ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/2021 от 24.03.2021 Петровского районного суда (Тамбовская область)

Гражданское дело № 2-125/2021.

УИД 68RS0019-01-2021-000155-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

с. Петровское 24 марта 2021 года.

Петровский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Сысоева Д.В., при секретаре судебного заседания Никандровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петровского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к администрации Петровского района, Тамбовской области об отмене распоряжения главы Петровского района № 56-р от 17.01.2018 г. и о сложении обязанностей с Пуршевой Н.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петровского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ), обратился в Петровский районный суд Тамбовской области к администрации Петровского района, Тамбовской области об отмене распоряжения главы <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ и о сложении обязанностей с ФИО1

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о муниципальной службе администрацией <адрес>. При проведении проверки выявлены нарушения законодательства РФ, допущенные администрацией района. Так, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на вакантную должность главной группы должностей муниципальной службы <адрес> - начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1, замещающей должность главной группы должностей муниципальной службы района (начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района) с 17.04.2018г. присвоен первый классный чин муниципальной службы в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей муниципальной службы - муниципальный советник юстиции 3 класса.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была назначена на вакантную должность главной группы должностей муниципальной службы - заместителя главы администрации района.

На момент назначения на должность начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района и на должность заместителя главы администрации района ФИО1 являлась студенткой ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» (заочная форма обучения), т.е. не имела высшего образования вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о муниципальной службе.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с должности заместителя главы администрации района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р. ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р., администрацией района с ней заключен трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ.

Положения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р указывают на то, что при назначении ФИО1 на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района за ней сохранен классный чин муниципальной службы: муниципальный советник юстиции 3 класса, присвоенный ей в должности начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р на ФИО1 (ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района) возложено исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации района.

Таким образом, ведущим специалистом отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляется исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации района.

Помимо этого, на момент возложения на ФИО1 исполнения обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации района, а также в настоящий момент ФИО1 является студенткой заочной формы обучения ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», т.е. не имеет высшего образования не ниже специалитета, магистратуры.

Должность заместителя главы администрации района на момент назначения ФИО1 исполняющей обязанностей заместителя главы администрации района являлась вакантной, в связи с чем, данный факт является нарушением федерального законодательства РФ, исключающим возможность дальнейшего исполнения обязанностей по вакантной должности.

Помимо этого, администрацией района в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента возложения исполнения обязанностей заместителя главы администрации района на ФИО1) по настоящее время не проводился конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы в <адрес> - заместителя главы администрации <адрес>, что свидетельствует о том, что администрацией района не принимаются меры к закрытию вакансии заместителя главы администрации района. Таким образом, администрацией района фактически осуществлен перевод ФИО1 на другую работу.

В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес>ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд обязать ответчика администрацию <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение требований законодательства Российской Федерации о муниципальной службе, а именно: отменить распоряжение главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О присвоении классного чина муниципальной службы и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин ФИО1»; сложить с ФИО1 исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации <адрес>.

Ответчик - представитель администрации <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и дате судебного разбирательства, в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя ответчика.

В материалах дела имеется отзыв администрации района за подписью и.о. главы <адрес> Фроловой М.В., в котором указано, что ответчик заявленные требования признает частично, что подтверждается приложенной копией распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении от исполнения обязанностей заместителя главы администрации района».

По требованиям отмены распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О присвоении классного чина муниципальной службы и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин ФИО1» поясняет следующее: распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был присвоен первый классный чин муниципальной службы в соответствии с замещаемой на тот момент должностью в пределах группы должностей муниципальной службы - муниципальный советник 3 класса. Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О классных чинах муниципальных служащих в <адрес>» содержит следующие положения: «Присвоенный классный чин сохраняется за муниципальным служащим при освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на муниципальную службу вновь».

При поступлении на муниципальную службу вновь либо назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы, в том числе в другом органе местного самоуправления, муниципальному служащему, согласно п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О классных чинах муниципальных служащих в <адрес>» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) «сохраняется ранее присвоенный классный чин и очередной классный чин не присваивается в случае, если замещаемая должность муниципальной службы относится к нижестоящей группе должностей, чем группа должностей, по которой муниципальному служащему присвоен классный чин». Таким образом, в строгом соответствии с законодательством <адрес>, при назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1 на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района, т.е. при назначении на должность муниципальной службы, относящуюся к нижестоящей группе должностей, присвоенный ей ранее классный чин был сохранен.

Таким образом, в части отмены распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О присвоении классного чина муниципальной службы и выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин ФИО1» Ответчик просит Петровский районный суд <адрес> отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о времени и дате судебного разбирательства, в судебном заседании не присутствовала, в своём заявлении просила о рассмотрении иска прокурора в её отсутствие.

Выслушав истца, учитывая мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на вакантную должность главной группы должностей муниципальной службы <адрес> - начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 присвоен первый классный чин муниципальной службы в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей муниципальной службы - муниципальный советник юстиции 3 класса.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 была назначена на вакантную должность главной группы должностей муниципальной службы - заместителя главы администрации района.

На момент назначения на должность начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района и на должность заместителя главы администрации района ФИО1 являлась студенткой ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» заочная форма обучения, направление «Агрономия» - приказ о зачислении от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не имела высшего образования вопреки требованиям законодательства Российской Федерации о муниципальной службе.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с должности заместителя главы администрации района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р. ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р., администрацией района с ней заключен трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ.

Положения распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р указывают на то, что при назначении ФИО1 на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района за ней сохранен классный чин муниципальной службы: муниципальный советник юстиции 3 класса, присвоенный ей в должности начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-р на ФИО1 (ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района) возложено исполнение обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации района.

Должность заместителя главы администрации района на момент назначения ФИО1 исполняющей обязанностей заместителя главы администрации района являлась вакантной, в связи с чем, данный факт является нарушением федерального законодательства РФ, исключающим возможность дальнейшего исполнения обязанностей по вакантной должности.

Помимо этого, администрацией района в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента возложения исполнения обязанностей заместителя главы администрации района на ФИО1) по настоящее время не проводился конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы в <адрес> - заместителя главы администрации <адрес>, что свидетельствует о том, что администрацией района не принимаются меры к закрытию вакансии заместителя главы администрации района. Таким образом, администрацией района фактически осуществлен перевод ФИО1 на другую работу.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 25-ФЗ) установлено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Согласно ст. 16 ФЗ № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

В случае установления в процессе проверки, предусмотренной ч. 4 ст.16 ФЗ № 25-ФЗ, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

<адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в <адрес>» (далее по тексту - <адрес>), которым определяются, в том числе, новые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы и утверждаются соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы <адрес>, Реестр должностей муниципальной службы в <адрес>, типовое положение о проведении аттестации муниципального служащего, типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту.

Согласно ст. <адрес> для замещения должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования: к уровню образования: а) для замещения высших и главных должностей муниципальной службы - высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры;

  1. к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки:

б) для главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.1 настоящей статьи;

Аналогичные нормы содержатся в Положении о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес>, утвержденном решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Положение).

Пункт 3.1 р. 3 Положения устанавливает, что для замещения для замещения главных должностей муниципальной службы необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

Для замещения главных должностей муниципальной службы необходимо наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, за исключением случая, предусмотренного п. 3.3 р. 3 Положения (п. 3.2 р. 3 Положения);

В соответствии с ч. 2 раздела II «Должности муниципальной службы в муниципальном образовании «муниципальный район» Реестра должностей муниципальной службы в <адрес>, утв. <адрес> должности «заместитель главы администрации», «начальник отдела» относятся к главной группе должностей муниципальной службы.

Пунктом 3 ст. 4 ФЗ № 25-ФЗ в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

В силу норм ФЗ №25-ФЗ, а также <адрес>, Положения о квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления <адрес>, утв. решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наличие высшего образования не ниже специалитета, магистратуры является обязательным для замещения главных должностей муниципальной службы в администрации <адрес>.

Таким образом при назначении ДД.ММ.ГГГГФИО1 на должность муниципальной службы - ведущего специалиста отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района, то есть при назначении на должность муниципальной службы, которая относится к нижестоящей группе должностей, не противоречит нормам п. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ- З «О классных чинах муниципальных служащих в <адрес>», поэтому присвоенный ФИО1 ранее классный чин был сохранен, в связи с чем заявленные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в январе 2018 года ФИО1 была назначена на вакантную должность главной группы должностей муниципальной службы <адрес> - начальника отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района, а в декабре 2018 года - на должность заместителя главы администрации района в нарушение установленных квалификационных требований к уровню образования, необходимому для исполнения должностных обязанностей, в связи с чем, такое нарушение исключает возможность присвоения ФИО1 классного чина муниципальной службы - муниципальный советник юстиции 3 класса.

По общему правилу исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается. Это предусмотрено пунктом 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке оплаты временного заместительства» (утв. постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ) согласно которому назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Должность заместителя главы администрации района на момент назначения ФИО1 исполняющей обязанностей заместителя главы администрации района являлась вакантной, в связи с чем, данный факт является нарушением федерального законодательства РФ, исключающим возможность дальнейшего исполнения обязанностей по вакантной должности.

Помимо этого, администрацией района в период с ДД.ММ.ГГГГ (с момента возложения исполнения обязанностей заместителя главы администрации района на ФИО1) по настоящее время не проводился конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы в <адрес> - заместителя главы администрации <адрес>, что свидетельствует о том, что администрацией района не принимаются меры к закрытию вакансии заместителя главы администрации района.

Ответчик исковые требования прокурора в части незаконности исполнения обязанностей ФИО1 по вакантной должности заместителя главы администрации <адрес> признал, суду предоставлено распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении от исполнения обязанностей заместителя главы администрации района», которым ФИО1, ведущий специалист отдела по управлению имуществом и землеустройству администрации района, с ДД.ММ.ГГГГ от исполнения возложенных на неё распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ-р обязанностей по должности заместителя главы администрации района освобождена.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора <адрес> в данной части законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петровского района Тамбовской области удовлетворить в части.

Удовлетворить исковые требования прокурора Петровского района Тамбовской области в части сложения с Пуршевой Наталии Алексеевны исполнения обязанностей по вакантной должности заместителя главы администрации Петровского района Тамбовской области.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд вынесший решение.

Судья Д.В. Сысоев

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2021 года.

Судья Д.В. Сысоев