Дело № 2-125/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2022 года село Чурапча
Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Мучина Д.М. единолично,
при секретаре Николаевой Е.И.,
с участием помощника прокурора Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина», Министерству по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по обеспечению охраны здания образовательного учреждения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Чурапчинского района РС (Я) ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина», Министерству по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности в срок до <ДАТА> обеспечить охрану объектов (территорий) образовательного учреждения, расположенного по адресу: РС (Я), <адрес>, в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА>№.
В обоснование иска указывается, что прокуратурой района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями района требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности. По результатам проверки прокуратурой установлено, что в соответствии с паспортом безопасности ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина», находящегося по адресу: РС (Я), <адрес>, присвоена 2 категория безопасности и в нарушение требований федерального законодательства, образовательное учреждение не обеспечено охраной объектов (территории) школы сотрудниками частных охранных организаций, тем самым не созданы условия, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности. При этом, согласно Устава образовательного учреждения учредителем образовательной организации является <адрес> (Якутия), функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности образовательной организации от имени Республики осуществляет Министерство по физической культуре и спорту РС (Я), финансовое обеспечение выполнения государственного задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидии из государственного бюджета РС (Я), в связи с чем, обязанность финансировать профилактические мероприятия в сфере образования возложена на Министерство. По мнению прокурора, указанные нарушения законодательства выразившееся в необеспечении антитеррористической защищенности в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, в связи с чем прокуратура района в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Чурапчинского района РС (Я) ФИО1 заявленные исковые требования поддержала полностью, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – директор ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д.П. Коркина» ФИО6 в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется письменно оформленное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, а также о согласии с исковыми требованиями и о признании иска прокуратуры района.
Представители ответчика – Министерства по физической культуре и спорту РС (Я) в судебное заседание также не явились, в материалах дела имеется письменно оформленное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, а также о согласии с исковыми требованиями прокуратуры района.
Суд, выслушав доводы и пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьёй 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребёнка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Согласно пп. д п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ <ДАТА>, основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу положений Федерального закона от <ДАТА> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28). Согласно пунктам 1 и 4 статьи 5 Федерального закона от <ДАТА> №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Российской Федерации.
В силу п.5 ч.6 и ч.7 ст.28 Закона об образовании администрация образовательной организации несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, а также за создание необходимых безопасных условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В силу требований п.8 ч.1, ч.2 ст.41 Закона об образовании, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется организация охраны здоровья обучающихся, которая в свою очередь включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от <ДАТА>№ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования №).
Согласно паспорту безопасности ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. ФИО3», расположенного по адресу: РС (Я), <адрес> присвоена 2 категория безопасности.
В соответствии с подп. «б» п. 25, п. 26 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что в нарушение требований ч.ч. 6. 7 ст. 28, ч.ч. 1, 2 ст. 41 Закона об образовании, подп. «б» п. 25, п. 26 Требований №, выразившиеся в необеспечении охраной объектов (территории) школы сотрудниками частных охранных организаций. Доказательств обратного, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 26.2 Федерального закона от <ДАТА> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ и государственных учреждений субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
Постановлением Правительства РС (Я) от <ДАТА>№ утверждено Положение «О Министерстве по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) и его Коллегии» (далее – Положение).
Согласно пункту 3.14 Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Пунктом 1.2 Устава ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. ФИО3» учредителем образовательной организации является Республика Саха (Якутия).
Функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности образовательной организации о имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) (п. 1.3 Устава).
В соответствии с п. 8.11 Устава финансовое обеспечение выполнения государственного задания образовательной организацией осуществляется в виде субсидии из государственного бюджета РС (Я).
Таким образом, обязанность финансировать профилактические мероприятия в сфере образования возложена на Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), как распорядителя бюджетных средств.
Требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
При таких обстоятельствах, поскольку необеспечение антитеррористической защищенности в образовательном учреждении отрицательно сказывается на обеспечении безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, суд считает требования прокурора Чурапчинского района РС (Я) обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокуратуры Чурапчинского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному образовательному учреждению РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. ФИО3», Министерству по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности по обеспечению охраны здания образовательного учреждения – удовлетворить.
Обязать Государственному бюджетному образовательному учреждению РС (Я) «Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. ФИО3» (ОГРН: № ИНН: № КПП: №), Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) (ОГРН: №, ИНН: №, КПП: № в срок до <ДАТА> обеспечить охрану объектов (территорий) образовательного учреждения, расположенного по адресу: 678670, <адрес> (Якутия), <адрес>, в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА>№.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Д.М. Мучин