ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1260/2017 от 18.04.2017 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2-1260/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Мосинцевой О.В.

при секретаре Ногаян А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге, третье лицо: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области, об обязании обеспечить охрану комнат хранения оружия,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределённого круга лиц к ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Ростовской транспортной прокуратурой по информации начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия незаконному обороту оружия, в ходе которой, установлено, что ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге не в полной мере соблюдаются требования к хранению оружия.

Так, помещения для хранения оружия, расположенные по адресам: <адрес>, силами вневедомственной охраны, не охраняются.

Ответчику, обладающему специальной (уставной) правоспособностью, необходимо привлечь полицию к охране комнат хранения оружия и организовать их охрану путем подключения всех рубежей охранно-пожарных сигнализаций на пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел МВД РФ.

Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, образована Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, являющаяся правопреемником Министерства внутренних дел РФ.

На основании п. 4 вышеуказанного Указа – вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с Уставом, утв. Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30 сентября 2016 года № 262, – ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Ростовской области», включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ».

Учреждение создано на основании распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 2437-р.

До обращения в суд от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области, которое вправе в установленном порядке обеспечить охрану, получены данные о том, что в настоящее время имеется возможность обеспечить охрану комнат для хранения оружия по вышеуказанным адресам.

Согласно полученной от ответчика информации от 31 января 2017 года №74, охранно-пожарная сигнализация комнат хранения оружия стрелковых команд, расположенных по вышеуказанным адресам, не выведена (не подключена) на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ в связи с тем, что охрана комнат хранения оружия обеспечена Ростовским отрядом (собственным подразделением).

Неправомерность действий (бездействие) ответчика по уклонению от выполнения обязательных требований о подключении сигнализации для поступления на пульт вневедомственной охраны, в том числе в режиме «тревоги», подтверждается складывающейся судебной практикой.

С учётом изложенных обстоятельств, по мнению Ростовской транспортной прокуратуры, в связи с тем, что охранно-пожарная сигнализация вышеуказанных комнат хранения оружия ответчика не подключена на пульт централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны, существует угроза сохранности и законному обороту оружия.

На основании изложенного, Ростовский транспортный прокурор просит суд обязать ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороги обеспечить в соответствии с законодательством силами войск национальной гвардии Российской Федерации охрану комнат хранения оружия, расположенных по адресам: <адрес> путем подключения охранно-пожарных сигнализаций на пульты централизованного наблюдения отделов вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание явился помощник Ростовского транспортного прокурора Сакун С.С., заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, привел доводы, аналогичные тем, которые содержатся в исковом заявлении.

В судебное заседание явились ФИО1 и ФИО2, действующие от имени ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге на основании доверенности, против удовлетворения заявленных исковых требований возражали, пояснив, что действующее законодательство предусматривает, что охранно-пожарная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

В судебное заседание явилась ФИО3, действующая от имени Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области на основании доверенности, исковые требования Ростовского транспортного прокурора поддержала, просила удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, в силу п. 58 которых, Министерство внутренних дел Российской Федерации наделено полномочиями по установлению требований к инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, а также требований по размещению оружия и патронов в местах их хранения.

Пунктом 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288, установлено, что комната хранения оружия должна быть оборудована, в том числе многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года №1629-р утвержден Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в пункт 7 которого, включены комнаты хранения оружия юридических лиц с особыми уставными задачами.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» предприятия и организации, на которые законодательством возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Согласно ответу № 74 от 31 января 2017 года ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге

Судом установлено, что 14 комнат хранения оружия ответчика расположенные по адресам: <адрес>, <адрес>, силами вневедомственной охраны не охраняются.

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанным Указом Президента - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

На основании п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» вневедомственная охрана включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, подразделений вневедомственной охраны.

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №262, Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области» включено в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».

Учреждение создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2437-р и является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе.

Согласно п. 19 Устава, целями деятельности Учреждения являются охрана на договорной основе имущества физических и юридических лиц, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 20 Устава – к основным видам деятельности ФГКУ «УВО ВНГ России по Ростовской области» относится:

- организация, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств, а также объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- обеспечение оперативного реагирования на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» в задачи войск национальной гвардии входит охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, определяющих задачи внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полномочия полиции, права военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудников полиции, а также порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.

Из приведенных норм следует, что подключение охранно-пожарной сигнализации на пульт централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел в данном случае обязательно, наряду с этим сигнализация также может подключаться на пульты охраны ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороги.

Согласно ответу от 30 января 2017 года, Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ростовской области имеет возможность принять под охрану комнаты хранения оружия, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес> «А» <адрес>; <адрес>; <адрес> «А», <адрес>, при наличии соответствующей технической укрепленности и технической оснащенности средствами сигнализации.

Таким образом, принимая во внимание то, что указанные требования к хранению оружия и боеприпасов ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороги не выполнены, а подключение к охранно-пожарной сигнализации комнат хранения оружия на объектах на пульт собственного подразделения, не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, исключающих доступ к нему посторонних лиц, суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, приходит к выводу о том, что необеспечение охраны органами внутренних дел помещения для хранения оружия, является незаконным.

Из-за отсутствия возможностей оперативного реагирования войск национальной гвардии Российской Федерации, профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений, создаются предпосылки к нарушению прав и свобод и интересов неопределенного круга лиц, прежде всего, гарантированного ст. 22 Конституции России, права каждого на жизнь.

При этом, позиция представителей ответчиков о том, что действующее законодательство предусматривает альтернативный способ подключения охранно-пожарной сигнализации, ошибочна, поскольку анализ приведенных выше нормативных актов показывает, что подключение охранно-пожарной сигнализации на пульты охраны ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге предусмотрено как дополнительный вид охраны к основному обязательному, осуществляемому вневедомственной охраной органов внутренних дел.

При таком положении, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ростовским транспортным прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге удовлетворить.

Обязать ФГП «Ведомственная охрана Железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице филиала на Северо-Кавказской железной дороге обеспечить в соответствии с законодательством силами войск национальной гвардии Российской Федерации охрану комнат хранения оружия, расположенных по адресам: <адрес> путем подключения охранно-пожарных сигнализаций на пульты централизованного наблюдения отделов вневедомтсвенной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия
решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 апреля 2017 года.

Судья: