Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2013 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Турунхаевой В.Г. при секретаре Бальжиевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ № № от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г.,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и обязании Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ г. Улан-Удэ) принять новое решение, соответствующее закону.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявление в полном объеме. Пояснил суду, что отказ КУИиЗ г. Улан-Удэ мотивирован тем, что на <адрес> предусмотрено перспективное строительство дороги, а также тем, что площадь испрашиваемого им земельного участка недостаточна для строительства здания общественного назначения и его благоустройства. Однако, в Генеральном плане городского округа «город Улан-Удэ» и в Пояснительной записке к нему нет сведений о том, что через испрашиваемый им земельный участок запланировано перспективное строительство дороги. При подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ он испрашивал земельный участок площадью 360 кв.м., но при этом не указывал площадь объекта. КУИиЗ г. Улан-Удэ, не обладая информацией о площади будущего объекта строительства, сделал безосновательный вывод о том, что площадь испрашиваемого им земельного участка недостаточна для строительства объекта и его благоустройства. Просит признать оспариваемое решение КУИиЗ г. Улан-Удэ незаконным, обязать принять новое решение, соответствующее закону.
Представитель заявителя ФИО2, допущенный к участию в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, поддержал требования ФИО1 в полном объеме, просил удовлетворить заявление.
Представитель КУИиЗ г. Улан-Удэ по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения требований ФИО1 Пояснила суду, что в ходе проведения процедуры выбора земельного участка было установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок по <адрес> расположен на территории, предусмотренной по Генеральному плану городского округа «город Улан-Удэ» под строительство перспективной дороги. Кроме того, площадь испрашиваемого ФИО1 земельного участка в 360 кв.м. согласно Свода правил СП 42.13330.2011 недостаточна для строительства здания общественного назначения и его благоустройства. Просила отказать в удовлетворении требований ФИО1
И.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ ФИО4 пояснила суду, что отказ в предоставлении ФИО1 испрашиваемого им земельного участка по <адрес> вблизи ОАО «Байкалбанк» связан с тем, что при строительстве здания общественного назначения необходимо предусмотреть размещение автостоянки, организацию подходов и подъездов, озеленение. Согласно требованиям «СП 42.13330.2011 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» автостоянка должна отступать от окон здания не менее чем на 10 метров, минимальный отступ от границ земельного участка допускается не менее чем на 6 метров. Таким образом, при соблюдении данных требований «СП 42.13330.2011 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на испрашиваемом заявителем земельном участке ориентировочной площадью 360 кв.м. возможно лишь строительство объекта площадью 4,5 м на 11 м., что недопустимо для здания общественного назначения. Кроме того, Генеральным планом городского округа «город Улан-Удэ» территория испрашиваемого заявителем земельного участка определена под строительство перспективной дороги.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КУИиЗ г. Улан-Удэ с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 360 кв.м. в аренду сроком на три года для строительства здания общественного назначения, расположенного по <адрес>, вблизи здания ОАО «Байкалбанк».
Решением КУИиЗ г. Улан-Удэ № О-1065 от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г. ФИО1 отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенных для строительства здания общественного назначения, в связи с тем, что территория испрашиваемого земельного участка по Генеральному плану городского округа «город Улан-Удэ» определена под строительство перспективной дороги. Кроме того, площадь испрашиваемого ФИО1 земельного участка в 360 кв.м. согласно «СП 42.13330.2011 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» недостаточна для строительства здания общественного назначения и его благоустройства.
При этом Управление архитектуры и градостроительства дало заключение об отказе в согласовании в предоставлении испрашиваемого ФИО1 земельного участка в связи с недостаточностью его ориентировочной площади в 360 кв.м. для строительства здания общественного назначения и его благоустройства - размещения автостоянки, организации подходов и подъездов, озеленение согласно «СП 42.13330.2011 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также в связи с перспективным строительством дороги по <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Такая же процедура предоставления земельных участков предусмотрена Положением «О порядке предоставления земельных участков на территории г.Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности», утвержденным Решением Улан - Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 г. № 807-82.
Согласно п.12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильная дорога является территорией общего пользования, т.е. территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации раскрыто понятие красных линий, которыми являются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги.
Красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города (п. п. "а" п. 1 ч. 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. ч. 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Пунктом 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Судом установлено, что в Генеральном плане городского округа «город Улан-Удэ», утвержденном решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 817-82, отсутствуют в месте расположения испрашиваемого заявителем ФИО1 земельного участка по <адрес>, вблизи здания ОАО «Байкалбанк», красные линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги. Об этом свидетельствует исследованная судом выкопировка Генерального плана городского округа «город Улан-Удэ».
При таких обстоятельствах ссылка КУИиЗ г. Улан-Удэ в решении № № от ДД.ММ.ГГГГ, что территория испрашиваемого ФИО1 земельного участка определена под строительство перспективной дороги, незаконна.
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ № № от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г. об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта является законным в части того, что ориентировочная площадь испрашиваемого ФИО1 земельного участка в 360 кв.м. недостаточна для строительства здания общественного назначения и его благоустройства.
Сводом правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 установлены нормы и правила к проектированию вновь строящихся и реконструируемых городских и сельских поселений. Данный документ включен в раздел "Своды правил" Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р.
Пунктом 1.1.статьи 1 Свода правил СП 42.13330.2011 определено, что конкретизацию вышеуказанных требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 г. № 817-82 утверждены «Правила землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» (в ред. Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 10.02.2011 г. № 402-30), которыми определен порядок использования земель Улан-Удэнского городского Совета депутатов. При этом нормативы застройки земельных участков соответствуют нормативам, содержащимся в Своде правил СП 42.13330.2011, согласно которым минимальный отступ от границ земельного участка установлен в 6 метров.
Пунктом 11.25 Свода правил СП 42.13330.2011 установлены также параметры расстояния от автостоянок до общественных зданий, согласно которым данное расстояние не может быть менее 10 метров. Кроме того, при строительстве здания общественного назначения помимо автостоянки необходимо предусмотреть организацию подходов и подъездов, озеленение.
Произведя расчеты всех показателей с учетом Свода правил СП 42.13330.2011 КУИиЗ г. Улан-Удэ обоснованно пришел к выводу о том, что площадь испрашиваемого ФИО1 земельного участка в 360 кв.м. недостаточна для строительства здания общественного назначения и его благоустройства. Доводы заявителя ФИО1 о том, что КУИиЗ г. Улан-Удэ, не обладая информацией о площади будущего объекта строительства, сделал безосновательный вывод о том, что площадь испрашиваемого им земельного участка недостаточна для строительства объекта и его благоустройства, суд находит несостоятельными, поскольку параметры застройки земельного участка зданием общественного назначения заданы вышеуказанным документом.
Таким образом, суд находит применение КУИиЗ г. Улан-Удэ Свода правил СП 42.13330.2011 верным. При таких обстоятельствах оснований считать, что решение № № от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г. об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным и не соответствует требованиям действующего земельного законодательства, не имеется.
Согласно статье 255 ГПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Таковых судом при рассмотрении настоящего гражданского дела не установлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ № № от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г., обязании принять новое решение, соответствующее закону.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: