ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1261/15 от 27.01.2015 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2-1261/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2015 года ***

Благовещенский городской суд ***, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Бойко К.С.

с участием представителя истца ФИО1, представителя Администрации ***ФИО2, представителя МУ «БГАЖЦ» – ФИО2, третьих лиц ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Муниципальному казенному учреждению «БГАЖЦ» о понуждении включить договор социального найма,

установил:

С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к ответчику, в обоснование которого указала, что в соответствии с ордером *** в *** году ей была предоставлена квартира по адресу: ***. Ордер до настоящего времени не сохранился, по данному адресу зарегистрированы ее дети ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2 и внук ТретьеЛицо3. Исходя из выписки ЕГРП на *** года, указанная квартира служебной не является. Решения о включении квартиры в число служебных, принято не было, государственная регистрация жилого помещения в качестве служебного произведена не была. Ее семья длительное время проживает в данной квартире, вносит квартирную плату, оплачивает коммунальные услуги.

На основании изложенного просила суд: обязать Муниципальное казенное учреждение «БГАЖЦ», заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить.

ФИО3 лицо ТретьеЛицо1 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить

ФИО3 лицо ТретьеЛицо2 в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика МУ «БГАЖЦ» заявленные требования не признала, в обоснование своей позиции представила письменный отзыв, из которого следует, что ***, расположенная по адресу *** в *** является собственностью муниципального образования ***, постановлением мэра *** от *** *** данной квартире присвоен статус служебной. Указанное постановление не отменено, не изменено и незаконным не признано. Ссылки истца на отсутствие сведений в ЕГРП правового значения не имеют, т.к. присвоение статуса было осуществлено до принятия ЖК РФ (*** года), органы управления Росреестра стали осуществлять регистрацию прав на объекты с *** года, а решение было принято в *** году. Просила отказать в требованиях в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации *** заявленные требования не признала, в обоснование своей позиции представила письменный отзыв, из которого следует, что спорное жилое помещение - *** находится в муниципальной собственности ***. Постановлением мэра *** от *** *** данной *** был присвоен статус служебной, указанное Постановление не отменено, не изменено и незаконным не признано. В связи с чем, истице жилое помещение предоставлялось в качестве служебного. Таким образом, предусмотренных законом оснований для заключения договора социального найма не имеется, поскольку указанное жилое помещение является служебным и статус с него уполномоченным органом до настоящего времени не снят. Ссылки истца на отсутствие сведений в ЕГРП о присвоении статуса служебного жилого помещения спорному жилому помещению, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеют, поскольку присвоение статуса служебного жилого помещения было осуществлено до принятия ЖК РФ (*** года), органы Управления Росреестра по *** стали осуществлять регистрацию прав на объекты с *** года, а решение было принято в *** году. Просила в требованиях отказать.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении не заявлял. В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Из письменного отзыва, поступившего в адрес суда *** следует, что *** по адресу: *** была предоставлена истице в *** году. Постановлением мэра *** от *** *** данной квартире был присвоен статус служебной, и до настоящего времени статус не снят. Данное постановление не оспаривалось, является действующим не признано не соответствующим закону. При таких обстоятельствах, оснований для заключения договора социального найма на спорную квартиру не имеется. Кроме того *** года, вопрос заключения договора социального найма с истицей выносился на общественную комиссию по жилищным вопросам и членами комиссии было принято решение об отказе в заключении договора социального найма, в виду отсутствия доказательств законности вселение в спорное жилое помещение. Просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

В судебном заседании установлено, что спор возник относительно права пользования С., ТретьеЛицо1, ТретьеЛицо2, ТретьеЛицо3 жилым помещением – квартирой *** расположенной по *** в ***, находящейся в муниципальном жилищном фонде.

Как следует из материалов дела *** была предоставлена истице в *** году.

Постановлением мэра *** от *** *** постановлено: включить в число служебных жилых помещений *** – ФИО4. Данное постановление не оспаривалось, является действующим не признано не соответствующим закону.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для заключения договора социального найма на *** у МУ БГАЖЦ не имеется.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действующей на момент предоставления спорного жилого помещения) служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Таким образом, присвоение статуса служебного жилого помещения было осуществлено в строгом соответствии с положениями действовавшего законодательства (ЖК РСФСР).

Статьей 105 ЖК РСФСР было предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу ст.106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Из пояснений истца следует, что *** была ей предоставлена на основании ордера № ***, в настоящее время ордер утерян.

Согласно справке МУ «БГАЖЦ» от *** *** документы, подтверждающие право на вселение С. в жилое помещение по адресу: ***, на госхранение в отдел муниципального архива ФИО5 БГАЖЦ» не поступали.

Кроме того, из представленного Администрацией *** ордера *** серии *** (на который ссылается истец) следует, что по данному документу предоставлялась ***

В соответствии со ст.5 ФЗ « О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Поскольку правоотношения являются длящимися, при разрешении настоящего спора применению подлежат нормы ЖК РФ.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся с помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ст. 94 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу положений ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит исключительно собственнику и только собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону, в том числе, передавать права владения, пользования.

Наниматель не вправе заявлять требования в противоречие с интересами собственника жилого помещения (в отсутствие согласия).

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц. К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 25- П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от *** N 441-О), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования и распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также соответствующим территориальным расположением.

Доводы истца о том, что между ним и собственником спорного жилого помещения фактически сложились отношения социального найма, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что истец пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма у суда не имеется.

Таким образом, законом не предусмотрено заключение договора социального найма в отношении специализированного жилого фонда, в том числе служебного.

Доводы стороны истца о том, что длительное проживание в спорной квартире, свидетельствует о том, что квартира не была предоставлена для временного проживания, что противоречит ее назначению как специализированному жилищному фонду, суд находит несостоятельными.

Принимая во внимание, что *** относится к служебной, в удовлетворении требований С. к Муниципальному казенному учреждению «БГАЖЦ» о понуждении включить договор социального найма следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

С. в удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению «БГАЖЦ» о понуждении включить договор социального найма на жилое помещение – ***, расположенную по адресу: *** отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца, со дня изготовления решения суда, начиная с ***.

Судья Матюханова Н.Н.