РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2013 года город Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
с участием
истца ФИО6,
представителя ответчика открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» по доверенности ФИО1,
представителя третьего лица муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 <данные изъяты> к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго», открытому акционерному обществу «Тулаэнергосбыт» о защите прав потребителя, о признании действий по начислению платы за электроэнергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными, понуждении к перерасчету платы за электроэнергию, обязании производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного дома, обязании заключения письменного договора о предоставлении коммунальных услуг,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» (далее ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго») о защите прав потребителя, о признании действий по начислению платы за электроэнергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными, понуждении к перерасчету платы за электроэнергию, обязании производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного дома, обязании заключения письменного договора о предоставлении коммунальных услуг, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес>. В сентябре 2012 года в доме был установлен общедомовой (коллективный) прибор учета (далее ОДПУ). Указывает на то, что с октября 2012 года ответчик незаконно начисляет плату за места общего пользования с завышенными показаниями ОДПУ. При этом на неоднократные заявления истца и жителей дома с просьбой проводить снятие показаний с ОДПУ совместно с представителями (жильцом дома), назначенных собственниками многоквартирного дома, ответчик не реагирует, чем нарушает ее право на получение достоверной информации о количестве потребленной электроэнергии. В доме имеются должники, которые длительное время не платят за электроэнергию, а также имеются нежилые помещения, в отношении которых истцу не понятно как выставляется плата за места общего пользования, однако для оплаты услуг электроснабжения общий объем электрической энергии, определенный по показанию прибора учета, ответчик необоснованно распределяет только между собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, подтвердившими показания по индивидуальным приборам учета, пропорционально показаниям квартирных счетчиков, и истец фактически оплачивает не потребленные объемы электроэнергии, в том числе за недобросовестных плательщиков, не производящих оплату электроэнергии. Кроме того, истец обращалась к ответчику с заявлением о заключении письменного договора на оказание услуг, однако ответа на ее обращение от ответчика не последовало. С 01.09.2012 г., в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, управляющая компания «Тулаэнергосбыт» рассчитала для жителей дома № исходя из жилой площади собственников количество киловатт за места общего пользования. Ей было рассчитано за площадь равную <данные изъяты> кв.м. оплатить <данные изъяты> кВт, эти показания совпали с расчетами инициативной группы дома, сделанными по факту потребления электроэнергии в местах общего пользования. Однако в квитанции за сентябрь 2012 года стояло для оплаты не <данные изъяты> кВт, а <данные изъяты> кВт. На период потребления с 01.02.2013 г. данные показатели увеличились в семь с половиной раз и стали составлять в отношении ее квартиры <данные изъяты> кВт. Данные начисления истец считает неправильными и недостоверными, полагает, что в отношении нее должно быть начислено <данные изъяты> кВт в месяц за места общего пользования по тарифу 3 рубля за 1 кВт на сумму <данные изъяты> рублей. В доме истца нет лифта и электроэнергия в МОП расходуется лишь на освещение подъездов и лестничных площадок. При этом средняя мощность лампочки 60 Вт. Полагает, что стоимость потребляемой электроэнергии в местах общего пользования на <данные изъяты> квартиру не должна превышать <данные изъяты> рублей при условии исправности электрооборудования и рабочего состояния всех лампочек в подъездах. Истец ФИО6 просит признать действия ответчика по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с октября 2012 года по настоящее время из расчета потребления электроэнергии <данные изъяты> кВт в месяц за МОП, обязать ответчика производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного жилого дома, обязать ответчика заключить с истцом письменный договор о предоставлении коммунальных услуг.
Определение Донского городского суда Тульской области от 26 августа 2013 года в качестве ответчика привлечено открытое акционерное общество «Тулаэнергосбыт» (далее ОАО «Тулаэнергосбыт»), в качестве третьего лица муниципальное казенное предприятие «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской (далее МКП «ДЕЗ» МО г.Донской).
Истец ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, уточнив их просила признать действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» по начислению платы за электроэнергию мест общего пользования исходя из учета показателей коллективных (общедомовых) приборов незаконными, обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с марта 2013 года по настоящее время из расчета потребления электроэнергии <данные изъяты> кВт.ч в месяц за МОП, обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного жилого дома, обязать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» заключить с ней письменный договор о предоставлении коммунальных услуг, а именно электроэнергии, дополнительно пояснила, что она неоднократно звонила в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» с просьбой производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного жилого дома, где ей по телефону сообщали, что снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии будет производится в определенный период времени, но однако о том, что представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» пришли в ее дом для снятия показаний с общедомового прибора учета электроэнергии ее никто не оповещал. Ответчик ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» ей направил в письменной форме договор на поставку электрической энергии, но с данным договором она не согласна, так как просит внести в указанный договор пункт, по которому начисления платы за места общего пользования у нее будут фиксированные и составлять <данные изъяты> кВт.ч в месяц. В настоящее время она согласна с начислениями, которые ей выставляет ответчик с июля 2013 г. - по <данные изъяты> кВт.ч.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований ФИО6, указав на то, что в связи с исключением ОАО «Тулаэнергосбыт» из реестра субъектов оптового рынка и прекращением поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по соответствующим его зоне деятельности группам точек поставки, Министерством энергетики РФ принято решение, в соответствии с которым ОАО «Тулаэнергосбыт» лишается статуса гарантирующего поставщика с 01.03.2013 г. (т.е. ответственность за расчеты с бытовыми потребителями с 01.10.2012 г. по 01.03.2013 г. несет ОАО «Тулаэнергосбыт»). С 01.03.2013 г. жители Тульской области перешли на обслуживание к новому гарантирующему поставщику – филиалу «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» согласно Приказу Министерства энергетики РФ от 22.02.2013 г. № 69. Следовательно, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго» несет ответственность за расчеты с жителями г.Донского с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика. Указывает, на то, что ст.13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривается обязанность собственников многоквартирных домов обеспечить учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета соответствующих ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До 01.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. На основании изложенного, по адресу: <адрес>, был установлен общедомовой прибор учета, что видно из акта от ДД.ММ.ГГГГ, который был составлен персоналом ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулэнерго», в присутствии представителя потребителя управляющей организации МКП «ДЕЗ» МО г.Донской. Установка общедомового прибора учета осуществлялась согласно п.144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39 ЖК РФ). При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по формулам, указанных в приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом расчет платы за места общего пользования применяется при наличии показаний индивидуальных приборов учета. В случае отсутствия показаний индивидуальных приборов учета для расчета оплаты применяется только норматив потребления. При корректировке в следующем расчетном периоде показаний индивидуальных приборов учета за предшествующий расчетный период (в случае несвоевременной оплаты) происходит перерасчет предыдущего периода. Также указала, что на размер платы за МОП не влияет, оплатили ли электроэнергию все жители дома, проживающие в многоквартирном доме или нет. Расчетным значением является именно объем потребленной электрической энергии по общедомовому и индивидуальному прибору учета электрической энергии. С01.09.2012 г. размер платы за потребленную электрическую энергию определяется согласно п. 13 Приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, согласно которому объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально доли, занимаемой потребителем площади в общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При непредставлении потребителем сведений о показаниях приборов учета или не допуске к прибору учета для проверки состояния прибора учета и достоверности предоставленных потребителем сведений о его показаниях до 01.06.2013 г. размер платы определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в порядке, установленном п. 59 Правил, а по истечении трех расчетных периодов - по нормативам потребления согласно Постановлению администрации Тульской области от 22.08.2008 г. №483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета». Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете. С 01.06.2013 г. вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 г. №344, по которым был изменен порядок расчета ОДН в зависимости от выбранного собственником способа управления многоквартирным домом. Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 г. № 46 утверждены и введены в действие с 01.06.2013 г. нормативы потребления электрической энергии. Считает доводы истца о том, что электроэнергия на общедомовые нужды в многоквартирном доме расходуется лишь на освещение подъездов и лестничных площадок, не состоятельными, поскольку общедомовые нужды – это не только лампочки в подъезде, но и электроэнергия, которая расходуется на освещение всех помещений в многоквартирном доме (межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, чердаков, подвалов, придомовой территории и т.д.), кроме того нельзя забывать о физических потерях электроэнергии в жилом доме, при неисправной проводке. Ст.210 ГК РФ и ч.3 ст.30 ЖК РФ обязывают собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с Правилами от 13.08.2006 г. №491 собственник жилья отвечает за оборудование внутри дома, в том числе и за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязаны управляющая компания. С истцом ФИО6 ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» заключило договор на снабжение электрической энергии согласно п.1 ст.540 ГК РФ, посредством открытия лицевого счета №070-362100. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» самостоятельно разрабатывает договор на поставку электрической энергии в соответствии с действующим законодательством. ФИО6 был направлен договор на поставку электрической энергии, однако он ею подписан не был. Договор электроснабжения является публичным договором и коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, по которому цена товара, работ и услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, а поэтому ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» не может включить в договор поставки электрической энергии пункт, по которому начисления платы за места общего пользования у ФИО7 будет фиксированное и составлять <данные изъяты> кВт.ч в месяц. Снятие показаний с общедомового прибора учета в доме истца ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» производится ежемесячно с участием представителя управляющей компании. Собственники помещений многоквартирного дома по желанию могут участвовать в снятии показаний прибора учета электрической энергии, но для этого необходимо предварительно согласовывать дату и время с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» в Донском участке ГЭС. ДД.ММ.ГГГГ рейдовой бригадой была проведена проверка в доме истца, и по выявленным фактам нарушений, за августа 2013 г. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» сделал перерасчет всем жителям дома. На основании вышеизложенного считает, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» осуществляла расчеты с истцом за потребленную электроэнергию на основании законодательства.
Представитель ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица муниципального казенного предприятия «Дирекция единого заказчика» муниципального образования город Донской по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил разрешить заявленные требования в соответствии с действующим законодательством, пояснив, что их организация с 2008 г. по настоящее время осуществляет управление многоквартирным домом № по <адрес>. Снятие показаний с общедомового прибора учета производится ежемесячно ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» с участием их представителя.
Третье лицо временный управляющий ОАО «Тулаэнергосбыт» ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, в соответствие со ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ОАО «Тулаэнергосбыт» и третьего лица временного управляющего ОАО «Тулаэнергосбыт» ФИО3.
Выслушав доводы истца ФИО6, представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» по доверенности ФИО1, представителя третьего лица МКП «ДЕЗ» МО г.Донской по доверенности ФИО2, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании,ФИО6 является собственником <данные изъяты>-х комнатной квартиры № в доме № по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора передачи с <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №.
В указанном жилом помещении проживает и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГФИО6 и ее муж ФИО4, что подтверждается выпиской из домовой книги, выданной <данные изъяты>.
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании ч.2 и ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст.158 ЖК РФ определено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Анализ вышеприведенных норм закона свидетельствует о том, что обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.
На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес>, подтвержден факт избрания в качестве способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией - МКП «ДЕЗ» МО г.Донской.
В соответствии с п.8 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Иной порядок определения границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон предусмотрен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4.05.2012 г. № 442, в п. 144 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка (в данном случае – потребителей и сетевой организации), имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с разделом Х Основных положений к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что в дом № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был установлен прибор учета электрической энергии, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о вводе в эксплуатацию, проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» осуществляло начисления собственникам (нанимателям) помещений платы за электроэнергию, в том числе используемую для освещения мест (помещений) общего пользования с использованием установленного общедомового прибора учета.
В качестве представителя потребителей при вводе в эксплуатацию данного прибора учета присутствовал управляющий организации МКП «ДЕЗ» МО г.Донской ФИО5, что подтверждается его подписью в акте.
Общедомовой прибор учета электроэнергии установлен в соответствии с требованиями законодательства, опломбирован и проверен.
В настоящее время управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет МКП «ДЕЗ» МО г.Донской, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ проведенного с участием представителей администрации МО г.Донской, филиала ОАО «Тулаэнерго», ПО НЭС, МКП «ДЕЗ» МО г.Донской по вопросу установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета и организации расчетов за потребленную энергию по установленным общедомовым приборам учета, было решено прием и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета и ежемесячное снятие показаний с них осуществляется представителями сетевой организации и собственниками или уполномоченными ими лицами, установленные общедомовые приборы учета принять до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма Минрегиона России от 04.04.2007 г. № 6037-РМ/07 «Об определении перечня общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», собственники помещений в многоквартирном доме, в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества, вправе самостоятельно определить состав общего имущества в многоквартирном доме, руководствуясь ст. 36 ЖК РФ и п.п. 2-9 Правил содержания общего имущества.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» точка поставки на розничном рынке это место, в том числе исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В силу п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Коллективный (общедомовой) прибор учета это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации). При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В силу с п. 159 указанного Постановления Правительства РФ сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
Также в соответствии с п. 150 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4.05.2012 г. № 442, в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Статьей 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривается обязанность собственников многоквартирных домов обеспечить учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета соответствующих ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации прибор учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Особенностью договора энергоснабжения является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Применительно к приведенным выше положениям закона, а также заявлению ФИО6, ответчик ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» направил истцу для заключения письменный договор на поставку электроэнергии. Данный договор ею получен, но ФИО6 подписан не был. С учетом изложенного, оснований для вывода о том, что ответчик уклоняется от заключения с истцом договора энергоснабжения, не имеется, а поэтому доводы истца о внесении в договор на поставку электрической энергии пункта, по которому начислений платы за места общего пользования у нее будет фиксированное и составлять <данные изъяты> кВт.ч в месяц, суд считает несостоятельной и не отвечают требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за потребленную электрическую энергию до 1 сентября 2012 года определяется в соответствии с п.п. 1 п.3 Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально их индивидуальному потреблению).
Расчет платы за места общего пользования применяется при наличии показаний индивидуальных приборов учета. В случае отсутствия показаний индивидуальных приборов учета для расчета оплаты применяется только норматив потребления.
При корректировке в следующем расчетном периоде показаний индивидуальных приборов учета за предшествующий расчетный период (в случае несвоевременной оплаты) происходит перерасчет предыдущего периода.
С 01.09.2012 г. размер платы за потребленную электрическую энергию определяется согласно п.13 Приложения № 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», то есть объем электрической энергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, распределяется на потребителей пропорционально доли, занимаемой потребителем площади в общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 34 Правил, потребитель обязан при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания ресурсоснабжающей организации не позднее 26-го числа текущего месяца.
При непредставлении потребителем сведений о показаниях приборов учета в установленные сроки или не допуске к прибору учета для проверки состояния прибора учета и достоверности представленных потребителем сведений о его показаниях размер платы определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в порядке, установленном п.59 Правил, а по истечении трех расчетных периодов – по нормативам потребления согласно Постановлению администрации Тульской области от 22.08.2008 г. № 483 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета».
С 01.06.2013 г. вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 г. №344, по которым был изменен порядок расчета общедомовых нужд в зависимости от выбранного собственника способа управления многоквартирным домом.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 г. № 46 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области» утверждены и введены в действие с 01.06.2013 г. нормативы потребления электрической энергии.
Как следует из изложенного выше, а также пояснений представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» по доверенности ФИО1, что размер платы за места общего пользования не влияет, оплатили ли электроэнергию все жители дома, проживающие в многоквартирном доме или нет. Расчетным значением является именно объем потребленной электрической энергии по общедомовому и индивидуальному прибору учета электрической энергии. Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счета, а поэтому доводы истца ФИО7 о том, что она фактически оплачивает не потребленные объемы электроэнергии, в том числе за недобросовестных плательщиков, не производящих оплату электроэнергии, суд не принимает во внимание.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности начисления платы за места общего пользования ресурсоснабжающей организацией.
В ходе судебного заседания были исследованы представленные ответчиком сведения по потреблению электрической энергии, сведения о состоянии лицевого счета по общедомовому прибору учета за период с марта 2013 г. по сентябрь 2013 г., по дому, в котором проживает истец, а также расчет платы за потребленную электрическую энергию, израсходованную по абоненту ФИО6, за период с марта 2013 г. по сентябрь 2013 года.
Таким образом, суд, проверяя представленный расчет истцом ФИО6, приходит к выводу, о том, что с марта 2013 г., начисления за потребленную электроэнергию ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» производились в соответствии с требованиями законодательства РФ, нарушений при начислении не установлено и не нарушают прав и законных интересов истца. В связи с чем, у суда не имеется законных оснований для перерасчета платы за потребленную электроэнергию собственника жилого помещения квартиры № дома № по <адрес> с марта 2013 г.
Как следует из показаний представителя ответчика ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» по доверенности ФИО1 и представителя МКП «ДЕЗ» муниципального образования г. Донской по доверенности ФИО2, снятие показаний с общедомового прибора учета в доме истца ответчиком ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» производится ежемесячно с участием представителя управляющей компании – МКП ДЕЗ МО г.Донской, т.е. в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного дома. Собственники помещений многоквартирного дома по желанию могут участвовать в снятии показаний прибора учета электрической энергии, но для этого необходимо предварительно согласовывать дату и время с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Тулаэнерго» в Донском участке ГЭС. Данные обстоятельства подтверждаются также исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно актом снятия показаний приборов учета электрической энергии.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования ФИО6 о защите прав потребителя, о признании действий по начислению платы за электроэнергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными, понуждении к перерасчету платы за электроэнергию, обязании производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного дома, обязании заключения письменного договора о предоставлении коммунальных услуг не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО6 <данные изъяты> к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» филиала «Тулэнерго», открытому акционерному обществу «Тулаэнергосбыт» о защите прав потребителя, о признании действий по начислению платы за электроэнергию исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета незаконными, понуждении к перерасчету платы за электроэнергию, обязании производить снятие показаний с общедомового прибора учета электроэнергии в присутствии лица, уполномоченного собственниками многоквартирного дома, обязании заключения письменного договора о предоставлении коммунальных услуг, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области.
Председательствующий М.А. Тишкова