ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/12 от 16.02.2012 Александровского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-125/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск 16 февраля 2012 г.

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.

с участием прокурора Габовой К.С.,

при секретаре Плотниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Александровска в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Александровска обратился в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, устанволении срока исполнения обязательств - 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Мотивируя свои доводы тем, что прокуратурой г.Александровска проведена проверка по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в ходе которой установлены нарушения прав инвалидов.

Государством гарантирована социальная защита инвалидов, обеспечивающая наряду с другими мерами условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В число таких условий входит обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 15 ч. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами.

В целях обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 4 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» установлен перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, в том числе предусмотрено оснащение пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального и краевого законодательства вход в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33», расположенное по адресу: <адрес>, не оснащен пандусами.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставлено.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В целях обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в соответствии со ст. 4 Закона Пермской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» установлен перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, в том числе предусмотрено оснащение пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и 25 апреля 2005 г.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Александровска проведена проверка соблюдения требований федерального и краевого законодательства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33», в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона вход в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33», расположенное по адресу: <адрес>, не оснащен пандусами, данный факт также подтверждается фотоматериалом (л.д. 6-8).

Таким образом, учитывая все доказательства, имеющиеся в деле, в совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Александровска в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» подлежит удовлетворению, поскольку ответчик является объектом социальной инфраструктуры.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей, поэтому судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 000,00 рублей подлежат взысканию с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» обязанность обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов и других маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33» срок исполнения обязательств - 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Общества с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение тридцати дней.

Председательствующий Е.Н. Шерстобитова