ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/2021 от 14.07.2021 Сапожковского районного суда (Рязанская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года р.<адрес>

Сапожковский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гавриковой Л.С., с участием прокурора <адрес>ФИО2, представителя ответчика – директора МОУ «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>» ФИО4, представителя третьего лица - администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО6, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Сапожковского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному образовательному учреждению «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному образовательному учреждению «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны объекта, указав в обоснование иска, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об обеспечении пропускного режима, установке систем экстренного оповещения, видеонаблюдения, о специальном обучении сотрудников, осуществляющих их охрану, а также соблюдение правил установки и использования игровых и спортивных площадок на придомовых территориях, в общественных местах и образовательных учреждениях. В ходе проведения проверки было установлено, что здания МОУ ФИО7 имени ФИО1 А.И., расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>; р.<адрес>; <адрес> не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

В судебном заседании прокурор процесса исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - директор МОУ «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>» ФИО4 в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен в части зданий школы, расположенных по адресам: <адрес>, р.<адрес>; р.<адрес>. В отношении здания школы, расположенной по адресу: <адрес> не согласен с требованиями, поскольку в школе обучаются меньше 50 человек. В 2018 году было направлено обращение начальнику отдела образования и молодежной политики администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес> с просьбой о включении в план финансово-хозяйственной деятельности школы на 2019 год необходимых средств на проведение комплекса мероприятий по оснащению школы современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты в соответствии с нормативными требованиями. В свою очередь начальник отдела образования и молодежной политики администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес> обращался к главе администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес> с ходатайством выделить денежные средства для выполнения мероприятий по оснащению школы современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ году направлено обращение начальнику финансово-казначейского управления администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО5 с просьбой изыскать возможность дополнительного выделения денежных средств на обеспечение сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны денежных средств для обеспечения безопасных условий обучения.

Представитель третьего лица - администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО6 в судебном заседании пояснил, что бюджет муниципального образования сформирован до 2022 года, в связи с чем, администрация МО – Сапожковский муниципальный район будет обращаться в <адрес>ную Думу о необходимости выделения денежных средств для выполнения указанных требований.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

П. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п.13 данного Постановления, устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия приведенных критериев категорирования: объекты (территории) третьей категории опасности - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек; объекты (территории) четвертой категории опасности - объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек.

Согласно п.17 указанного Постановления, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

В соответствии с п.18 указанного Постановления, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно п. 19 указанного Постановления, выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов.

П.20 указанного Постановления предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

В соответствии с п.24 указанного Постановления, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

Согласно п. 25 Постановления, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования. ФИО8 58485-2019, которым установлены общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно п.1.2 Стандарта, требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования.

Согласно п.3.7 охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательных организаций) это работник охранной организации, обладающий необходимой подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций на постах охраны образовательных организаций.

В соответствии с разделом 4 Стандарта, на всех объектах образования следует организовывать охранные мероприятия в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения

Охрана объектов образования может осуществляться охранными организациями, указанными в 1.2 на основании договоров на оказание охранных услуг с образовательными организациями и техническим заданием на оказание охранных услуг.

Охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества образовательной организации.

Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций) и выполняющие охранные функции на объектах образования, а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций.

По делу судом установлено, что здания МОУ ФИО7 имени ФИО1 А.И., расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>; р.<адрес>; <адрес> не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными письменными доказательствами: справкой о результатах поверки от ДД.ММ.ГГГГ; уставом МОУ «ФИО7 имени ФИО1 А.И Сапожковского муниципального района <адрес>»; обращением начальнику отдела образования и молодежной политики администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; ходатайством главе администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; обращением начальнику финансово-казначейского управления администрации МО – Сапожковский муниципальный район <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя вышеперечисленные обстоятельства и исследованные доказательства, учитывая, что здания образовательного учреждения - МОУ ФИО7 имени ФИО1 А.И., расположенные по адресу: <адрес>, р.<адрес>; р.<адрес>; <адрес> не охраняются сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, что является нарушением требований антитеррористического законодательства и не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждений, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательные учреждения, суд находит исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Муниципальному образовательному учреждению «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>», удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Сапожковская средняя школа имени ФИО1 А.И. Сапожковского муниципального района <адрес>» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с «Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации принято от ДД.ММ.ГГГГ и. ФИО8 58485-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования, путем обеспечения охраны объектов (территорий), расположенных по адресу: <адрес>, р.<адрес>; р.<адрес>; <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Сапожковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Сапожковского районного суда

<адрес>: Л.С. Гаврикова

Дело