ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1261/2022 от 01.07.2022 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1261/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Надым ЯНАО 01 июля 2022 г.

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Стрельцова Е.С. при секретаре судебного заседания Яхиной Н.Ю., с участием прокурора Вихарева С.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании действий незаконными и возложении обязанности по регистрации объектов,

у с т а н о в и л:

Из заявления следует, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среде, природопользовании и промышленной безопасности при эксплуатации объектов, предназначенных для хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), расположенных на территории Надымского района ЯНАО.

АО «Ямалкоммунэнерго» (далее - Общество) является владельцем ряда объектов хранения горюче-смазочных материалов различного вида и состава (резервуарные парки, резервуары и т.п.), расположенных на территории Надымского района. Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе используются в хозяйственной деятельности горизонтальные стальные резервуары объемом от 10 м3 до 100 м3 в количестве 41 шт., расположенные в <данные изъяты> и способные вместить 1965 м3 различных опасных веществ одного вида.

Горизонтальные стальные резервуары, расположенные в <данные изъяты>, переданы АО «Ямалкоммунэнерго» в пользование на основании договора аренды № *№ обезличен* заключенного *дата* с МУП «<данные изъяты>».

Между АО «Ямалкоммунэнерго» и ООО «<данные изъяты>» в *дата* году заключены договоры на обслуживание опасных производственных объектов, в состав которых включен 41 горизонтальный резервуар объемом от 10 м3 до 100 м3 в <данные изъяты>.

Горизонтальные стальные резервуары, расположенные в <данные изъяты>, используются АО «Ямалкоммунэнерго» для хранения дизельного топлива, необходимого для работы котельных и электростанций.

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» фактически эксплуатирует резервуарный парк <данные изъяты>, состоящий из горизонтальных стальных резервуаров объемом от 10 м3 до 100 м3 в количестве 41 шт.

В нарушение требований закона АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов (резервуарный парк, расположенный в <данные изъяты>) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Кроме того, опасный производственный объект - резервуарный парк, расположенный в <данные изъяты>, эксплуатируется АО «Ямалкоммунэнерго» в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Прокурор просил признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации резервуарного парка, состоящего из 41 горизонтального резервуара, объемом от 10 м3 до 100 м3, расположенного в <данные изъяты> ЯНАО, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов; обязать АО «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировать указанный резервуарный парк в государственном реестре опасных производственных объектов.

В судебном заседании прокурор Вихарев С.А. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что после внесения представления Ямало-Ненецким природоохранным прокурором руководителю АО «Ямалкоммунэнерго» Общество обратилось в Северо-Уральское управление Ростехнадзора о регистрации опасного производственного объекта «Склад ГСМ <данные изъяты>» в государственном реестре опасных производственных объектов. В письме от 31.08.2021 Северо-Уральское управление Ростехнадзора уведомило Общество об отказе в регистрации ОПО по причине отсутствия копий документов, подтверждающих право собственности на объекты ОПО или документов, но также и об отсутствии технической документации. Общество не лишено возможности приобрести или установить новые резервуары. Также не предпринято попыток зарегистрировать 8-9 резервуаров в государственном реестре опасных производственных объектов, которые Обществу принадлежат на законных основаниях. Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе длительный период используются в хозяйственной деятельности горизонтальные стальные резервуары, расположенные в <данные изъяты>. Полагает, что Общество нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.

Представитель ответчика АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал относительно исковых требований, пояснив, что Общество не имеет законных прав и оснований для осуществления регистрации всего резервуарного парка, состоящего из 41 горизонтального резервуара, объемом от 10 м3 до 100 м3, расположенного в <данные изъяты> ЯНАО, но в свою очередь последовательно предпринимает все зависящие от него меры по установлению собственника резервуарного парка и его регистрации. Относительно «Склада ГСМ <данные изъяты> сообщил, что данные резервуары (частично) Общество эксплуатирует на основании договора аренды движимого и недвижимого имущества, относящегося к сфере теплоснабжения № *№ обезличен* от *дата*, заключенного с МУП «<данные изъяты>». Письмом от 10.08.2021 Общество обратилось в Северо-Уральское управление Ростехнадзора о регистрации опасного производственного объекта «Склад ГСМ <данные изъяты>» в государственном реестре опасных производственных объектов. Северо-Уральское управление Ростехнадзора уведомило об отказе в регистрации ОПО по причине отсутствия копий документов, подтверждающих право собственности на объекты ОПО или документов, подтверждающих иное законное основание по владению и пользованию объектами ОПО. Для установления в сёлах Надымского района собственников резервуаров, по которым Общество является фактическим пользователем, Общество письмами обратилось в адрес Администрации Надымского района с целью постановки их на учёт в качестве бесхозяйных объектов и дальнейшей передачи их в пользование Обществу. В настоящий момент Администрацией <данные изъяты> проводятся процедуры по принятию резервуаров в муниципальную собственность и организованы мероприятия по ликвидации непригодных резервуаров. До передачи в пользование Обществу Администрацией <данные изъяты> резервуаров, Общество не имеет возможности осуществить регистрацию «Склада ГСМ <данные изъяты>» в государственном реестре опасных производственных объектов. Обществом предпринимаются все зависящие от него меры, направленные на регистрацию опасного производственного объекта «Склад ГСМ <данные изъяты>» в государственном реестре опасных производственных объектов, а также по установлению собственника по тем резервуарам, по которым Общество является фактическим пользователем. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ТО Администрации Надымского района – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Северо-Уральское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среде, природопользовании и промышленной безопасности при эксплуатации объектов, предназначенных для хранения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), расположенных на территории Надымского района ЯНАО.

АО «Ямалкоммунэнерго» (далее - Общество) является владельцем ряда объектов хранения горюче-смазочных материалов различного вида и состава (резервуарные парки, резервуары и т.п.), расположенных на территории Надымского района.

Филиалом АО «Ямалкоммунэнерго» в Надымском районе используются в хозяйственной деятельности горизонтальные стальные резервуары объемом от 10 м3 до 100 м3 в количестве 41 шт., расположенные в <данные изъяты> и способные вместить 1965 м3 различных опасных веществ одного вида.

Горизонтальные стальные резервуары, расположенные в <данные изъяты>, переданы АО «Ямалкоммунэнерго» в пользование на основании договора аренды № *№ обезличен*, заключенного *дата* с МУП «<данные изъяты>».

Между АО «Ямалкоммунэнерго» и ООО «<данные изъяты>» в 2021 году заключены договоры на обслуживание опасных производственных объектов, в состав которых включен 41 горизонтальный резервуар объемом от 10 м3 до 100 м3 в <данные изъяты>.

Горизонтальные стальные резервуары, расположенные в <данные изъяты>, используются АО «Ямалкоммунэнерго» для хранения дизельного топлива, необходимого для работы котельных и электростанций.

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» фактически эксплуатирует резервуарный парк <данные изъяты>, состоящий из горизонтальных стальных резервуаров объемом от 10 м3 до 100 м3 в количестве 41 шт.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам относит предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к указанному Федеральному закону.

Приложение № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, включая горючие вещества (жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления), в указанных в приложении №2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» количествах опасных веществ.

Согласно пункту 1 и таблицы № 2 приложения № 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам III класса опасности относятся, объекты на которых количество горючих жидкостей, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах, составляет объем более 1000 тонн, но менее 50 000 тонн.

Из пункта 2 примечаний к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, то в случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

Следовательно, учитывая положения части 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и приложения № 1 и № 2 к федеральному закону эксплуатируемый АО «Ямалкоммунэнерго» резервуарный парк, расположенный в <данные изъяты>, относится к категории опасных производственных объектов III класса опасности, поскольку предназначены для хранения горючих жидкостей в объеме более 1000 тонн.

В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит эксплуатацию опасного производственного объекта к видам деятельности в области промышленной безопасности. При этом часть 1 статьи 9 указанного Федерального закона возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, обязанность соблюдать положения законодательства в области промышленной безопасности, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

В нарушение указанных требований, а также пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011] № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов (резервуарный парк, расположенный в с. Кутопьюган Надымского района) в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В силу требований части 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

В нарушение положений пунктов 5, 6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371, Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 (пункты 6, 10, 14), несмотря на длительный период эксплуатации объекта, соответствующие сведения своевременно для регистрации в государственном реестре, не направлены.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязательное страхование Гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном страховании владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных требований закона опасный производственный объект - резервуарный парк, расположенный в <данные изъяты>, эксплуатируется АО «Ямалкоммунэнерго» в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

По выявленным нарушениям Ямало-Ненецким природоохранным прокурором руководителю АО «Ямалкоммунэнерго» 30.07.2021 внесено представление об устранении нарушений закона.

До настоящего времени Обществом должных мер по устранению нарушений закона не принято.

Эксплуатация опасного производственного объекта с нарушением требований законодательства о промышленной безопасности и в отсутствие договора страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания, а также может создавать опасность для жизни и здоровья людей.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации резервуарного парка без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и возложить обязанность на ответчика зарегистрировать указанный резервуарный парк в государственном реестре опасных производственных объектов.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «Ямалкоммунэнерго» по эксплуатации резервуарного парка, состоящего из 41 горизонтального резервуара, объемом от 10 м3 до 100 м3, расположенного в <данные изъяты> ЯНАО, без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Обязать АО «Ямалкоммунэнерго» зарегистрировать резервуарный парк, состоящий из 41 горизонтального резервуара, объемом от 10 м3 до 100 м3, расположенный в <данные изъяты> р-на ЯНАО в государственном реестре опасных производственных объектов.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Надымский городской суд.

Дата вынесения решения в мотивированной форме – 06 июля 2022 г.

Председательствующий: (подпись)

Копия верна: Судья: Е.С. Стрельцов

Секретарь суда_______

Решение не вступило в законную силу: 06 июля 2022 г.

Подлинник решения хранится в деле № 2-1261/2022

в Надымском городском суде ЯНАО

УИД 89RS0003-01-2022-001577-64