ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/202014 от 14.01.2020 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-125/2020 14 января 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе: судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Адаркиной Д.Д.

с участием: старшего помощника Магаданского транспортного прокурора Карабанова Е.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Охотского территориального управления Росрыболовства Лихолобова М.В., действующего на основании доверенности от 9.01.2020 № 22

в отсутствие представителя ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 14 января 2020 года гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» о возложении обязанности провести оценку воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получении в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании указанной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с вышеназванным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что Магаданской транспортной прокуратурой в ходе анализа соблюдения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности ООО «Магаданнефто», и выявлены нарушения.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, к видам деятельности ООО «Магаданнефто» отнесены такие виды деятельности как деятельность агентов по оптовой торговле твердым, жидкими газообразным топливом и связанными продуктами, торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.

В связи с погрузочно-разгрузочной деятельностью в отношении нефтепродуктов, производимой на нефтепирсе лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан (акватория бухты Нагаево Охотского моря), ООО «Магаданнефто» имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, выданной ДВУ Госморнадзора от 21.11.2013 № .

Причал № 7 в морском порту Магадан эксплуатируется ответчиком на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, нефтепирс лит. Х – на основании договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Утверждает, что в период с июля по сентябрь 2019 ответчиком с использованием гидротехнических сооружений перегружено более 70 тыс. тонн мазута и дизельного топлива, т.е. он осуществляет водопользование водным объектом в целях функционирования объектов морского транспорта при перегрузке опасных грузов, вследствие чего обязан провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, а также согласовать деятельность по перегрузке опасных грузов с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству и реализовать мероприятия по охране водных объектов, водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Вместе с тем, в нарушение ч.ч. 1-3 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пп. «б» п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, пп. «б» п. 2, п. 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, ответчиком оценка деятельности по перегрузке опасных грузов в морском порту Магадане не осуществлена, указанная деятельность не согласована с Федеральным агентством по рыболовству (территориальным органом), что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации на сохранение водных биологических ресурсов и их рациональное использование.

Просит суд обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести оценку воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получить в Федеральном агентстве по рыболовству заключение о согласовании указанной деятельности.

Участвующий в судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Суду пояснил, что требования прокурора ответчиком на день рассмотрения дела в суде не исполнены.

Представитель Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебном заседании полагал исковые требования Магаданской транспортной прокуратуры подлежащими удовлетворению, в обоснование привел доводы, изложенные в отзыве. Суду пояснил, что поскольку деятельность общества связана с перегрузкой опасных грузов, оказывающих воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в связи с чем, оно обязано в соответствии с действующим законодательством обеспечить проведение оценки такого воздействия и получить необходимое согласование в органах Рыболовства.

Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, отзыв по существу иска не представил.

Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных в дело доказательств, Магаданской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности ООО «Магаданнефто».

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что ООО «Магаданнефто» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на нефтепирсе лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан (акватория бухты Нагаево Охотского моря).

21.11.2013 ДВУ Госморнадзора ООО «Магаданнефто» выдана лицензия серии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Из письма ООО «Магаданнефто» от 20.09.2019 усматривается, что в период с июля по сентябрь 2019 ответчик с использованием нефтепирса лит. Х и причала № 7 в морском порту Магадан (акватория бухты Нагаево Охотского моря) перегружено более 70 тыс. тонн мазута и дизельного топлива.

Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации опасный груз определен как груз легко воспламеняющийся, взрывчатый или опасный по своей природе (пункт 1 статьи 151).

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под опасными грузами понимаются грузы, которые в силу присущих им физико-химических свойств и (или) иных особенностей при перевозке, переплавке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Из изложенного следует, что мазут и дизельное топливо относятся к опасным грузам.

25.10.2019 Магаданской транспортной прокуратурой руководителю Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству направлено письмо № с просьбой предоставить информацию какая деятельность, оказывающая воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (помимо строительства, реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов), осуществляемая в морском порту Магадан подлежит согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и (или) его территориальными органами в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384; подлежит ли согласованию деятельность хозяйствующих субъектов по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, гидротехнических сооружений (причалов, пирсов и т.д.) при перегрузке грузов (опасных грузов) с морских судов на причалы и обратно, сливу сточных вод в водные объекты и иная схожая деятельность; согласовывалась ли такая деятельность с Охотским территориальным управлением или Федеральным агентством по рыболовству.

Согласно письму Охотского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 28.10.2019 , на территории Магаданского морского торгового порта воздействие на водные биологические ресурсы может оказывать проведение погрузо-разгрузочных работ, в т.ч. выгрузка угля открытым способом, а также сброс сточных вод в акваторию Охотского моря. Деятельность предприятий, включая ООО «Магаданнефто» по эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, гидротехнических сооружений (причалов, пирсов и т.д.) при перегрузке грузов (опасных грузов) с морских судов на причалы и обратно, сливу сточных вод в водные объекты и иная схожая деятельность Управлением не согласовывалась.

11.11.2019 транспортным прокурором генеральному директору ООО «Магаданнефто» направлено требование о предоставлении информации и документов, связанных оценкой воздействия деятельности общества на биоресурсы и среду их обитания.

Из письма ООО «Магаданнефто» от 14.11.2019 № 1551 следует, что 21.11.2013 обществом получена лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, морских портах серия . Согласно нормам законодательства Российской Федерации в перечень документов, представляемых для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах указаны акты проверки предприятия органами санитарно-карантинного, пожарного, экологического, технического надзора. Без соответствующих установленных законом согласований и разрешений ДВУ Госморнадзор не выдал бы лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.

В соответствии с ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Распоряжением Ленского бассейнового водного управления от 12.04.2019 № 38 утверждена часть береговой линии (границы водного объекта), границы части водоохраной зоны и части прибрежной защитной полосы Охотского моря на территории Магаданской области.

Согласно ст. 50 Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям статей 1 и 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды.

Статьей 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды" определено, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В силу подп. «б» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пунктом 2 вышеназванных Правил определено, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование:

а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, проектная документация которых является объектом государственной экологической экспертизы;

б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.

Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) (пункты 8, 9 Правил).

Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по согласованию строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утв. приказом Минсельхоза России от 25.08.2015 N 381 (далее - Регламент), установлены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росрыболовства и его территориальных органов, порядок взаимодействия Росрыболовства и его территориальных органов с юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, либо их уполномоченными представителями, а также подведомственными организациями Росрыболовства и их должностными лицами при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

В соответствии с п. 18 Регламента, результатами предоставления государственной услуги являются: заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) с решением о согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания и заключение Росрыболовства (территориального органа Росрыболовства) с решением об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

С учетом того, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам ООО «Магаданнефто» осуществляется в морском порту (акватория бухты Нагаево Охотского моря), данная деятельность является объектом оценки на предмет ее воздействия на биоресурсы и среду их обитания и согласованию названной деятельности с Федеральным агентством по рыболовству. Такая оценка и согласование являются обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Между тем ответчиком не соблюдены обязательные требования, предъявляемые законодательством к хозяйственной деятельности в морском порту.

Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и опровергающих доводы Магаданского транспортного прокурора, равно как и доказательств, подтверждающих получение в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании погрузо-разгрузочной деятельности и проведение оценки воздействия данной деятельности применительно к опасным грузам на нефтепирсе лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан (акватория бухты Нагаево Охотского моря), в материалах дела не имеется.

То обстоятельство, что ответчику выдана лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах не означает отсутствие оснований по обеспечению ответчиком оценки воздействия на окружающую среду погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получению в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании указанной деятельности.

При этом, вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Магаданского судебного района от 5.09.2019 и 22.10.2019 подтверждается, что перегрузка нефтепродуктов в морском порту Магадан производится ответчиком в условиях отсутствия плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая то обстоятельство, что обязанность по обеспечению оценке воздействия на окружающую среду возложена на ответчика, а ее несоблюдение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения исковых требований Магаданского транспортного прокурора о возложении на ООО «Магаданнефто» провести оценку воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получить в Федеральном агентстве по рыболовству заключение о согласовании указанной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика (коммерческая организация), характер и длительность допущенного нарушения, комплекс мероприятий, необходимых для проведения оценки воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получения в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании указанной деятельности, объем финансирования, необходимый для выполнения таких мероприятий.

Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к определенному Магаданским транспортным прокурором в соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сроку, материалы дела не содержат.

Исходя из совокупности вышеперечисленных обстоятельств, суд считает, что срок исполнения обязанности, определенный Магаданским транспортным прокурором в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным и достаточным.

Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик в соответствии с положениями ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку исковые требования Магаданского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» о возложении обязанности провести оценку воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получении в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании указанной деятельности, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» провести оценку воздействия погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на причале лит. Х и причале № 7 в морском порту Магадан и получении в Федеральном агентстве по рыболовству заключения о согласовании указанной деятельности, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магаданнефто» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 17 января 2020 года.

Судья О.Ю. Маркова