ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-126-2011 от 27.01.2011 Барабинского районного суда (Новосибирская область)

                                                                                    Барабинский районный суд  Новосибирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Барабинский районный суд  Новосибирской области  — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-126-2011

Поступило в суд 27.01.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 г. г. Барабинск Новосибирской области

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Братчиковой Л.Г.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» г. Барабинска - ФИО2, действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Колпицыной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к униципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» г. Барабинска о взыскании переплаты в размере 59348 рублей 66 коп, уплаченных за жилищно – коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» г. Барабинска (далее по тексту МУП УК ЖКХ) и просила суд взыскать с ответчика в её пользу переплаченные ею денежные средства по оплате жилищно- коммунальных услуг в размере 59348 рублей 66 копеек.

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, снизив их размер, и просила суд взыскать с ответчика - муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» г. Барабинска в ее пользу переплаченные ею денежные средства по оплате жилищно- коммунальных услуг в размере 55020 рублей 39 копеек, так как ответчик в 2006 году произвел перерасчет в размере 4328 рублей 27 копеек.

В обоснование заявленных требований истица в исковом заявлении указала и в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п. 3 Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г. и Приказами Департамента Новосибирской области «Об установлении предельных индексов на жилищно-коммунальные услуги»: «коммунальные услуги» - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и другим услугам, обеспечивающим комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем вышеуказанных коммунальных и жилищных услуг является МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска, соответственно плата за оказанные услуги производится на их счет, поэтому и сумма иска предъявляется этой управляющей компании. Учитывая те обстоятельства, что Управляющая компания в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2010 г, предъявляет ей ежемесячно совокупный платеж за жилищные и коммунальные услуги с превышением установленных предельных индексов, что привело к нарушению её имущественных и жилищных нрав и образованию суммы переплаты в размере 59 348,66 руб. (пятьдесят девять тысяч триста сорок восемь рублей 66 коп,). Поскольку имеется вступившее в законную силу решение Федерального суда г. Барабинска от 22.12.2006 г. и от 26.12.2006 г., где четко сказано, что рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную от утвержденных предельных индексов, однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, утвержденных Приказами Департамента по тарифам Новосибирской области. Решения приняты и вступили в законную силу, но Управляющая компания считает, что, сделав перерасчет за 2006 год, они будут исполнены в полном объеме. А где приведение тарифов к законному соответствию с Решением № 19 от 17.03.2006 г., принятым Советом депутатов г. Барабинска на весь период с 01.04.2006 г. по 01.04.2007 г., что является единственным и законным. Все остальные порядковые акты Решениями Федерального суда от 22.12.2006 г. и 26.12.2006 г. были признаны незаконными. В связи с тем, что тарифы в 2006 году были изменены несколько раз, и не было стабильности в формировании тарифов на ЖКУ, она заняла выжидающую позицию с надеждой на их упорядочение. По этой причине оплату производила не ежемесячно, в виду чего за 2006 г. сложилась недоплата в размере 1826,37 руб. (одна тысяча восемьсот двадцать шесть рублей 37 коп.) Так как тарифы 2006 года, установленные городским Советом депутатов от 17.03.2006 г., являлись законными на конец отчетного периода, т. е. декабря 2006 г., что было подтверждено Федеральным судом г. Барабинска. Следовательно, они и являлись правовой базой для формирования тарифов на 2007 год соответственно на 2008, 2009 и 2010 гг. Рост тарифов и платежей за жилищно-коммунальные услуги для нее и других граждан должен соответствовать установленным предельным индексам на основании Приказов Департамента по тарифам Новосибирской области и Федеральной службы по тарифам РФ. В связи с тем, что нарушения, допущенные в 2006 году, не были приведены к законному соответствию, она вынуждена была сама начислять себе совокупный платеж исходя из приказов Департамента по тарифам Новосибирской области, полученных от руководителя Департамента ФИО15 по ее запросу. Поэтому на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области № 22 от 20.09.2006 г. тарифы конца 2006 года должны увеличиваться на величину, установленного предельного индекса на 115% в 2007 г. Проводя собственные расчеты за 2007 г., у нее сложилась переплата в размере 2249,68 руб. (две тысячи двести сорок девять рублей 68 коп.). На 2008 год Департамент по тарифам Новосибирской области устанавливает предельные индексы: на коммунальные услуги - 115%, на жилищные услуги - 113%, что подтверждается приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 9-к от 17.05.2007 г. За 2008 год у нее произошла недоплата в размере 1362,82 руб. (одна тысяча триста шестьдесят два рубля 82 коп.). На 2009 год Департамент по тарифам Новосибирской области устанавливает предельные индексы: на коммунальные услуги - 126%, на жилищные услуги - 110%, что подтверждается приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 29-к от 31.10.2008 г. За 2009 год она переплатила МУП «УК ЖКХ» 4168,33 руб. (четыре тысячи сто шестьдесят восемь рублей 33 коп.). На 2010 год Департамент по тарифам Новосибирской области устанавливает предельные индексы: на коммунальные услуги - 116%, на жилищные услуги - 110%, что подтверждается приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 48-к от 30.09.2009г. За 2010 год она переплатила МУП «УК ЖКХ» 56 119,84 руб. (пятьдесят шесть тысяч сто девятнадцать рублей 84 коп.).  Итого за период с 01.01.2006 г. но 31.12.2010 г. ею были переплачены денежные средства на счет МУП «УК ЖКХ» в размере 59 348,66 руб. (пятьдесят девять тысяч триста сорок восемь рублей 66 коп.) Кроме того, считает необходимым приложить к данному исковому заявлению подтверждение досудебных обращений на то, что с февраля 2007 по сегодняшний день она лично или в числе лиц, подававших коллективные жалобы о нарушении предельных индексов в формировании тарифов и суммы платежей, добивалась соблюдения её гражданский прав. В соответствии с Приказами Департамента по тарифам Новосибирской области «Об утверждении предельных индексов и изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги» перерасчет платы гражданам должен производиться в каждом текущем году относительно декабря каждого предыдущего года на основании Закона РФ № 184 от 26.12.2005 г. статья 17 «Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок» и статья 6 п. 2 «предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти».

Представитель ответчика ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, просила оставить исковое заявление ФИО1 без удовлетворения, пояснив, что МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска осуществляет начисление за жилищно- коммунальные услуги потребителям на основании утвержденных нормативно- правовых актов. ФИО1 не оспаривает начисление платы за ЖКХ, как и правильность применения упомянутых нормативно- правовых актов при расчете платы. Свои собственные расчеты истец производила, увеличивая совокупный платеж на установленный предельный индекс, что является ошибочным действием; главным акцентом заявления является предъявление МУП «УК ЖКХ» истцу платежа, с превышением установленных предельных индексов. Поскольку, МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска не имеет отношения к ценообразованию тарифов на жилищно- коммунальные услуги, считает, что исковые требования заявлены не по адресу; на момент подачи заявления истцом, перерасчет, согласно решения суда, за период с июля 2006 г. по декабрь 2006 г. уже был произведен, но ФИО1 включает данный период в исковые требования; все нормативные акты, применяемые при расчетах платы за ЖКУ, рассматривались в судебном заседании при коллективном обращении граждан с заявлением о признании их незаконными. Решения о незаконности суд не вынес, следовательно, МУП «УК ЖКХ» осуществляет начисление платы за ЖКУ законно, не нарушая прав граждан. Кроме того, исковые требования истицы за период с января 2006 года по декабрь 2007 года не подлежат удовлетворению, в связи с пропуском срока исковой давности.

Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд установил следующее: решением Барабинского районного суда от 30.06.2010 г., вступившим в законную силу 07.08.2010 г. была проверена правильность и законность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные по адресу:  собственниками которого являются ФИО1 и ФИО14, за период с марта 2007 года по февраль 2010 года включительно.

Кроме того, данным решением был опровергнут довод ответчика ФИО1 о том, что тарифы, утвержденные в 2007, 2008, 2010 годах не соответствуют требованиям максимально возможного изменения ранее действующих тарифов и установлены в нарушение предельно установленных индексов.

Решением Барабинского районного суда от 21.10.2009 года, вступившим в законную силу 14.01.2010 года, установлены законность и обоснованность тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установленных постановлениями главы администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №376 от 05.12.2008 года; №377 от 05.12.2008 года; №403 от 26.12.2008 года; №404 от 26.12.2008 года; №405 от 26.12.2008 года на 2009 год.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, в судебном заседании подлежит исследованию правильность и законность начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные по адресу: , за период с марта 2010 г. по 31.12.2010 г.

Истица ФИО1 проживает в многоквартирном доме в квартире общей площадью 67,1 кв.м., расположенной по адресу  совместно с супругом ФИО14, которая принадлежит им на праве собственности.

Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В соответствии с ч. 1,7 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Согласно ч. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги при отсутствии показаний приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Истица ФИО1 не оспаривала факт потребления следующих коммунальных услуг - холодное водоснабжение, отопление, канализация, горячее водоснабжение за март и апрель 2010 года; жилищных услуг – текущее содержание дома, оспаривая лишь законность и правильность расчетов за полученные услуги.

Тепловая энергия потребителям (населению) многоквартирного  поставляется ФГУ комбинат «Марс», с которым МУП «УК ЖКХ» производит расчет на основании заключенного между ними договора.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с приложением № указанных правил размер платы в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета определяется:

- за отопление по формуле P=SxNxT, где S – общая площадь квартиры, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление Гкал/кв.м., Т- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ;

-за горячее водоснабжение по формуле P=nxNxT, где n – количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в квартире, N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги, Т- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Решением №177 от 24.12.2007 года 22-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва утверждены нормативы на отопление в 2008 году для жилищного фонда г. Барабинска в размере 0,0246 Гкал/кв.м. общей площади в месяц, который до настоящего времени не изменялся. Тариф на тепловую энергию для потребителей ФГУ комбината «Марс» на 2010 год установлен Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области №60-К от 29.10.2009 года в размере 1338,5 рублей/Гкал.

Исходя из требований вышеуказанной формулы плата за отопление   в 2010 году составляет 2607 руб. 11 коп. (67,1 кв.м. х 0,0246 х 1338,50 рублей х1,18 (НДС)).

Согласно лицевому счету по начислению за жилищно-коммунальные услуги в графе отопление за 2010 год в каждом месяце года указана сумма 2607 руб. 11 коп., что соответствует произведенному расчету.

Решением № 101 от 28.01.2004 года 12-ой сессии Совета депутатов города Барабинска Барабинского района Новосибирской области утверждены нормативы потребления на горячее водоснабжение для жилищного фонда г. Барабинска в размере 0,173 в месяц, который до настоящего времени не изменился.

Исходя из требований вышеуказанной формулы плата за горячее водоснабжение   в 2010 году составляет 546 руб. 48 коп. (2 х 0,173 х 1338,50 рублей х1,18 (НДС)).

Согласно лицевому счету по начислению за жилищно-коммунальные услуги в графе горячая вода с марта по апрель 2010 г. указана сумма 546 рублей 48 копеек, что соответствует произведенному расчету, с мая по декабрь 2010 г. указана сумма 0 рублей 00 копеек, так как имеется заявление истицы об отказе от услуги, в виде горячего водоснабжения, и акт от 04.08.2010 г. о том, что на горячее водоснабжение поставлена заглушка.

Тариф на холодное водоснабжение для потребителей с февраля 2010 года установлен постановлением администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №382 от 25.11.2009 года в размере 8,36 рублей за 1 куб.м., из норматива 6,23 на одного человека; с февраля 2010 года тариф на водоотведение установлен постановлением администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №385 от 25.11.2009 года в размере 9,43 рублей за 1 куб.м., из норматива 5,93 на одного человека. Плата за содержание и текущий ремонт жилых помещений до июля 2010 года начислялась по тарифу, установленному постановлением администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №404 от 26.12.2008 года; с 01 июля 2010 года по тарифу, установленному постановлением администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №381 от 25.11.2009 года в размере 11,57 рублей за 1 кв.м. Плата за вывоз и размещение твердых бытовых отходов с июля 2009 года начислялась по тарифам, утвержденным постановлениями администрации г.Барабинска Барабинского района НСО №126 от 14.05.2009 года, №91 от 15.04.2009 года, при этом плата за уборку придомовых территорий в размере 0,84 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения; плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 0,98 руб. за 1 кв.м. общей площади жилого помещения включена в плату за содержание и ремонт жилых помещений.

Судом установлено, что за период с марта 2010 года по декабрь 2010 года   за потребленные жилищно-коммунальные услуги МУП «УК ЖКХ» законно и обоснованно начислено к оплате 35 792 руб. 72 коп.   в том числе в марте 2010 года – 4023 руб. 94 коп., в апреле 2010 года 4023 руб. 94 коп., в мае 2010 г.- 3477 руб. 46 коп., в июне 2010 г. -3477 руб. 46 коп, в июле 2010 г. 3542 руб. 43 коп., в августе 2010 г. – 3542 руб. 43 коп., в сентябре 2010 г.- 3379 руб. 79 коп., в октябре 2010 г.- 3433 рубля 16 коп., в ноябре 2011 г. 3458 руб. 95 коп., в декабре 2010 г. – 3433 рубля 16 коп. Правильность начисления платы за предоставленные МУП «УК ЖКХ», жилищно-коммунальные услуги за указанный период, согласно тарифам, действовавшим на территории г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, стороны не оспаривали.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что расчеты истицы, произведенные путем увеличения совокупного платежа на установленный предельный индекс в 2010 г. не основаны на законе.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно – коммунальных услуг, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Кроме того, исковые требования истицы ФИО1 за период с января 2006 года по декабрь 2007 года не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности на момент обращения заявителя в суд.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно – коммунальным хозяйством» г. Барабинска о взыскании переплаты в размере 55020 рублей 39 коп., уплаченных за жилищно – коммунальные услуги отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.

Судья Барабинского районного суда

Новосибирской области Л.Г.Братчикова

Мотивированное решение изготовлено судом 05.05.2011 года