ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1261/2018 от 29.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-1261/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2018 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Вебер Т.О.,

при секретаре Марчук Е.А.,

с участием ответчика и представителя истца – Домюцадис Валентины Дмитриевны, представителя ответчика – Турко Натальи Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домюцадис Виолетты Сергеевны к Домюцадис Валентине Дмитриевне, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным распоряжения, признании не членом семьи Домюцадис Валентины Дмитриевны, признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

Домюцадис В.С. обратилась в суд с иском к Домюцадис В.Д., комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее – КЖКХ г. Барнаула) о признании незаконным распоряжения КЖКХ г. Барнаула № ... от 03.11.2017 года, признании истца не членом семьи ответчика Домюцадис В.Д., а также признании истца малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав в обоснование заявленного иска на то, что истец фактически зарегистрирована по адресу: ///, в то время как вместе со своей дочерью, ФИО12., фактически проживает по иному адресу: ///, а потому на протяжении длительного времени не проживает вместе с матерью, не ведет с нею общего хозяйства, не является членом ее семьи. Истец является инвалидом второй группы инвалидности, состоит на учете в УПФР г. Барнаула с установлением ей выплат в виде пенсии и ежемесячной выплаты.

Вместе с тем, по утверждению истца, 03.11.2017 года по результатам рассмотрения заявления истца, ответчиком – КЖКХ г. Барнаула – приказано отказать в признании заявителя малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование отказа приказ содержит ссылку на факт наличия у матери истца, ответчика Домюцадис В.Д., в собственности автомобиля и не предоставление документов, подтверждающих правовые основания владения членом семьи заявителя на право собственности автомобилем.

Истец, полагая, что его права и законные интересы нарушены, обратился в суд с настоящим иском к ответчикам.

При подготовке к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена администрация г. Барнаула (л.д.1).

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась (л.д.49, 84), представила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.107).

Представитель истца Домюцадис В.Д., также являющаяся ответчиком по делу, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, исковые требования к себе в части признания истца не членом своей семьи – признала, представив в адрес суда соответствующее заявление (л.д.79).

Представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула – Турко Н.В, действующая на основании доверенности (л.д.51), в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, полагая их не обоснованными на том основании, что ими представлены документы, подтверждающие тот факт, что истец является членом семьи Домюцадис В.Д., они состоят на учете как члены семьи.

Представители третьих лица: администрации г. Барнаула, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому края, Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу – в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу извещались (л.д.93, 94, 95), причины их неявки в судебное заседание – не известны.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 и ч.3 ст.17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч.5 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС (в действующей редакции) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В случае прекращения семейных отношений между гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе одной семьи, за бывшими членами семьи сохраняется право состоять на учете, если не утрачены основания, дающие право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Дата и время принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях бывших членов семьи гражданина, исключаемых из состава его семьи, соответствуют дате и времени постановки на учет в прежнем составе семьи (ч.6 ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).

На основании ч.1 ст.4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Для признания нуждающимся в жилом помещении представляются следующие документы: 1) заявление; 2) копия паспорта (копия документа, заменяющего паспорт) гражданина Российской Федерации, а также копии паспортов всех членов семьи; 3) копия кадастрового и (или) технического паспорта на занимаемое жилое помещение, в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности либо предоставлено ему на основании договора социального найма; 4) копия домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки); 5) копии документов, подтверждающих состав семьи; 6) правоустанавливающий документ на жилое помещение (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, договор социального найма и другие документы); 7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством; 8) документы, выданные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами, осуществляющими техническую инвентаризацию, о принадлежащих и принадлежавших заявителю и членам его семьи жилых помещений за пять лет до дня подачи заявления о принятии на учет (ч.2 ст.4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»).

Согласно ч.3 ст.4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане для признания их малоимущими представляют органам местного самоуправления документы в соответствии с законом Алтайского края.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.5 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет и принятия по ним решений орган местного самоуправления вправе создать жилищную комиссию. Орган местного самоуправления решение о принятии или об отказе в принятии на учет принимает по результатам рассмотрения документов, представленных гражданами согласно ч.ч.2 и 3 ст.4 указанного Закона, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления всех документов.

В силу ч.1 ст.9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по следующим спискам очередности: 1) список граждан, имеющих право на предоставление по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Алтайского края в соответствии с законодательством Алтайского края; 2) список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Часть 1 ст.2 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусматривает, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС (в действующей редакции) «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» предусмотрено такое понятие как члены семьи – совместно проживающие супруги, дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные собственником или нанимателем жилого помещения в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст.2 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» гражданин-заявитель подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о признании его и членов его семьи малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда по форме, установленной Администрацией Алтайского края. Заявление подписывается всеми членами семьи гражданина-заявителя. Для определения размера дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, гражданин-заявитель прилагает к заявлению следующие документы: 1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; 2) выписку из домовой книги по месту жительства гражданина-заявителя и членов его семьи; 3) копии документов о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей, судебные решения о признании членом семьи и др.); 4) документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и членов его семьи, которые учитываются при решении вопроса о признании их малоимущими для предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, либо документы об отсутствии таких доходов; 5) документы, подтверждающие суммы уплачиваемых алиментов; 6) документы, подтверждающие правовые основания владения гражданином-заявителем и членами его семьи движимым и недвижимым имуществом, подлежащим налогообложению, на праве собственности. Документы, указанные в ч.2 настоящей статьи, представляются гражданином-заявителем в оригиналах и в копиях. Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления и приобщаются к учетному делу, заведенному в порядке, установленном законодательством Алтайского края, на каждого состоящего на учете гражданина или семью.

Для определения размера дохода семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя учитываются все виды доходов гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, полученных в денежной и натуральной формах, за исключением видов доходов, указанных в ст.6 настоящего Закона. В целях признания граждан малоимущими доходы учитываются в объеме, оставшемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1, ч.2 ст.5 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»).

В целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления учитывают стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семей: 1) жилые дома, квартиры и другие объекты капитального строительства; 2) транспортные средства (кроме водного транспорта), за исключением транспортных средств, полученных (приобретенных) гражданами на льготных условиях через органы социальной защиты населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3) земельные участки, за исключением земельных участков площадью 600 квадратных метров - для городского округа и городского поселения, 2000 квадратных метров - для сельских поселений, предоставленных гражданам для ведения садоводства или огородничества, но не более одного на семью; 4) паевые накопления в жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных, гаражно-строительных, дачно-строительных и иных потребительских специализированных кооперативах; 5) денежные средства, находящиеся на счетах в банках и других кредитных учреждениях. Имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей совместной собственности нескольких физических лиц, подлежит учету в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиком налога на указанное имущество является гражданин-заявитель и (или) члены его семьи (ч.1 и ч.2 ст.7 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»).

Для признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми постановлением Администрации Алтайского края, устанавливает: 1) пороговое значение дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, с учетом социально-экономического развития муниципального образования, состояния жилищного фонда и других факторов; 2) размер дохода, приходящийся на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению; 3) наличие возможности у гражданина-заявителя и членов его семьи получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения. Граждане признаются малоимущими органами местного самоуправления, когда ни пороговое значение дохода, ни пороговое значение стоимости имущества не превышены и у гражданина-заявителя и членов его семьи отсутствует возможность получения кредита в банке или иной кредитной организации или накопления собственных средств на приобретение жилого помещения (ст.7 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»).

Орган местного самоуправления не позднее тридцати рабочих дней со дня представления заявления и документов, предусмотренных ст.2 настоящего Закона, принимает решение о признании гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими либо об отказе в признании гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда по основаниям, установленным настоящим Законом. Соответствующее решение оформляется в письменном виде. Решение органа местного самоуправления об отказе в признании гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими должно содержать мотивированное основание такого отказа (ст.9 Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда»).

Постановлением Администрации Алтайского края от 18.09.2006 года № 385 утверждены методические рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, которые разработаны в целях реализации Закона Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1. вышеназванных методических рекомендаций, условием признания граждан малоимущими для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда является отсутствие у граждан возможности приобретения в собственность за счет собственных и (или) заемных средств в настоящее время либо в течение срока, равного установленному решением органа местного самоуправления периоду семейных накоплений, жилого помещения размером не менее установленной решением органа местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма исходя из количества членов семьи, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи. Отсутствие у граждан возможности приобретения в собственность жилого помещения определяется по результатам сопоставления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, с пороговыми значениями дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, с учетом иных положений методических рекомендаций.

В соответствии с п.5.1. вышеназванных методических рекомендаций, решение органа местного самоуправления о признании граждан малоимущими или об отказе в признании граждан малоимущими принимается с учетом выводов и предложений, изложенных уполномоченным органом в заключении. Основанием для составления уполномоченным органом заключения является оценка имущественного положения семьи, проведенная ответственным работником уполномоченного органа. Решение органа местного самоуправления об отказе в признании семьи малоимущей должно содержать мотивированное основание такого отказа.

Из материалов дела следует, что постановлений администрации Октябрьского района Алтайского края ... от 06.10.2000 года и № 3717 от 04.11.2000 года Домюца (сейчас – Домюцадис) В.Д., имеющая состав семьи из 6-ти человек, взята на учет по обеспечению жилой площадью на льготные очереди среди многодетных, одиноких матерей, имеющих близнецов, а также на льготную очередь среди инвалидов (л.д.68, 69, 70, 75, 76).

В соответствии со справкой серии <данные изъяты>..., выданной +++ года, Домюца (теперь – Домюцадис) В.С., +++ года рождения, присвоена <данные изъяты> группа инвалидности, как <данные изъяты>, бессрочно (л.д.19).

Приказом КЖКХ г. Барнаула ... от +++ года очередь Домюцадис В.Д., среди инвалидов (постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула от 04.11.2000 года ...), переведена на Домюцадис В.С. в связи с достижением совершеннолетнего возраста, датой принятия Домюцадис В.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, среди инвалидов, считается 04.11.2000 года, состав семи Домюцадис В.С. два человека: Домюцадис В.С., +++ года рождения – заявитель, ФИО13., +++ (л.д.13-15, 16, 17, 18, 19, 77).

По адресу: /// в принадлежащей Домюцадис (ранее – Домюца) В.Д. квартире, зарегистрированы проживающими: с 17.10.2011 года – Домюцадис В.Д., +++ года рождения, ФИО14. и ФИО15., +++ года рождения; с 26.03.2013 года – Домюцадис В.С., +++ года рождения; с 05.04.2016 года – ФИО16., +++ года рождения; с 27.12.2016 года, ФИО17., +++ года рождения (л.д.22, 23, 24).

В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

При этом семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (п.11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем, в соответствии с представленной истцом копией договора найма жилого помещения от 01.06.2017 года, заключенного между ФИО18., выступившей в качестве наймодателя, и Домюцадис В.С., выступившей в качестве нанимателя, по условиям которого наймодатель предоставил нанимателю за плату, во временное пользование и проживание – жилое помещение, расположенное по адресу: /// Сторонами определен срок действия договора найма жилого помещения с 01.06.2017 года по 01.06.2018 года; размер платы за пользование жилым помещение установлен – 7 000 руб. 00 коп., дата внесения платы – не позднее 10 числа каждого месяца (л.д.27).

В ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу ответчик Домюцадис В.Д. признала заявленные к ней исковые требования о признании истца не членом ее семьи, представив в адрес суда соответствующее заявление (л.д.79), а также пояснив, что она и Домюцадис В.С. не ведут общее хозяйство около года, более не являются одной семьей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела однозначно подтверждается тот факт, что с 01.06.2017 года стороны Домюцадис В.С. и Домюцадис В.Д. не ведут общее хозяйство, более не являются одной семьей, а потому исковые требования Домюцадис В.С. к ответчикам в части признания истца не членом семьи Домюцадис В.Д. – являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом не имеет правового значение для разрешения заявленных Домюцадис В.С. требований в части признания ее не членом семьи Домюцадис В.Д вынесенное 07.06.2017 года Центральным районным судом г. Барнаула решение по гражданскому делу по иску прокурора г. Барнаула в интересах Домюцадис В.Д., Домюцадис В.С., ФИО19. к администрации г. Барнаула о предоставлении жилого помещения (л.д.98-107), поскольку в указанном решении суда имеются ссылки на события, имевшие место до момента заключения истцом вышеприведенного договора найма жилого помещения от 01.06.2017 года.

Из представленных суду документов следует, что как у истца, Домюцадис В.С., так и у ее дочери – ФИО20., +++ года рождения, отсутствует в собственности: недвижимое имущество (л.д.26, 42, 43, 90) и транспортные средства (л.д.89); доход Домюцадис (ранее – Домюца) В.С., +++ года рождения, состоит из государственной социальной пенсии и ежемесячной денежной выплаты, размер которых за период с 01.09.2017 года по 31.01.2017 года не превышал 14 105 руб. 87 коп., а с 01.02.2018 года по 28.02.2018 года не превышал 14 169 руб. 05 коп.. (л.д.20), также за период с 01.01.2017 года по 30.09.2018 года размер ежемесячного пособия на ребенка составляет 178 руб. 25 коп. (л.д.21, 41), при этом с июля 2017 года истец не получала по месту работы в ООО «<данные изъяты>» пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с отсутствием у организации возможности выплатить данное пособие (недостаточность денежные средств на счета организации и арест счета ОСП УФССП России по г. Москве) (л.д.50).

27.09.2017 года истец Домюцадис В.С. обратилась к председателю КЖКХ г. Барнаула с заявлением об определении размера ее дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности членов ее семьи и подлежащего налогообложению, для признания ее и членов ее семьи малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, указав, что ее семья состоит из 2-х человек: самого заявителя Домюцадис В.С., +++ года рождения, и ее дочери ФИО21., +++ года рождения (л.д.56-60).

Помимо этого, 27.09.2017 года истец Домюцадис В.С. обратилась к председателю КЖКХ г. Барнаула с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, также указав вышеназванный состав своей семьи (л.д.61-62).

В соответствии с п.7 ст.13 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 года № 71, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.19 ранее действовавшего Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 года № 789 (в редакции, действовавшей по состоянию на 27.09.2017 года), к вопросам местного значения городского округа относилось обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.3.18 и п.3.19 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012 года № 694, для достижения основных целей и задач КЖКХ г. Барнаула осуществляет, в том числе, следующие функции: ведет в установленном порядке учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимает решение о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; а также на основании постановления администрации города о распределении жилого помещения предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда; выступает наймодателем по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда.

Приказом заместителя председателя комитета по жилищным вопросам «КЖКХ г. Барнаула) С.Г. Алексеевой от 03.11.2017 года ... «Об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Домюцадис В.С.» - отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Домюцадис В.С., зарегистрированной по адресу: /// (мать заявителя Домюцадис В.Д. имеет в собственности автомобиль Freightliner FLC; для определения стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и каждого члена его семьи и подлежащего налогообложению, не представлены документы, подтверждающие правовые основания владения членом семьи заявителя движимым имуществом (автомобилем), подлежащим налогообложению, на праве собственности, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя).

Вместе с тем, обоснование вынесенного вышеназванного приказа, оспариваемого истцом в рамках настоящего гражданского дела, противоречит установленным в ходе судебного разбирательства по делу обстоятельствам, а именно: Домюцадис В.Д. не являлась членом семьи Домюцадис В.С. на момент подачи 29.09.2017 года в КЖКХ г. Барнаула вышеприведенных заявлений, а потому наличие либо отсутствие в собственности Домюцадис В.Д. какого-либо имущества, в дом числе движимого, не имело правового значения при рассмотрении комитетом по жилищным вопросам КЖКХ г. Барнаула заявления Домюцадис В.С. от 27.09.2017 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Домюцадис В.С. требования в части признать незаконным приказа заместителя председателя комитета по жилищным вопросам (комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула) ФИО22 от 03.11.2017 года № ... «Об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Домюцадис В.С.» - являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению, в связи с чем данный приказ подлежит отмене.

Поскольку оспариваемый истцом приказ заместителя председателя комитета по жилищным вопросам (комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула) ФИО23 от 03.11.2017 года ... «Об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Домюцадис В.С.» подлежит признанию незаконным и отмене, то с учетом того, что порядок признания граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, определен Законом Алтайского края от 06.07.2006 года № 60-ЗС «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и Законом Алтайского края от 09.12.2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», то на ответчика КЖКХ г. Барнаула подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление Домюцадис В.С. о признании ее малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В остальной части исковые требования Домюцадис В.С. удовлетворению не подлежат как недоказанные стороной истца в ходе судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу.

В ходе судебного разбирательства сторона истца не настаивала на возмещении ответчиками государственной пошлины, оплаченной при подаче иска в суд (л.д.2).

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Домюцадис Виолетты Сергеевны удовлетворить частично.

Признать Домюцадис Виолетту Сергеевну не членом семьи Домюцадис Валентины Дмитриевны.

Признать незаконным и отменить приказ заместителя председателя комитета по жилищным вопросам (комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула) С.Г. Алексеевой от 03 ноября 2017 года ... «Об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Домюцадис В.С.».

Возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обязанность повторно рассмотреть заявление Домюцадис Виолетты Сергеевны о признании малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В остальной части исковые требования Домюцадис Виолетты Сергеевны – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2018 года.

Судья Т.О. Вебер