Дело № 2-1261/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2013 года Бавлинский городской суд РТ в составе:
председательствующего судьи Саитова М.И.
с участием прокурора Чуркина Д.Н.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бавлинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Зарытовой Зиле Ахатовне о возложении обязанности организовать сбор, хранение и вывоз отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп,
установил:
Бавлинский городской прокурор РТ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности организовать сбор, хранение и вывоз отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющими свою деятельность на территории Бавлинского муниципального района, установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не организовала сбор, хранение и вывоз отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп,
В судебном заседании прокурор Чуркин Д.Н. настаивал на удовлетворении иска, поскольку по имеющимся сведениям ответчиком в принадлежащем магазине по реализации непродовольственных товаров используются люминесцентные лампы, в нарушение положений законодательства сбор и вывоз отработанных ламп не организован, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признала, указав, что в процессе своей деятельности какого-либо негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется, заявленными требованиями прокурора нарушаются ее права в сфере экономической деятельности.
Суд, выслушав прокурора, ответчика, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением федерального законодательства, регламентирующего правоотношения в области охраны окружающей среды.
Согласно статьям 4, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору использованию обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, относятся кв. XXX классу опасности для окружающей среды.
Согласно пункта 3 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 3 сентября 2010 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 3 сентября 2010 г. на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.
Согласно пункта 9 Правил, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. В силу пункта 14 Правил, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно пунктам 15 18 Правил, допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. Хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.
Суд, исследовав представленные по делу доказательства, считает исковые требования обоснованными. Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих доводов, подтверждаются материалами по делу. Приведенный в иске факт нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а также бездействие ответчика по соблюдению установленных правил и норм, послужило основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Суд приходит к выводу, что следует вынести решение о возложении обязанности на индивидуального предпринимателя ФИО1 организовать сбор, хранение и вывоз отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп.
Доводы ответчика суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Из смысла постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" следует, что под размещением отходов понимается любая деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, в процессе которой образуются отходы производства и потребления.
Предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по реализации непродовольственных товаров в магазине «Орион», расположенной по адресу <адрес>. В результате указанной деятельности образуются отходы производства и потребления, при отсутствии места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп и их последующего вывоза, размещения в защищенных от агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод наступают последствия, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны принимать меры для обезвреживания и размещении отходов, исключающих воздействия к негативным изменениям природной среды. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. При таких обстоятельствах, суд считает иск прокурора законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ, с ответчицы подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой истец был освобожден, в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность организовать сбор, хранение и вывоз отработанных ртутьсодержащих (люминесцентных) ламп.
Обязать исполком Бавлинского муниципального района РТ в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда определить на территории муниципального образования места сбора отработанных ртутьсодержащих лап, обеспечить заключение с соответствующей организацией соглашения о сборе использовании обезвреживании, транспортировке и размещении собранных на территории муниципального образования отработанных ртутьсодержащих лам и проинформировать население и лиц о местах осуществления такого сбора и порядке утилизации ртутьсодержащих ламп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Бавлинский городской суд РТ в течение месяца.
Судья: М.И. Саитов.