Дело № 2-125/2021
25RS0018-01-2021-000019-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Кировский 11 марта 2021 года.
Кировский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Комова Д.Г.,
с участием помощника прокурора Кировского района Приморского края Безноговой Е.О.,
представителя ответчика – Администрации Кировского городского поселения в лице главы ФИО1, представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Трофимец А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кировского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края о возложении обязанности обеспечения инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района Приморского края обратился в Кировский районный суд Приморского края с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кировского городского поселения о возложении обязанности обеспечения инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, в котором указал следующее.
Во исполнение поручения прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой Кировского района проведена проверка исполнения требований закона при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, по результатам которой установлено, что Администрацией Кировского городского поселения не реализуются полномочия по обеспечению сетями водоснабжения и водоотведения земельных участков, предназначенных для предоставления указанной категории граждан.
Так, в настоящее время 45 земельных участков, которые были предоставлены семьям, имеющим трёх и более детей, с целью индивидуального жилищного строительства, не обеспечены сетями водоснабжения и водоотведения.
В число таких участков вошли земельные участки, имеющие кадастровые номера: №
В целях устранения нарушения закона ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Кировского района главе Администрации Кировского городского поселения было внесено представление, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные земельные участки водоснабжением и водоотведением не обеспечены.
При этом, Кировским городским поселением не запланировано участие в программе Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020 – 2027 годы» по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения.
Прокурор обращается в суд с настоящими исковыми требованиями в целях защиты прав публичного образования – Кировского городского поселения, поскольку факты неисполнения Администрацией Кировского городского поселения обязательств по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой (водоснабжением и водоотведением), повлекли нарушение прав граждан из числа многодетных семей, которым ранее предоставлены земельные участки на территории района, нарушают интересы государственной семейной политики в Российской Федерации, одной из основных задач которой является обеспечение многодетных семей земельными участками и как следствие возможность их использования, а также повлекли нарушение прав неопределённого круга лиц, поскольку конкретный перечень граждан, которые будут проживать на данной территории впоследствии, неизвестен.
В связи с чем, прокурор Кировского района просит возложить на Администрацию Кировского городского поселения обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельные участки, которые предоставленные гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства с кадастровыми номерами: №
Участвующая в судебном заседании прокурор Безногова Е.О. поддержала исковые требования прокурора Кировского района и просила их полностью удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации Кировского городского поселения – глава администрации ФИО1 в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями прокурора Кировского района он согласен, но просил учесть то, что для выполнения данной обязанности Администрации Кировского городского поселения потребуется отсрочка её исполнения на срок не менее двух лет из-за отсутствия достаточных финансовых средств.
Представитель третьего лица – Администрации Кировского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте его проведения уведомлён судебной повесткой, ходатайств об отложении судебного заседания суду не предоставлял.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, суд приходит к следующему.
В силу п.п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трёх и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р утверждена «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Одной из основных задач государственной семейной политики является создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение этой задачи включает в себя, в том числе, предоставление многодетным семьям земельных участков.
В целях реализации данного законоположения в Приморском крае принят Закон Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае», определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства (статья 1).
Согласно ст. 2 ч. 6 Закона Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ земельные участки предоставляются гражданам органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, городских поселений, а в отношении граждан, местом жительства которых является сельское поселение или населённый пункт, расположенный на межселенной территории, – органом местного самоуправления муниципального района.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Законом Приморского края № 837-КЗ от 08.11.2011 года Администрацией Кировского муниципального района в 2014 году и в 2015 году предоставлены 28 семьям, имеющим трёх и более детей, в общую долевую собственность земельные участки для жилищного строительства с кадастровыми номерами: №
Также из материалов дела следует, что после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» и разграничения полномочий по распоряжению земельными участками, в соответствии с Законом Приморского края № 837-КЗ от 08.11.2011 года Администрацией Кировского городского поселения Кировского муниципального района в 2016 году, в 2017 году, в 2018 году предоставлены 17 семьям, имеющим трёх и более детей, в общую долевую собственность земельные участки для жилищного строительства с кадастровыми номерами: №.
В соответствии с п.п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ (в редакции от 01.04.2020 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021 г.) «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из указанных положений действующего законодательства следует, что организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях является осуществлением публичной функции органа местного самоуправления.
Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019 г. № 945-па утверждена Государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильём и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020 – 2027 годы.
В п. 5.3 Подпрограмма № 2 «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Приморского края» раздела V Государственной программы Приморского края указано, что целях реализации подпрограммы предоставляются субсидии, выделяемые из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей, инженерной инфраструктурой в Порядке согласно приложению № 9 к государственной программе.
В пункте 2 Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета установлено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям, в том числе на строительство инженерной инфраструктуры к границам земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трёх и более детей.
Также пунктом 5 Порядка установлено, что для получения субсидий уполномоченные органы местного самоуправления муниципального образования представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края заявку на предоставление субсидий с указанием направления расходования субсидии, потребности в субсидии (сведений о планируемой потребности в субсидии на очередной финансовый год) на исполнение каждого расходного обязательства, количества земельных участков, обеспечение инженерной инфраструктурой которых планируется за счёт предоставления субсидии, с приложением схемы их расположения, подписанные главой муниципального образования, и иными документами.
Однако, в нарушение данных норм закона Администрацией Кировского городского поселения, с момента предоставления указанных земельных участков в собственность многодетных семей и по настоящее время, не принимались меры, направленные на организацию и проведение строительных работ по возведению инфраструктуры, а также не направлялись заявки на получение субсидии из бюджета Приморского края, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований закона в период с 2014 года по настоящее время муниципальные контракты по созданию инженерной инфраструктуры на водоснабжение и водоотведение путём технологического присоединения для земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, для индивидуального жилищного строительства в районе предоставленных участков не заключались.
Из материалов дела следует, что вследствие выявленных нарушений действующего законодательства прокуратурой Кировского района Приморского края главе Администрации Кировского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление № об устранении нарушений законодательства о предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трёх и более детей, с требованием принять конкретные меры по устранению и не допущению вновь выявленных нарушений.
Из представленной Администрацией Кировского городского поселения информации от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Кировского района следует, что 45 земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трёх и более детей, обеспечены подъездными путями и сетями электроснабжения. Земельные участки семьями не осваиваются, работы по строительству жилых домов не ведутся. В 2021 году Кировское городское поселение не планирует участвовать в краевых программах софинансирования в части проектирования и строительства объектов водоснабжения и водоотведения к данным участкам, в связи с отсутствием в бюджете поселения необходимых денежных средств и нецелесообразности проведения указанных работ.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кировского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кировского городского поселения о возложении обязанности в течение ближайших двух лет обеспечить инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, – подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Кировского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кировского городского поселения Кировского муниципального района Приморского края о возложении обязанности обеспечения инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, – удовлетворить.
Обязать Администрацию Кировского городского поселения Кировского района Приморского края в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить инфраструктурой – водоснабжением и водоотведением земельные участки, которые предоставлены для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трёх и более детей, с нижеперечисленными кадастровыми номерами:
№
№
№
№
№
№
№
№
№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 16 марта 2021 года.
Председательствующий: Д.Г. Комов