Дело №2-125/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2019 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Чебоксары о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары о признании незаконным действий ответчика, выраженных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>; возложении на ответчика обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> по <адрес> и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, выполненной ООО «НПП «Аршин».
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником гаража №, площадью <данные изъяты> в.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения иных объектов, характерных для населенных пунктов (для размещения дворовой территории). Для проведения кадастровых работ в отношении земельного участками под капитальными гаражами ФИО1 была заказана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в ООО «НПП «Аршин». После этого он, совместно с другими собственниками гаражей обратился в администрацию города с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражами площадью <данные изъяты> кв.м. и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация г.Чебоксары отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на подпункт 4 пункта 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ. Истец считает, что действия ответчика являются незаконными и нарушающими права истца на приобретение в аренду земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании заявленные требования в части возложения на ответчика обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, выполненной ООО «НПП «Аршин», поддержали по основаниям, изложенным в иске, а требования о признании незаконными действий ответчика, выраженных в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предварительном согласовании предоставления этого же земельного участка не поддержали, просили их не рассматривать. Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, представитель истца считает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, а также вводят в заблуждение, так как для общего пользования предусмотрена иная земля, а не та на которую фактически претендует истец.
Представитель ответчика администрации г.Чебоксары ФИО3, действующий по доверенности, не признал заявленные истцом требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая, что отказ администрации был основан на подп.4 п.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, где указано на то, что образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Земельный участок, на который фактически претендует истец, предполагает использование для обеспечения общего свободного доступа неограниченного круга лиц, а изменение его вида разрешенного использования на иной фактически выводит его из земель общего пользования и ограничит возможность беспрепятственного использования для неограниченного круга лиц.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, представители МКУ «Земельное управление» г.Чебоксары и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В порядке ст.167 ГПК РФ судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей.
Рассмотрев требования истца, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных указанным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ).
Споры об образовании земельных участков рассматривается в судебном порядке (п. 8 ст. 11.2 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником гаража под №, площадью <данные изъяты> в.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной суду копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 5).
Указанный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения иных объектов, характерных для населенных пунктов (для размещения дворовой территории), что стороной ответчика н оспаривается и подтверждается управлением росреестра.
Для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка под капитальными гаражами ФИО1 была заказана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в ООО «НПП «Аршин», которым установлены координаты характерных точек границ образуемого земельного участка с кадастровым (условным) номером № в результате уточнения границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № (л.д. 6-12).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к ответчику (обращение зарегистрировано за вх. №) с просьбой о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № администрацией <адрес> ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, поскольку приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.04.2017 №738/пр утверждены виды элементов планировочной структуры. Формируемый земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. с видом разрешенного использования «обслуживание автотранспорта (размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных)» по <адрес> расположен в границах элемента планировочной структуры (квартале), застроенного многоквартирными домами, и в согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков по указанному адресу возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания данной территории, который не разрабатывался.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п.2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Пунктом 6 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ
Согласно ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
- документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 13, 14.1 – 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
ФИО1 как собственник объекта недвижимости, находящегося на испрашиваемом земельном участке, в силу ст. 39.20 ЗК РФ обладает исключительным правом на приобретение в аренду со множественностью лиц этого земельного участка без проведения торгов на основании пп.9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, поскольку является собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
Поскольку испрашиваемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости истца, не сформирован, заявитель обоснованно в порядке пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов – утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка предоставляется заявителем, если участок предстоит образовывать и отсутствует проект межевания территории в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены в пункте 16 ст. 11.10 ЗК РФ, и к ним относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Вследствие того, что границы земельного участка не определены, отсутствует утвержденный уполномоченным органом проект межевания территории, заявитель в качестве обоснования образования земельного участка правомерно предоставил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ссылка представителя ответчика на п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ неправомерна, так как согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В пункте 35 статьи 1 ГрК РФ, в редакции, действующей с 01.01.2017, дано понятие элемента планировочной структуры – часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Виды элементов планировочной структуры: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования; территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта; улично-дорожная сеть утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №738/пр (зарегистрирован в Минюсте России 26.05.2017 №46850).
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункт 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2 названной статьи). При этом в состав материалов по обоснованию проекта планировки в графической форме входит схема расположения элемента планировочной структуры (подпункт 1 пункта 5 статьи 42 ГрК РФ).
Элементы планировочной структуры учитываются и в проекте межевания территории (статья 43 ГрК РФ).
Из указанных норм следует, что документацией по планировке территории, включающей проект планировки территории, проект межевания территории выделяются и утверждаются, в том числе элементы планировочной структуры.
В действующем градостроительном законодательстве отсутствуют иные способы определения границ элемента планировочной структуры.
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации кадастровый квартал не является элементом планировочной структуры. Администрация г.Чебоксары не приводит доказательств того, что образуемый земельный участок входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), документально это не подтверждено. Указанное свидетельствует об отсутствии вышеуказанного документа.
Более того, администрация г.Чебоксары в своем письменном ответе истцу указывает, что проект межевания данной территории не разрабатывался.
При таких обстоятельствах правила, предусмотренные подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, применяются при наличии утвержденного проекта планировки территории. При отсутствии утвержденного проекта планировки территории допускается образование земельных участков в соответствии со схемой расположения земельного участка. Данная позиция истца подтверждается письмом Министерства экономического развития РФ от 30 ноября 2018 года №Д23и-5783 «О разделе земельного участка».
Таким образом, доводы администрации г.Чебоксары о невозможности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду на основании схемы расположения земельного участка не могут быть приняты во внимание, поскольку реализация заявителем своих прав не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по разработке проекта межевания территории.
Подготовка проекта межевания территории зависит от воли публичного органа, поэтому заявитель (истец по делу) не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания территории.
На основании изложенного суд считает, что требования истца о возложении на ответчика обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории, выполненной ООО «НПП «Аршин», суд считает законными и обоснованными, а, соответственно, и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Удовлетворить требования ФИО1 о возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Возложить на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики обязанности вынести решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> с кадастровым (условным) номером № и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории (кадастровый квартал №), выполненной ООО «НПП «Аршин» ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 января 2019 года.
Судья С.Н. Тигина