№ 2-125/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2014 года
Островский районный суд пос. Судиславль Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е.,
с участием заместителя прокурора ФИО2 района Виноградовой К.С.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности разместить информацию,
установил:
Прокурор ФИО2 района обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что Прокуратурой ФИО2 района, в соответствии с заданием прокуратуры Костромской области, проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).
Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (далее по тексту - Федеральный Закон) являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит, в т.ч.:
1) общую информацию о органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования муниципальных правовых актов;
информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
9) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц)", общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Согласно ч. ст. 13 Федерального Закона состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в частях 1-3, 5-7 статьи 14, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч.ч. 7, 8 ст. 14 Федерального Закона).
Во исполнение вышеуказанных норм, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято Постановление № «О перечне информации о деятельности органов местного самоуправления <адрес> (далее по тексту -Постановление)., п. 1 которого утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления <адрес> (далее по тексту -Перечень).
Перечнем утверждено 18 пунктов - категории информации, подлежащей размещению в сети Интернет, её периодичность, сроки обновления и ответственные лица.
Как установлено в ходе проверки, официальный сайт администрации <адрес> (...) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не функционирует.
Администрацией <адрес> в целях реализации, в т.ч. вышеуказанных мероприятий, с администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о взаимодействии (далее по тексту - соглашение) по вопросу размещения информации на официальном сайте администрации района -(...), где в п. 2.5 предусмотрена обязанность администрации <адрес> предоставлять в администрацию района (в общий отдел), в т.ч. информацию в соответствии по ст. 13 Федерального Закона.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ страничка <адрес> на официальном сайте администрации <адрес> (...) по адресу (...) функционирует.
На данной странице размещен ряд информации о деятельности органов местного самоуправления <адрес>, но, как установлено проверкой, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение указанных требований Федерального закона и Постановления, на страничке <адрес> на официальном сайте администрации <адрес> (...) по адресу (...) не размещена следующая подлежащая обязательному размещению информация:
1) перечень законов и иных нормативно правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции ОМС - в нарушение п. 2 Перечня;
2) сведения о руководителях ОМС, его структурных подразделениях - в нарушение п. 4 Перечня в сети Интернет отсутствуют данные о Председателе Совета Депутатов <адрес>, отделах администрации <адрес>;
3) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении ОМС - в нарушение п. 5 Перечня;
4) информация о нормотворческой деятельности ОМС - в нарушение п. 6 Перечня последние муниципальные нормативные правовые акты ОМС <адрес>, размещенные на вышеуказанном сайте, датированы мартом 2012 года;
5) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд - в нарушение п. 7 Перечня;
6) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг - в нарушение п. 8 Перечня;
7) формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых ОМС к рассмотрению - в нарушение п. 9 Перечня;
8) информация об участии ОМС в целевых и иных программах - в нарушение п. 10 Перечня;
9) информация о состоянии защиты населения от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них - в нарушение п. 11 Перечня;
10) информация о результатах проверок, проведенных ОМС - в нарушение п. 12 Перечня;
11) статистическая информация о деятельности ОМС - в нарушение п. 14 Перечня;
12) сведения об использовании ОМС бюджетных средств - в нарушение п. 15 Перечня;
13) информация о кадровом обеспечении ОМС - в нарушение п. 16 Перечня;
14) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений - в нарушение п. 17 Перечня;
15) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность - в нарушение п. 18 Перечня;
16) обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах - в нарушение п. 19 Перечня;
17) информация о результатах проверок, проведенных в ОМС- в нарушение п.13 Перечня.
Указанные выводы следуют из «скриншотов» страниц официального сайта администрации <адрес> (...) сделанные ДД.ММ.ГГГГ, которые являются неотъемлемой частью справки о проверке от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 33 Устава муниципального образования <адрес>, принятого решением Совета Депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация поселения -исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
На основании норм Постановления об ответственных лицах, все вышеуказанные категории информации должны размещать должностные лица (работники) администрации <адрес>.
Согласно вышеуказанных норм, обязанность по размещению вышеуказанных сведений возложена на администрацию <адрес>.
Несоблюдение администрацией <адрес> требований законодательства о размещении в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Федеральным Законом приводит к нарушению прав граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом; принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления, закрепленных в ст. 4 Федерального Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор ФИО2 района обращается с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования <адрес> и иных заинтересованных лиц.
Просит:
Обязать администрацию <адрес> разместить на официальном сайте администрации <адрес> по адресу: (...) информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>:
1) перечень законов и иных нормативно правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>;
2) сведения о руководителях органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> - данные о Председателе Совета Депутатов <адрес>, структурных подразделениях - отделах администрации <адрес>;
3) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органов местного самоуправления городского поселения <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
4) информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления <адрес> - муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления <адрес>, принятые с 27 мая 2013 по март 2014 года;
5) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд органов местного самоуправления <адрес> в период с 27 мая 2013 по март 2014 года;
6) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, принятые органами местного самоуправления <адрес> принятые с 27 мая 2013 по март 2014 года;
7) формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления <адрес>;
8) информацию об участии органов местного самоуправления <адрес> в целевых и иных программах в период с 27 мая 2013 по март 2014 года;
9) информацию о состоянии защиты населения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них на территории <адрес>
10) информацию о результатах проверок, проведенных органами местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 года;
11) статистическую информацию о деятельности органов местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 го да;
12) сведения об использовании ОМС бюджетных средств с июня 2013 года по март 2014 года;
13) информацию о кадровом обеспечении по состоянию на март 2014 года;
14) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений;
15) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
16) обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах период с 27 мая 2013 по март 2014 года;
17) информацию о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Виноградова К.С., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО1, в судебном заседании пояснил, что исковые требования прокурора ФИО2 района признает.
Изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих
государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).
Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (далее по тексту - Федеральный Закон) являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2).
Согласно ч. ст. 13 Федерального Закона состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных, определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 статьи 14, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч.ч. 7, 8 ст. 14 Федерального Закона).
Суд согласен с доводами прокурора о том, что несоблюдение администрацией требований законодательства о размещении в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с Федеральным Законом приводит к нарушению прав граждан на свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом; принципов открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверности информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременности ее предоставления, закрепленных в ст. 4 Федерального Закона, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным не взыскивать с ответчика государственную пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,
решил:
Обязать администрацию <адрес> разместить на официальном сайте администрации ФИО2 <адрес> по адресу: (...) информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>:
1) перечень законов и иных нормативно правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>;
2) сведения о руководителях органов местного самоуправления муниципального образования <адрес> - данные о Председателе Совета Депутатов <адрес>, структурных подразделениях - отделах администрации <адрес>;
3) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органов местного самоуправления <адрес> за период с 27 мая 2013 по 01 марта 2014;
4) информацию о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления <адрес> - муниципальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления <адрес>, принятые с 27 мая 2013 по март 2014 года;
5) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд органов местного самоуправления <адрес> в период с 27 мая 2013 по март 2014 года;
6) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, принятые органами местного самоуправления <адрес> принятые с 27 мая 2013 по март 2014 года;
7) формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органами местного самоуправления <адрес>
8) информацию об участии органов местного самоуправления <адрес> в целевых и иных программах в период с 27 мая 2013 по март 2014 года;
9) информацию о состоянии защиты населения от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них на территории <адрес>
10) информацию о результатах проверок, проведенных органами местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 года;
11) статистическую информацию о деятельности органов местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 го да;
12) сведения об использовании ОМС бюджетных средств с июня 2013 года по март 2014 года;
13) информацию о кадровом обеспечении по состоянию на март 2014 года;
14) порядок и время приема граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций, общественных объединений;
15) порядок рассмотрения обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
16) обзоры обращений, обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2014 года;
17) информацию о результатах проверок, проведенных в органах местного самоуправления <адрес> с июня 2013 года по март 2014 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья: С.Е. Затынин