ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/19 от 28.01.2019 Павлоградского районного суда (Омская область)

№ 2-125/2019

УИД 55RS0028-01-2019-000110-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Павлоградский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кириленко Л.В.,

при секретаре Молчановой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Павлоградка Омской области 16 апреля 2019 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области к МБОУ «Милоградовская ОШ» и Комитету образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения прибором учета тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Павлоградского района Омской области обратился в суд с иском к МБОУ «Милоградовская ОШ» и Комитету образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, в котором указал, что здание образовательного учреждения расположено по адресам: <адрес>, теплоснабжение зданий осуществляется в рамках заключенного 15.01.2019 контракта с МУП «Павлоградское», согласно п.2.3.1 данного контракта абонент обязан обеспечивать наличие отвечающих установленным техническим требованиям тепловых сетей, приборов учета тепловой энергии, а также другого необходимого эксплуатационного оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии, однако здания образовательного учреждения в нарушение Федеральных законов «О теплоснабжении» и «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до настоящего времени не оборудованы приборами учета тепловой энергии. Истец указал, что отсутствие приборов учета тепловой энергии приводит к невозможности определения характеристик тепловой энергии, теплоносителя в целях контроля качества теплоснабжения при предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним и лишает образовательную организацию возможности принятия должных мер по защите прав несовершеннолетних в случае предоставления услуги теплоснабжения ненадлежащего качества. Кроме того, отсутствие прибора учета приводит к невозможности учета показаний теплосчетчика при расчетах с поставщиком ресурса в рамках договора теплоснабжения, что приводит к увеличению размера платы за поставленный энергоресурс, к нерациональному и неэффективному использованию бюджетных средств. Прокурор просил обязать ответчиков оборудовать прибором учета тепловой энергии здание МБОУ «Милоградовская ОШ» в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д.2-7).

В судебном заседании помощник прокурора Павлоградского района Омской области Кондинкина Д.Е. поддержала исковое заявление, уточнила требования, просила оборудовать приборами учета здания учреждения по адресам: <адрес>, не возражала против установления срока исполнения решения до 01.09.2020.

Представитель ответчиков МБОУ «Милоградовская ОШ» и Комитета образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области Куц Г.И. (по доверенностям л.д.45-48), не возражала против иска, поддержала отзыв на исковое заявление (л.д.53-55), согласно которому просила установить срок исполнения решения до 01.09.2020.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района в том числе относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации и проведению мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе, на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

На основании статьи 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В судебном заседании установлено, что в оперативном управлении МБОУ «Милоградовская ОШ» находятся здания, расположенные по адресам: <адрес>. 15.01.2019 между образовательным учреждением и МУП «Павлоградское» был заключен контракт на теплоснабжение со сроком действия до 31.12.2019 (л.д.24-28).

Согласно Уставу, МБОУ «Милоградовская ОШ» является муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем учреждения является муниципальное образование Павлоградский муниципальный район Омской области. Функции учредителя от имени Павлоградского муниципального района в пределах своих полномочий осуществляет Комитет образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области (л.д.8-23).

Статьей 13 Закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу ч.ч.1,3 ст. 24 Закона начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

При таких обстоятельствах, полагая, что неэффективное использование бюджетных средств может нанести вред бюджетной системе, затрудняя выполнение возложенных на нее законом задач и функций по предоставлению образовательных услуг несовершеннолетним, суд считает необходимым обязать ответчиков оборудовать прибором учета тепловой энергии здание детского суда.

Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что действия могут быть совершены только ответчиками, требуют дополнительного финансирования, принимая во внимание осуществление формирования бюджета Павлоградского муниципального района Омской области на текущий год без учета необходимости несения расходов, вызванных установкой прибора учета тепловой энергии, являющихся для учреждения значительными, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 августа 2020 года.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, она подлежит взысканию с ответчиков. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст.45 ГПК РФ является истцом по делу.

В исковом заявлении прокурор указал, что отсутствие приборов учета тепловой энергии приводит к невозможности определения характеристик тепловой энергии, теплоносителя в целях контроля качества теплоснабжения при предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним и лишает образовательную организацию возможности принятия должных мер по защите прав несовершеннолетних в случае предоставления услуги теплоснабжения ненадлежащего качества. Таким образом, исковое заявление предъявлено и в интересах несовершеннолетних, т.е. в интересах физических лиц. В силу ст.333.19 НК РФ при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает пошлину в размере 300 рублей.

В деле два ответчика, поскольку Комитет образования является органом Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, т.к. органа местного самоуправления, государственная пошлина подлежит взысканию с образовательного учреждения в размере 150 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Павлоградского района Омской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павлоградского муниципального района Омской области «Милоградовская основная школа» и Комитет образования Администрации Павлоградского муниципального района Омской области оборудовать здания образовательного учреждения, расположенные по адресам: <адрес>, приборами учета тепловой энергии.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Павлоградского муниципального района Омской области «Милоградовская основная школа» государственную пошлину в бюджет Павлоградского муниципального района Омской области в размере 150 рублей.

Решение подлежит исполнению до 31 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Павлоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В.Кириленко