ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-125/2022 от 18.01.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-125/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи – Коротенко Д.И.,

при секретаре судебного заседания –Соловьевой Н.В.,

с участием истца, представителя ответчика ФКУЗ МСЧ №... ФСИН России Рейценштейн С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2022 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Джемулова М. М.ича к ФКУЗ МСЧ №... ФСИН России о признании незаконным решения, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Джемулов М.М. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения, взыскании денежных средств.

Исковые требования мотивированы тем, что 19 мая 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о компенсационных выплат, связанных с протезированием зубов в соответствии с п.7 ст. 10Федеральный Закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 N 283-ФЗ.

14 июня 2021 года получил промежуточный ответ за подписью начальника мед.отдела Бережной Н.П. (исх.ОГ-35/30-295, от 8.06.2021), о том, что по заявлению проводится проверка и направлен запрос в мед.учереждение, выполнившее протезирование, о подтверждении финансовой документации.

Однако, 26.06.2021 года истец получил ответ за подписью начальника мед.отдела Бережной Н.Н (ОГ-35/30-338 от 24.06.2021), в котором сообщалось, что в компенсационных выплатах в сумме 75 705 ( семьдесят пять тысяч семьсот пять) рублей ему отказано

Одновременно сообщает, что он является инвалидом второй группы по заболеванию, полученному в период прохождения военной службы ( во ФСИН).

Просит суд признать незаконным решение ответчика, обязать Начальника мед.отдела ФСИН по Волгоградской области Выговскую Н.С. компенсировать ему материальные затраты, связанные с протезированием зубов в сумме 75 705 ( семьдесят пять тысяч семьсот пять) рублей, взыскать с ответчика причиненный моральный и физический вред в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил надлежащего ответчика, а именно ФКУЗ МСЧ №... ФСИН России.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика исковые требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Отношения, связанные с социальными гарантиями, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ от 30.12.2012 №283-Ф3).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им социальных гарантий.

Таким образом, Федеральный закон №283-Ф3 разграничивает данные категории граждан.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок медицинского обеспечения сотрудников и возмещения расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, оказывающих им медицинскую помощь, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 2 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911, расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются ее территориальным органом в субъекте Российской Федерации, где сотрудники проходят службу, в соответствии с заключенным между этим территориальным органом и соответствующей медицинской организацией договором на оказание медицинской помощи сотрудникам.

В соответствии с п. 2 той же статьи при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обслуживание сотрудника осуществляется в иных организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обслуживания сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в Правилах оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911).

Поскольку истец был уволен со службы из учреждения уголовно-исполнительной системы и стал инвалидом вследствие заболевания в ходе военной службы, то он относится к категории лиц, имеющих право за счет средств федерального бюджета на бесплатное оказание медицинской помощи, которая включает в себя в том числе различные медицинские обследования.

В судебном заседании установлено, что 19 мая 2021 года истец обратился к ответчику с заявлением о компенсационных выплат, связанных с протезированием зубов в соответствии с п.7 ст. 10Федеральный Закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2012 N 283-ФЗ.

26.06.2021 года истец получил ответ за подписью начальника мед.отдела Бережной Н.Н (ОГ-35/30-338 от 24.06.2021), в котором сообщалось, что в компенсационных выплатах в сумме 75 705 ( семьдесят пять тысяч семьсот пять) рублей ему отказано

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из ч.1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона №283-ФЗ граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении) имеют право на медицинское обеспечение.

Порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона №283-ФЗ предусмотрено, что за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, сохраняется право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) указанного органа за плату в размере двадцать пять процентов стоимости путевки, определяемой этим органом.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения.

Порядок организации медицинского обеспечения сотрудников и возмещения расходов указанным организациям установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2019 №491 «О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила).

На основании подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2019 № 491 финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службы исполнения наказаний и Министерству внутренних дел Российской Федерации (за исключением медицинской помощи, оказываемой отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования), в отношении, в том числе граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющих стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил, бесплатная медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) оказывается в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона №283-Ф3, а также граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Правил в случае отсутствия медицинских организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, либо отсутствия в таких медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования, осуществляется прикрепление (направление) сотрудников, а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3, а также граждане Российской Федерации, уволенные со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и ставшие инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.

На основании абзаца третьего пункта 2 Правил прикрепление граждан Российской Федерации, указанных в абзаце третьем подпункта «а» пункта 1 Правил к медицинским Организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили службу, производится по направлению соответствующих пенсионных органов (подразделений) Федеральной службы исполнения наказаний, а также кадровыми подразделениями таможенных органов Российской Федерации.

Согласно пункта 3 Правил:

направление лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил, в медицинские организации федеральных органов исполнительной власти, в которых указанные лица проходят (проходили) службу, для оказания им специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, к которым указанные лица прикреплены для медицинского обеспечения. Очередность направления указанных лиц определяется медицинскими организациями соответствующих федеральных органов исполнительной власти в соответствии с медицинскими показаниями;

направление прикрепленных лиц для медицинского обеспечения к соответствующим медицинским организациям федеральных органов исполнительной власти вышеуказанных лиц по медицинским показаниям, в медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации для оказания им специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти, к которым указанные лица прикреплены для медицинского обеспечения, по согласованию с медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях. Очередность направления указанных лиц определяется медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, в соответствии с медицинскими показаниями.

Следовательно, право на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих металлов) предусмотрены и регламентированы специальными Правилами.

Согласно материалов дела от истца в адрес ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России 20.05.2021 №ОГ-297 поступило обращение о компенсационных затратах на зубопротезирование и возмещении данных затрат.

Согласно копии договора от 01.02.2021 №217 «О предоставлении платных медицинских услуг» между государственным автономным учреждением здравоохранения «Волгоградская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и Джемуловым М. М.ичем на предоставление услуги по оказанию квалифицированной стоматологической помощи в соответствии с согласованным сторонами планом лечения и соглашением о перечне и стоимости оказываемых платных медицинских услугах, ему были оказаны услуги по зубопротезированию на общую сумму 73 705,00 рублей и эта сумма была истцом оплачена (с приложением чеков и актов выполненных работ).

Таким образом истец о своем намерении воспользоваться медицинскими услугами на изготовление и ремонт зубных протезов ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России не уведомлял, за разъяснениями о Порядке оказания таких медицинских услуг также не обращался.

Обращение поступило от Джемулова М.М. о возмещении уже понесенных расходов, то есть вопреки соблюдению установленных Правил, что подтверждают предоставленные им документы.

Таким образом, суд полагает, что истцом нарушен порядок обращения за бесплатной медицинской помощью в медицинское учреждение уголовно-исполнительной системы.

Истец самостоятельно обратился в государственное автономное учреждение здравоохранения «Волгоградская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и добровольно оплатил предоставленную услугу, используя свое право на платную медицинскую помощь (реализовал право в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи).

Кроме того в ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России отсутствуют зубопротезное отделение, зубопротезный кабинет, а также врач- специалист с соответствующим профилем по зубопротезированию, в соответствии со штатным расписанием ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России в филиале «Центр медицинской и социальной реабилитации» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний» имеется стоматологическое отделение с должностями врача- стоматолога-терапевта и начальника стоматологического отделения врача-хирурга.

На основании вышеизложенного следует, что нормативными правовыми актами не предусмотрена выплата компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу (сотруднику, либо гражданину, уволенному со службы в уголовно-исполнительной системе), понесшему такие затраты, также с каким-либо заявлением (письменным или устным) для оказания истцу бесплатной медицинской помощи предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации не обращался, соответственно отказался от своего права на бесплатное протезирование зубов в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Таким образом, оснований для признании решения об отказе в выплате истцу, а также взыскании компенсационной выплаты в связи с оказанием истцу платных медицинских услуг в ГАУЗ «Волгоградская областная клиническая стоматологическая поликлиника» у ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России не имеется.

Что касается требований истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Применительно к правоотношениям сторон, взыскание компенсации морального вреда могло иметь место при доказанности незаконности действий и нарушения сотрудниками ФКУЗ МЧС 34 ФСИН России личных неимущественных прав, посягательства на принадлежащие истцу другие нематериальные блага.

Однако таких доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, а также критериям достоверности и достаточности, в материалы дела не представлено.

Представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о причинении истцу морального вреда именно незаконным действиями ответчика, поскольку бесспорных доказательств причинения вреда его личным неимущественным правам, либо иным нематериальным благам, истцом, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных так же исковых требований в данной части.

При таких обстоятельствах, суд решает отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Джемулова М. М.ича к ФКУЗ МСЧ №34 ФСИН России о признании незаконным решения, взыскании денежных средств, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца через Центральный районный суд г.Волгограда.

Решение изготовлено в окончательной форме 21.01.2022 года.

Судья Д.И. Коротенко