ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/2013 от 22.01.2013 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Гражданское дело 2-125/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рязань п.Соколовка 22 января 2013 года

Судья Рязанского районного суда Рязанской области Языкова В.Л.,

при секретаре судебного заседания Беляевой Е.В.

с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошиной Н.Н.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации МО Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области о признании части нормативного акта противоречащим закону,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Рязанского района Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании части нормативного акта противоречащим закону. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведен мониторинг соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям законодательства о муниципальной службе. Решением Совета депутатов Дубровического сельского поселения от 10.02.2011 № 79 (в редакции решения Совета депутатов от 07.08.2012г. № 123) утверждено «Положение о муниципальной службе в муниципальном образование - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» (далее - Положение), которое первоначально было опубликовано в «Информационном бюллетене муниципального образования -Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области» № 2 25.02.2011, в последней редакции - в «Информационном бюллетене вестнике муниципального образования -Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области» № 8 30.08.2012. Данный нормативный правовой акт подлежит признанию противоречащим закону в части по следующим основаниям. Пунктом 4 части 2 статьи 8 Положения определено, что граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы Дубровического сельского поселения Рязанского муниципального района обязаны иметь для старших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу. Согласно статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Статьей 9 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-03 «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона Рязанской области от 15.10.2012 № 77-03) предусмотрено, что типовым квалификационным требованием для старших должностей муниципальной службы является среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, без предъявления требований к стажу. Частью 7 статьи 8.2 и частью 2 статьи 24 Положения установлено, что запись о присвоении классных чинов, запись о поощрении или награждении вносится в личное дело и в трудовую книжку муниципального служащего. Частью 6 статьи 19 Положения определено, что дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей статьей, продолжительностью в три календарных дня. Однако, Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона от 16.07.2012 № 44-03), нормы, устанавливающие обязанность внесения записи в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего не предусмотрены. Согласно части 6 статьи 20 Закона дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством. Таким образом, «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» в действующей редакции противоречит нормам Закона субъекта о муниципальной службе, тем самым устанавливает завышенные требования для граждан, претендующих на замещение старшей муниципальной должности, а также Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Просит признать пункт 4 части 2 статьи 8, часть 7 статьи 8.2, часть 2 статьи 24, в части 6 статьи 19 слова «продолжительность в три календарных дня» «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании -Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования -Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района от 10.02.2011 г. № 79 (в ред. от 07.08.2012), недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Ермошина Н.Н. в судебном заседании требования заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и просит их удовлетворить.

Председатель Совета депутатов муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просит провести судебное заседание в ее отсутствии, с требованиями прокурора Рязанского района Рязанской области согласна.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Муниципального образования Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, не возражала против их удовлетворения.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора Рязанского района Рязанской области и представителя заинтересованного лица, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что заявление прокурора Рязанского района Рязанской области законно и обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.

Целью судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов является лишение юридической силы нормативного акта, противоречащего федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а задачей - защита прав неопределенного круга лиц, на который распространяется действие оспоренного нормативного акта.

Из главы 24 ГПК РФ следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов, противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В своих Постановлениях (Постановление от 16 июня 1998 г. N 19-П, Постановление от 11 апреля 2000 г. N 6-П, Постановление от 18 июля 2003 г. N 13-П, Постановление от 27 января 2004 г. N 1 -П) Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что суды общей юрисдикции вправе при установлении противоречия оспоренного нормативного правового акта закону признать его (оспоренный акт) недействующим, то есть не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Из изложенных правовых позиций и предписаний закона следует, что суд своим решением в случае выявления противоречия оспоренного нормативного акта закону прекращает действие такого акта, лишая его юридической силы.

В судебном заседании установлено, что «Положение о муниципальной службе муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» утверждено решением Совета депутатов Дубровического сельского поселения от 10.02.2011 года №79 (в редакции решения Совета депутатов от 07.08.2012 года №123) и опубликовано в Информационном бюллетене муниципального образования – Дубровическое сельское поселение от 25.02.2011 года №2, в последней редакции в Информационном бюллетене вестнике МО – Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области» №8 от 30.08.2012 года.

Согласно статьям 4 и 15 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако, в нарушение указанных требований, часть норм «Положения о муниципальной службе муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» противоречит действующему законодательству, а именно:

Пунктом 4 части 2 статьи 8 Положения определено, что граждане, претендующие на замещение должности муниципальной службы Дубровического сельского поселения Рязанского муниципального района обязаны иметь для старших должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу.

Согласно статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Статьей 9 Закона Рязанской области от 17.10.2007 № 136-03 «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона Рязанской области от 15.10.2012 № 77-03) предусмотрено, что типовым квалификационным требованием для старших должностей муниципальной службы является среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности, без предъявления требований к стажу.

Частью 7 статьи 8.2 и частью 2 статьи 24 Положения установлено, что запись о присвоении классных чинов, запись о поощрении или награждении вносится в личное дело и в трудовую книжку муниципального служащего. Частью 6 статьи 19 Положения определено, что дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей статьей, продолжительностью в три календарных дня.

Однако, Законом Рязанской области «О муниципальной службе в Рязанской области» (в редакции Закона от 16.07.2012 № 44-03), нормы, устанавливающие обязанность внесения записи в личное дело и трудовую книжку муниципального служащего не предусмотрены. Согласно части 6 статьи 20 Закона дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством.

Таким образом, пункт 4 части 2 статьи 8, часть 7 статьи 8.2, часть 2 статьи 24, в части 6 статьи 19 «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании - Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» в действующей редакции, являются недействующими и не подлежащими применению, как противоречащие имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Закону Рязанской области от 17.10.2007 года №136 «О муниципальной службе в Рязанской области».

Доказательств внесения изменений и дополнений в «Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» Советом депутатов МО - Дубровического сельского поселения не представлено.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая это требование закона, суд полагает возможным признать часть норм «Положения о муниципальной службе муниципального образования – Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, заявление прокурора Рязанского района Рязанской области подлежит удовлетворению.

В силу ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в Информационном бюллетене Дубровического сельского поселения.

Руководствуясь ст., ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать пункт 4 части 2 статьи 8, часть 7 статьи 8.2, часть 2 статьи 24, в части 6 статьи 19 слова «продолжительность в три календарных дня» «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании -Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования -Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района от 10.02.201 1 № 79 (в ред. от 07.08.2012), недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Совет депутатов муниципального образования Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области послевступления решения в суда в законную силу опубликовать в Информационном бюллетене муниципального образования Дубровического сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области сообщение о признании недействующимипункта 4 части 2 статьи 8, части 7 статьи 8.2, части 2 статьи 24, в части 6 статьи 19 слова «продолжительность в три календарных дня» «Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании -Дубровическое сельское поселение Рязанский муниципальный район Рязанской области», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования -Дубровическое сельское поселение Рязанского муниципального района от 10.02.201 1 № 79 (в ред. от 07.08.2012).,

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья В.Л.Языкова