Дело № 2-125/2019
84RS0002-01-2019-000147-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2019 года г.п. Диксон
Усть-Енисейский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Диксонского районного суда Красноярского края Санкин С.В, исполняющего обязанности председателя Усть-Енисейского районного суда Красноярского края,
при секретаре Митенковой И.С.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Таймырского района Красноярского края Матюхиной М.В., в режиме видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таймырского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Муниципальному казенное учреждению «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» сельского поселения Караул о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплат.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» сельского поселения Караул (далее МКУ «ЦОХО» с.п. Караул) о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы и денежной компенсации за нарушение срока выплат, мотивируя тем, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в указанном учреждении на основании трудового договора. В ходе проверки поступившего 16.05.2019 заявления ФИО1 о защите трудовых прав, установлено, что ответчик в нарушение федерального законодательства о минимальном размере оплаты труда, который с 01.01.2018 установлен в размере 9 489 руб., с 01.05.2018 - в размере 11 163 руб., а также норм трудового законодательства, в соответствии с которыми оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, в период с января по декабрь 2018 года выплачивал ФИО1 заработную плату ниже установленного минимального размера оплаты труда, в результате не доплатил истцу заработную плату в сумме 55 594 руб. 65 коп. с учетом НДФЛ. В связи с чем, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 55 594 руб. 65 коп. и денежную компенсацию за невыплату заработной платы в установленный срок в размере 10 493 руб. 68 коп.
В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора Таймырского района Красноярского края Матюхина М.В. исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца не начисленной и не выплаченной заработной платы, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты и изложенные доводы поддержала.
Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие или об отложении слушания дела не представила.
Представитель ответчика МКУ «ЦОХО» с.п. Караул в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, отзыва, а также ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие или об отложении слушания дела суду не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Администрация сельского поселения Караул, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие или об отложении слушания дела суду не представлено.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 и частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статьям 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом, при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Труд работников, занятых на работах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в повышенном размере, с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 146,148,315-317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 №3 «О порядке исчисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных Постановлением от 11.09.1995 №49, следует, что установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, процентные надбавки и районные коэффициенты, начисляются на фактический заработок работника.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.2 Постановления от 07.12.2017 №38-П, минимальный размер оплаты труда, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.37), должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, исчисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо.
Статьей 1 Федерального закона №83-ФЗ от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен: с 01 января 2018 года в сумме 9489 руб. в месяц (ред. от 28.12.2017), с 01 мая 2018 года - в сумме 11 163 руб. в месяц (ред. от 07.03.2018).
Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 №12 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно которому Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края (ранее Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) отнесен к районам Крайнего Севера.
Решением Собрания Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района №02-0076 от 23.12.2005 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и работающих в организациях, финансируемых из бюджета муниципального района», установлен районный коэффициент для расчета заработной платы, пособий, стипендий и компенсаций, выплачиваемых органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями муниципального района, в размере равном 1,8 (80%), и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере не более 80 процентов, рассчитанная в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.1).
Из указанного выше следует, что заработная плата работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть не менее минимального размера оплаты труда (с учетом стимулирующих выплат постоянного характера). Районный коэффициент и процентная надбавка начисляется на определенный размер заработной платы, обеспечивающий минимальный размер оплаты труда.
Следовательно, для работников муниципальных учреждений, расположенных на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, финансируемых из бюджета муниципального района, отработавших норму рабочего времени, заработная плата в силу Федерального закона №82-ФЗ с 01.01.2018 должен составлять не менее 24 671,40 руб. (9489х2,6), с 01.05.2018 не менее 29023,80 руб. (11163х2,6) (при наличии у работника процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%).
Судом установлено, что МКУ «ЦОХО» с.п. Караул является муниципальным казенным учреждением, расположено на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которая отнесена к районам Крайнего Севера, что подтверждается Уставом МКУ «ЦОХО» с.п. Караул.
Истец ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МКУ «ЦОХО» с.п. Караул, с 01.02.2011г., куда была принят на должность <данные изъяты>, с ФИО1 при приеме на работу был заключен трудовой договор, установлен должностной оклад, выплаты стимулирующего характера, персональные выплаты, районный коэффициент в размере 80% и процентная надбавка в размере 80%.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются расчетом по не выплаченной заработной плате (л.д.5), расчетом компенсации за задержку выплаты заработной платы (л.д.6-7), расчётными листками (л.д. 8-19), трудовым договором № от 16.10.2017г. (л.д. 20-21), приказом о приеме на работу уборщиком служебных помещений № от 17.10.2017г. (л.д.22), приказом о предоставлении отпуска № от 05.04.2018г. (л.д. 23), приказом о предоставлении отпуска работнику № от 05.04.2018г. (л.д. 24), расчетами по не начисленной и невыплаченной заработной плате (л.д. 69-74), расчетными листками (л.д.75-81), расчетными ведомостями (л.д. 82-97), табелями рабочего времени (л.д.98-112).
Из представленного ответчиком расчета, разницы между суммой фактически начисленной и полученной истцом заработной платы в период с января по декабрь 2018 года, исходя из установленного минимального размера оплаты труда, с начислением на данную сумму районного коэффициента и процентных надбавок за работу в особых климатических условиях следует, что в нарушение требований Конституции Российской Федерации, трудового законодательства, Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, ответчиком за отработанное время начислена и выплачена заработная плата работнику не в полном объеме.
В результате, согласно указанному расчету, в период с января по декабрь 2018 года ответчиком была допущена недоплата истцу заработной платы в сумме 55 594 руб. 65 коп. (с учетом НДФЛ), в том числе: по заработной плате <данные изъяты> январь – 6478,01 руб., за февраль – 6478,01 руб., марта – 6478,01 руб., апрель – 6478,01 руб., за май – 7463,75 руб., июнь – 3790,65 руб., июль – 10 145,54 руб., сентябрь – 9,26 руб., отпуск с 21.05.18г. – 4092,00 руб., отпуск с 06.08.18г. – 4181,54 руб.
Сторонами, представленный расчет задолженности, не оспаривается, суд оснований ставить под сомнение правильность произведенных расчетов не находит.
В силу требований статьи 24 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ удерживает работодатель, являющийся налоговым агентом, при выплате работнику заработной платы. Суд не является налоговым агентом.
Согласно нормативно правового документа «Учетная политика МКУ «ЦОХО» сельского поселения Караул, выплата заработной платы работнику производится два раза в месяц за первую половину месяца 16 числа и за вторую половину месяца 1 числа, следующего за текущим месяцем значит, заработная плата за отработанный месяц должна быть выплачена не позднее 1 числа следующего месяца, с 2 числа работник имеет право на начисление процентов в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате и отпускных за период с января по декабрь 2018 года в сумме 55 594 руб. 65 коп. (с учетом НДФЛ), в том числе: по заработной плате <данные изъяты>: январь – 6478,01 руб., за февраль – 6478,01 руб., марта – 6478,01 руб., апрель – 6478,01 руб., за май – 7463,75 руб., июнь – 3790,65 руб., июль – 10 145,54 руб., сентябрь – 9,26 руб., отпуск с 21.05.18г. – 4092,00 руб., отпуск с 06.08.18г. – 4181,54 руб.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В силу ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала, значит при уходе в отпуск.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку ответчиком нарушены сроки выплаты заработной платы он, на основании ст.236 ТК РФ обязан выплатить денежную компенсацию. При этом размер компенсации определяется работодателем самостоятельно, по состоянию на день выплаты. При невыплате компенсации либо при ее недостаточности работник вправе обратиться в суд. В рассматриваемом случае сумма компенсации по состоянию на 08 октября 2019 года составляет:
январь – 1883,58 руб., за февраль – 1790,73 руб., марта – 1785,02 руб., апрель – 1594,13 руб., за май – 1732,08 руб., июнь – 824,71 руб., июль – 2055,28 руб., сентябрь – 1,60 руб., отпуск с 21.05.18г. – 979,27 руб., отпуск с 06.08.18г. – 847,10 руб., таким образом, сумма процентов по всем задолженностям, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца составляет 13 493 руб. 50 коп.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 ч.1 статьи 333.19, пункта 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального района государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска в суд был освобожден, в размере 2272 руб. 64 коп. исходя из расчета: (55 594,65 + 13 493,50) - 20000руб.) х 3% + 800 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таймырского района Красноярского края в интересах ФИО1 к Муниципальному казенному учреждению «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» сельского поселения Караул о взыскании не начисленной и не выплаченной заработной платы, взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплат – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» сельского поселения Караул в пользу ФИО1, не начисленную и не выплаченную заработную плату в 2018 году и отпускные выплаты за 2018 год, в размере 55 594 руб. 65 коп, денежную компенсацию за невыплату заработной платы и оплаты отпуска по состоянию на 08 октября 2019 года в размере 13 493 руб. 50 коп. и по дату фактической выплаты, а всего взыскать 69 088 (шестьдесят девять тысяч восемьдесят восемь) рублей 15 копейки.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» сельского поселения Караул в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере 2272 (две тысячи двести семьдесят два) рубля 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через канцелярию Усть-Енисейского районного суда.
Судья Санкин С.В.
Решение в окончательной форме принято 08 октября 2019г.