Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 сентября 2019 года город Нягань Няганский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Низовой Ю.Е., при секретаре Хобиной Н.В., при участии процессуального истца в лице помощника прокурора города Нягани Чайко А.В., представителя ответчика - акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» Бауман С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода, установил: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» (далее – АО «РН-Няганьнефтегаз», общество) об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода. В обоснование иска указал, что АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляет разработку Каменного месторождения нефти. В ходе проведения проверки установлено, что АО «РН-Няганьнефтегаз» в период дата. для транспортировки добываемой газоводонефтяной эмульсии из скважины кустовых площадок Каменного месторождения нефти построены и введены в эксплуатацию нефтесборные трубопроводы №». Указанный нефтесборный трубопровод находится в границах лесного участка площадью 44,624 га в кварталах <адрес>, предоставленного по договору аренды №, заключенному дата с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Ввод в эксплуатацию данных линейных объектов произведен с грубым нарушением федерального законодательства, без выполнения мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ). Нефтепроводы, транспортирующие горючее вещество (газоводонефтяную эмульсию) являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов, ввод которого в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации о градостроительной деятельности, при этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку именно разрешительная документация является гарантией безопасности эксплуатации таких объектов (ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В нарушение указанных положений закона АО «РН-Няганьнефтегаз» производит эксплуатацию нефтепроводов без их разрешения на ввод в эксплуатацию. Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ указанные объекты эксплуатируются без их регистрации в реестре опасных производственных объектов и надлежащего страхования данного объекта. В соответствии с п.3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что к градостроительным правоотношениям применяется законодательство об охране окружающей среды. Ввод в эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством об охране окружающей среды (ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Бесконтрольная эксплуатация обществом трубопроводов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности не обеспечивают защиту граждан Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Опасные производственные объекты эксплуатируются с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности - обществом не принято комплекса мер по противодействию несанкционированным действиям в производстве. Кроме того, нефтесборные трубопроводы, по которым транспортируется горючее и токсичное вещество, расположены на землях лесного фонда, в связи с чем бесконтрольная эксплуатация нефтепроводов ставит под угрозу пожарную безопасность лесов. Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в срок до дата получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, предусмотренном ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства – нефтесборных трубопроводов № Каменного месторождения нефти. Обязать АО «РН-Няганьнефтегаз» в срок до дата внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект – «Система промысловых трубопроводов Каменного лицензионного участка» в связи с вводом в эксплуатацию с дата нефтесборных трубопроводов № Каменного месторождения нефти. Запретить АО «РН-Няганьнефтегаз» с дата эксплуатацию нефтесборных трубопроводов № Каменного месторождения нефти при отсутствии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию и их регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Возражая против заявленных требований, АО «РН-Няганьнефтегаз» указало, что в ходе строительства нефтесборного трубопровода № Службой жилищного строительства и надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проведена проверка, по результатам которой дата выдано предписание № об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, выразившихся в отклонении при строительстве от проектного решения и необходимостью прохождения повторной государственной экспертизы в срок до дата. Данное предписание обществом не оспаривается и принято к обязательному исполнению. Общество не соглашается с доводами иска о непринятии им мер по противодействию к несанкционированному доступу и противоправных действий в отношении опасных производственных объектов. Так для охраны опасного производственного объекта действует Положение о пропускной системе, подъезд к спорным объектам осуществляется через КПП, обществом заключен договор с ООО ЧОП «РН-Охрана-Югра» на предоставление охранных услуг. Истец ссылается на причинения вреда в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта в будущем, при этом реальных доказательств возможности наступления негативных последствий в виде нанесения урону окружающей среде, возможности возгорания лесов не представлено. Напротив заключением Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подтверждено соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Общество не оспаривает нарушения градостроительного законодательства и требований промышленной безопасности, указанные, в том числе, в предписании № надзорного органа. Для устранения выявленных нарушений обществом разработан и реализуется план мероприятий по получению разрешительной документации на ввод объектов капитального строительства, постановке на государственный кадастровый учет, регистрации ОПО с последующим страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Данный план мероприятий также направлен на устранение выявленных Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором нарушений. При этом принятые прокурором дополнительные меры к понуждению исполнения требований закона в судебном порядке не только дублируют положения, указанные в предписании надзорного органа, но и устанавливают более короткие сроки их устранения, по сравнению со сроками, установленными в предписании Службы жилищного строительства и надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, что поставит исполнение судебного решения в заранее невыполнимые условия. В судебном заседании представитель процессуального истца в лице помощника прокурора города Нягани Чайко А.В., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал по доводам, указанным в иске. Представитель АО «РН-Няганьнефтегаз» Бауман С.Н., действующая на основании доверенности, требования не признала, приводя доводы, указанные в возражениях на иск. Дополнительно пояснила, что в настоящее время в отношении линейного объекта <адрес> нефтесборный трубопровод № разрешение на ввод объекта в эксплуатацию уже получено. В отношении же нефтесборного трубопровода № получение разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию проводится в порядке, установленном проектной документацией. Так после получения положительного заключения государственной экспертизы будет выдано разрешение на ввод в эксплуатацию нефтесборного трубопровода № В настоящее время технологические работы добывающей скважины не позволяет произвести временную остановку законченной строительством скважины, поскольку после окончания бурения скважины производится ее запуск для выявления фильтрационно-емкостных свойств пласта и иных условий проектной документации. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Несоблюдение законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных актов в области промышленной безопасности нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Как следует из материалов дела АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляет разработку Каменного месторождения нефти. В период дата для транспортировки добываемой газоводонефтяной эмульсии из скважины кустовых площадок Каменного месторождения нефти АО «РН-Няганьнефтегаз» построены нефтесборные трубопроводы № Указанный нефтесборный трубопровод находится в границах лесного участка площадью 44,624 га в кварталах №<адрес>, предоставленного по договору аренды №, заключенному дата с Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону, в соответствии с которым к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также токсичные вещества, которые способны при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона N 116-ФЗ). Эксплуатация опасного производственного объекта в силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ относится к видам деятельности в области промышленной безопасности. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 2 ст. 3). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (п. 1 ст. 9). В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, на АО «РН-Няганьнефтегаз» как на юридическое лицо, осуществляющее на земельном участке строительство объектов капитального строительства, возложены определенные обязанности по получению разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, регистрации опасных производств и запрещению их эксплуатации в случае отсутствия регистрации опасных производственных объектов. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документации. Перечень документов, предоставление которых является обязательным, установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации. На основании ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», которое устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее Положение). Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужили результаты проведенной Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором по соблюдению требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации предприятиями топливно-энергетического комплекса, опасных производственных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ходе которой установлено, что АО «РН-Няганьнефтегаз» осуществляют эксплуатацию нефтесборных трубопроводов № в отсутствие регистрации нефтепроводов в государственном реестре опасных производственных объектов. По результатам проверки Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором дата было вынесено представление об устранении нарушений закона и привлечении АО «РН-Няганьнефтегаз» к административной ответственности. При этом в настоящее время в отношении линейного объекта <адрес> куст № нефтесборный трубопровод № Департаментом строительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, сведения об объекте внесены в ЕГРН, что подтверждается материалами дела (л.д. 206-208, 228-229). Поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта при соблюдении строительных норм, правил и требований проектной документации, использование объекта после получения такого разрешения является законным, в связи с чем на момент рассмотрения настоящего дела основания для удовлетворения требований в отношении нефтесборного трубопровода «№» отпали. В отношении же нефтесборного трубопровода № получение разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном проектной документацией, что сторонами не оспаривается. Из материалов дела также следует, что одновременно с проведенной проверкой Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении АО «РН-Няганьнефтегаз» на предмет соблюдения требований промышленной и экологической безопасности, аналогичная проверка в этот же период была проведена Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которая в соответствии с п. 5 Положения является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора, наделенного полномочиями на проведение проверок. По результатам проведенной проверки обществу было выдано предписание от дата о необходимости получения положительного заключения в отношении нефтесборного трубопровода № в соответствии с проектной документацией в срок до дата. Таким образом, как требования представления Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, так и предписание Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлены на соблюдение требований промышленной и экологической безопасности, устанавливая при этом разные сроки исполнения требований. Требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора об обязании АО «РН-Няганьнефтегаз» внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект в срок до дата является более усеченным по сравнению со сроком, установленным для устранения недостатков Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В то же время для официального введения в эксплуатацию объектов капитального строительства, с их регистрацией в реестре опасных производственных объектов предполагает внесение изменений как в проектную документацию по существу, так и согласование внесения изменений в нее с контролирующими, а впоследствии - и регистрирующими органами, что является чрезвычайно длительным процессом. Возможность ускорения указанных процессов не обсуждалось, возможности такового истцом не предполагается и не доказывается. С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости установить иные, реальные сроки исполнения требований, заявленных Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором. Указанные сроки ввода должны быть определены в соответствии с планом работ, и сроком, установленным Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, то есть получить разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – нефтесборного трубопровода № Каменного месторождения нефти до дата с последующей регистрацией опасного производства не позднее, чем в двухмесячный срок со дня принятия объектов в эксплуатацию, то есть до дата. На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» получить в Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – нефтесборного трубопровода № Каменного месторождения нефти до дата. Обязать акционерное общество «РН-Няганьнефтегаз» в срок дата внести изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект – «Система промысловых трубопроводов Каменного лицензионного участка» в связи с вводом в эксплуатацию с дата нефтесборного трубопровода № Каменного месторождения нефти. Запретить акционерному обществу «РН-Няганьнефтегаз» с дата эксплуатацию нефтесборного трубопровода № Каменного месторождения нефти при отсутствии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Няганский городской суд. Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 28 сентября 2019 года. Судья Ю.Е. Низова |