуживания «Детская деревня SOS Кандалакша», ранее – негосударственное образовательное учреждение «Детская деревня SOS Кандалакша», не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности истца от других работников образования, поскольку материалами дела установлено, что указанное учреждение осуществляет деятельность, аналогичную деятельности социальным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, установленной типовым положением, с соблюдением соответствующих стандартов.
Довод представителя ответчика об отсутствии кода педагогической деятельности в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица за спорные периоды, в связи с чем спорные периоды не могут быть засчитаны в льготный стаж, судом не принимаются, поскольку обязанность по предоставлению сведений о льготном характере работы истца в пенсионный фонд возлагает на работодателя, а не предоставление работодателем сведений о льготном стаже не должно лишать истца права на включение спорного периода работы в специальный стаж и не могут привести к ущемлению его пенсионных прав при доказанности факта льготного характера его работы.
На основании изложенного, принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что заявленный период с <дата> по <дата> не проверялся на наличие или отсутствие внутри него периодов, не подлежащих включению в стаж по общим основаниям, а также о том, что при включении спорного периода у истца будет достаточно стажа для назначения пенсии с <дата>, суд считает, что требование истца о включении в его стаж работы, связанный с осуществлением педагогической деятельности и дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периода с <дата> по <дата>, подлежит удовлетворению за исключением периодов, не подлежащих включению по общим основаниям, оспариваемое решение пенсионного органа является незаконным, вследствие чего подлежит отмене, досрочная страховая пенсия должна быть назначена истцу с заявленной даты обращения – <дата>.
Истцом также заявлены требования о взыскании стоимости оказанные ему юридических услуг на сумму 11000 руб.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно статье 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоял ось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания части 1 статьи 98, статьи 100 ГПК РФ следует, что судебные издержки (в том числе расходы на оплату услуг представителя) возмещаются той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Исходя из смысла указанных норм, в каждом конкретном случае суд, при взыскании расходов на оплату услуг представителя, определяет разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.
Судом установлено, что Радаев В.Н. обращался за юридической помощью к адвокату Горячеву И.И., которому по соглашению об оказании юридической помощи № 98 от 26.10.2023 по квитанции к приходному кассовому ордеру от 26.10.2023 № 026 оплатил оказанные юридические услуги в размере 6000 руб.
Согласно указанному соглашению адвокат оказывает юридические услуги по изучению по документам доверителя материалов гражданского дела по иску о досрочном назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, по подготовке письменной юридической консультации по данному делу.
Кроме того, Радаевым В.Н. произведена оплата юридических услуг адвоката Горячева И.И. по указанному выше соглашению по квитанции серии А № 031 от 24.11.2023 за консультацию.
Из объяснений Радаева В.Н. в судебном заседании следует, что адвокатом Горячевым И.И. были подготовлены и представлены суду дополнительные письменные пояснения по вопросам назначения досрочной пенсии.
Суд учитывает объем проделанной представителем заявителя работы, предоставление письменных пояснений по делу, анализ применяемого законодательства.
Одновременно суд принимает во внимание, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о чрезмерности заявленных расходов, суду не представлено.
Исходя из объема проделанной представителем работы, принимая во внимание среднюю стоимость юридических услуг в Мурманской области (pravorub.ru), суд полагает, что заявленный истцом размер расходов на представителя отвечает принципу разумности и подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Отменить решение Отделения ПФР России по Мурманской области от <дата><номер> в части отказа Радаеву В.Н. во включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы, связанной с педагогической деятельностью с <дата> по <дата>, и отказа в установлении пенсии.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН 1025100846814) включить в стаж работы Радаева В.Н., связанной с осуществлением педагогической деятельности и дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период работы с <дата> по <дата> в должности социального педагога, за исключением периодов, не подлежащих включению по общим основаниям.
Назначить Радаеву В.Н. досрочную страховую пенсию с <дата>.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (ОГРН 1025100846814) в пользу Радаева В.Н. (СНИЛС <данные изъяты>) судебные расходы в размере 11000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева