Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-1262/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю., при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании кадастровой ошибкой сведений государственного кадастра недвижимости о стоимости земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с названным заявлением указывая, что является собственником 1/2 доли земельного участка площадью 4344.00 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный под столярное производство (здание мастерской, площадки складирования, сушильные камеры), по адресу: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Из сведений государственного кадастра недвижимости следует что кадастровая стоимость земельного участка составляет 11862073,92 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка 2730,68 руб., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 24.11.2010 года №. Считает что указанные сведения являются кадастровой ошибкой в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п.1 ст. 28 ВЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Внесение кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости определено Правилами ведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, органом исполнительной власти Омской области кадастровая стоимость конкретного участка в виде нормативного правового акта утверждена не была. При таких обстоятельствах кадастровая стоимость земельного участка не может быть принята для расчета земельного налога.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, входящих в квартал, которые не могут быть отождествлены с кадастровой стоимостью отдельного земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). 08.04.2000 года Правительством РФ принято постановление № 316, которым утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с п.2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов установлен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года №39.
Из заключения ООО «ОМЭКС» от 31.01.2011 г. № следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 2092287,60 руб., вместо 11862073,92 руб. как указано в государственном кадастре.
Считает, что сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего истцу, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости являются кадастровой ошибкой.
Исходя из указанных ошибочных сведений земельный налог составляет 177931,1 руб. (1,5% кадастровой стоимости), в то время как должен составлять 31384,31 руб.
Ошибочно внесенные сведения в государственный кадастр недвижимости нарушают права истца уплачивать законно установленные налоги на землю.
Просит признать кадастровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 11862073,92 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2730,68 руб., обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области исправить с 27.12.2007 года кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, заменив сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с 11862073,92 руб., на 2092287,60 руб. и о размере удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с 2739,68 руб., на 481,65 руб.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимал, извещен надлежаще, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФИО1 (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФГУ «ЗКП» по Омской области (по доверенности) требования не признала, по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности, учтен в Государственном кадастре недвижимости с 10.07.2001 г., сведения об оспариваемой кадастровой стоимости данного участка были внесены в ГКН в декабре 2007г. на основании отчета ФГУП ФКЦ «Земля» № и в последующем утвержденным постановлениями Правительства Омской области от 19.12.2007г. № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» и постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008г. № 193-п.
В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее №221-ФЗ) кадастровой ошибкой в государственном кадастре недвижимости является:
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно ч.4 ст.28 № 221-ФЗ, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке; документ подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя; копия документа подтверждающего право собственности на соответствующий объект недвижимости; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ, либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия, либо от наличия вступившего в силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
В данном случае, документы, указанные в ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ, не являлись основанием для внесения в ГКН сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, соответственно для устранения кадастровой ошибки порядок, установленный для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, не применяется.
Из искового заявления следует, что основанием для исправления кадастровой ошибки в сведениях является заключение оценочной компании от 31.01.2011 г. №. Суть спора фактически сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в Отчете ФГУП ФКЦ «Земля», нормативном акте, утвердившим результаты оценки, и государственном кадастре недвижимости.
Полагает что в ГКН отсутствует кадастровая ошибка в части удельного показателя спорного земельного участка, что исключает возможность удовлетворения требований истца.
Согласно п. 4 ст. 17 Закона «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства РФ от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития РФ № 215 от 28.06.2007г., зарегистрированным в Минюсте РФ за №913 от 26.07.2007г., был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам РФ, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 10 Административного регламента).
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта РФ сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 11 Административного регламента).
Сведения о земельных участках в ГКН вносило Управление Роснедвижимости, но основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельных участках являлся отчет и акт органа исполнительной власти субъекта, утверждающий данный отчет.
В данном случае Управление Роснедвижимости на основании отчета №, подготовленного Омским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля», и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», на законных основаниях внесло в ГКН сведения об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 730,68 рублей/кв.м. и 11 862 073,92 рублей соответственно.
В свою очередь величина, исчисленная истцом самостоятельно, не утверждена Правительством Омской области и соответственно не может быть внесена в государственный кадастр недвижимости (п.9.9 Административного регламента, п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Таким образом, удельный показатель, внесенный в кадастр недвижимости, установлен нормативным правовым актом, оспаривание нормативного правового акта осуществляется посредством его обжалования в суде общей юрисдикции (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.03.2008 № 9405/07; обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2008г., утвержденный постановлением Президиума ВС РФ от 28.05.2008).
Кроме того, такое оспаривание результатов кадастровой оценки земель в отрыве от оспаривания нормативного правового акта, которым утверждены результаты оценки, противоречит рекомендациям Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенным для арбитражных судов в информационном письме президиума ВАС № 92 от 30.05.2005 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании имущества, произведенной независимым оценщиком».
Совокупно рассматривая нормы п. 4 ст.28, п. 4 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ и п.9.9, 11.2-11.4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. № 215 следует, что механизм исправления кадастровой ошибки представляет собой последовательность действий по внесению соответствующих изменений первоначально в нормативный правовой акт, которым утверждены результаты оценки, а в последствии, на основании положений указанного акта и в ГКН.
Считает что удовлетворение требований истца приведет к несоответствию сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости с нормативным правовым актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с действующим Уставом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области и изменений к нему, ФГУ «ЗКП» по Омской области не наделено функциями органа по государственной кадастровой оценке.
Просила в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица ФГУП «ФКЦ «Земля» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области (по доверенности) заявленные требования не признала по следующим основаниям.
Согласно ст. 28 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой признается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее -кадастровая ошибка в сведениях).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 10.07.2001, следовательно, входил в перечень земельных участков, оценка которых проводилась в 2007 году. Кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 11 862 073,92 рублей была определена в ходе проведенной в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36.
Работы по государственной кадастровой оценке земель города Омска проведены в 2007 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. № 39 (далее - Методические указания) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 № П/0152 (далее - Технические рекомендации).
Согласно п. 9 указанных Правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Порядок, последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по организации государственной кадастровой оценки земель установлены Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 №215 (далее - Административный регламент).
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Омской области № 174 - П от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36». Данное постановление действует в редакции Постановления Правительства № 193 - П от 26.11.2008 «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174 - П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36».
Постановлением Правительства Омской области № 193 - П утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 11 862 073,92 руб. (строка 2579 приложения к постановлению Правительства Омской области № 193 - П). Следовательно, данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 11 862 073,92 руб. были внесены в ГЗК (ГКН) на основании нормативного правового акта. Таким образом, истец, предъявляя требования о признании кадастровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка фактически оспаривает нормативный акт, на основании которого кадастровая стоимость внесена в ГКН.
В соответствии с п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 (далее - Порядок ведения ГКН) при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости (раздел государственного кадастра недвижимости, п. 1 ст. 13 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости») уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения ГКН выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что исправить кадастровую ошибку возможно только в случае подтверждения факта наличия ошибки в документах, на основании которых были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.
Так как сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 11 862 073,92 руб. были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, утвержденными Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-П), т.е. на основании нормативно-правового акта, основанием для принятия решения об исправлении кадастровой ошибки может служить документ, свидетельствующий об установлении факта ошибки, содержащейся в постановлении Правительства Омской области № 174-П (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 года № 193-П) в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 18:4.
Считает, что представленное истцом заключение оценочной компании от 31.01.2011 № 17/11 не отвечает признаку допустимости.
Заключение эксперта, очевидно в силу Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ № 215 от 28.06.2007 (далее - Административный регламент) не отвечает таким требованиям, поскольку получено:
- лицом, не уполномоченным на проведение указанных работ в нарушение пункта 1 Правил;
- без применения специального программного обеспечения, использование которого является обязательным для всех оценщиков, выполняющих работы по государственной кадастровой оценке земель на всей территории Российской Федерации (1.1, 3.2, 3.2.6 Технических рекомендаций);
- без проверки результатов предоставляемых расчетов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (пункты 9.3-9.9 Административного регламента), которая является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847.
Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 №174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (в ред. Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-П) в установленном законом порядке заявителем не оспорено.
В связи с вышеизложенным у Управления при сравнении двух величин кадастровой стоимости отсутствуют какие-либо основания полагать, что в государственном кадастре недвижимости находятся ошибочные сведения о величине кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Полагает, что требования заявителя в полном объеме не подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 4344.00 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный под столярное производство (здание мастерской, площадки складирования, сушильные камеры) по адресу: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Омской области, 27 декабря 2007 года в государственный кадастр недвижимости, по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденным Постановлением Правительства Омской области « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» от 19.12.2007 года № 174-п внесены сведения:
-о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 11862073,92 руб., и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2730,68 руб./ кв.м.( л.д.83,107).
Согласно сведений, представленных Управлением Росреестра по Омской области земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 10.07.2001 г.
Как следует из материалов дела в государственный кадастр недвижимости 30 декабря 2005 года внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с Указом Губернатора Омской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области» от 19.06.2003 года № 110, в размере 3792269 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в период с 30.12.2005 года по 27.12.2007 года составляла 3792269 рублей.
При рассмотрении данного спора суд учитывает, что производимый Управлением государственный кадастровый учет земельных участков включает в себя не только данные о местоположении и границах, площади, кадастровом номере земельного участка, но и его кадастровой стоимости.
На момент проведения государственного кадастрового учета согласно федеральному закону от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в едином государственном реестре земель должны были содержаться следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
На основании пунктов 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний результаты работ по государственной оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости и в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил проведения государственной оценки земель результаты государственной оценки земель после утверждения их органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат внесению в государственный земельный кадастр.
Кадастровая стоимость земельных участков, указанная в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-П (в первоначальной редакции), не была утверждена, тем самым нарушена процедура включения сведений о кадастровой стоимости земельного участка и удельных показателей кадастровой стоимости за один квадратный метр в государственный земельный кадастр без утверждения их результатов субъектом Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ (в редакции от 04.12.2006 года, действовавшего в период издания постановления от 17.12.2007 № 174-п) «О государственном земельном кадастре», сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) вступил в силу с 01.03.2008 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 года № 206, от 14.12.2006 года № 767, от 17.09.2007 года № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Из пункта 3 названных выше Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.200 № 316 (в редакции от 17.09.2007 года) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше положений земельного законодательства и Правил проведения государственной оценки земель, а также пунктов 35, 36 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 года № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» Правительством Омской области в пределах его полномочий принято постановление от 17.12.2007 года № 174-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальному району, в том числе в границах кадастрового квартала 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
К видам разрешенного пользования согласно приложения к Постановлению № 174-п были отнесены
-земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;
-земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;
- земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
-земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;
-земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
-земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;
-земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
-земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;
-земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;
-земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
-земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;
-земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;
-земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;
-земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;
-земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Таким образом, Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007 года была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению № 174-п в редакции от 19.12.2007 года осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
В соответствии с пунктами 35 и 36 статьи 4 Закона Омской области от 08 февраля 2006 года «О регулировании земельных отношений в Омской области» к полномочиям Правительства Омской области относится утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, а также среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области.
Таким образом, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельных участков должно производиться в отношении каждого земельного участка индивидуально, но с применением различных правовых механизмов.
В соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007 года, стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222, средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков подлежит использованию исключительно для исчисления кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи ( п.1.2, 2.1.3, 2.3.2).
Указанные Правила применяются, когда образование нового земельного участка; изменение площади земельного участка при упорядочении его границы; изменение вида разрешенного использования земельного участка; перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель; выявление ранее учтенных земельных участков происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, Приложение «Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36», утвержденное постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 174-п, подлежит применению для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и т.п., как это определено вышеназванными Методическими указаниями.
То обстоятельство, что одной из первых административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки земель является формирование перечня земельных участков, является доказательством нормативно установленной обязанности органа исполнительной власти по утверждению кадастровой стоимости каждого земельного участка согласно перечню. Кроме того, как следует из приложения № 1 к Административному регламенту, перечень земельных участков формируется внутри каждого кадастрового квартала с указанием номера участка, видов разрешенного и фактического пользования, площади в кв.м., сведений о правах и т.п. в целях, перечисленных в пункте 6.4. Административного регламента, - для использования сведений при определении кадастровой стоимости (при этом отсутствует указание на использование указанных сведений при утверждении кадастровой стоимости).
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку земельный участок заявителя не относился к вновь образованному, измененному и т.п. как указывалось выше, суд считает, что определение кадастровой стоимости земельного участка путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка, является неправомерным.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка Управлением Роснедвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости до утверждения кадастровой стоимости земельного участка в установленном законом порядке, как это предусмотрено п.2 ст.66 ЗК РФ, пунктами 1 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008 года).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Административного регламента, к административным процедурам проведения государственной кадастровой оценки земель, в частности относятся:
-проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение (то есть, из буквального сод ржания следует, что в результате работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на утверждение представляются результаты кадастровой оценки земель, а не земельных участков);
-утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Орган кадастрового учета при внесении записи в государственный земельный кадастр действует в соответствии с Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119, пунктом 3 которого определено, что «Сведения в бланки форм вносятся только на основании и в точном соответствии с представленными документами, имеющими юридическую силу»; пунктом 6.2. которого устанавливаются правила заполнения формы (Ф 1.1. кадастрового паспорта «в строку «9» заносится разрешенное использование /назначение/ в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти.
Установление видов разрешенного использования земельных участков не является компетенцией Управления. Статья 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» устанавливает, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель населенных пунктов, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами.
Общий порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска утвержден решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Решения изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.
С учетом изложенного, суд считает, что вид разрешенного использования земельного участка не может устанавливаться произвольно, Административный регламент не содержит норм, предоставляющих Управлению Роснедвижимости самостоятельно относить земельные участки к какому-либо виду разрешенного использования. Между тем, Управление отнесло указанный земельный участок к 9 виду разрешенного использования, что привело к существенному увеличению кадастровой стоимости земельного участка.
Расчет земельного налога за 2010 год в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1, произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, внесенной Управлением Роснедвижимости без законных оснований.
Поскольку налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п.4 ст. 391 НК РФ) внесение Управлением Роснедвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 без утверждения в установленном порядке, повлекло нарушение прав последнего в области налогообложения.
Функции Роснедвижимости и его территориальных органов в соответствии с Указом Президента РФ от 25.12.2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальным органам.
11.03.2010 года Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии принят приказ № П/93 согласно которому с 15.09.2010 года полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на территории Омской области переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области.
Следовательно, поскольку на дату 27.12.2007 года порядок утверждения кадастровой стоимости не был соблюден и права заявителя по уплате законно установленного земельного налога были нарушены, применимо к положениям ст. 258 ГПК РФ суд считает возможным в качестве способа восстановления нарушенного права возложить на Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 11862073,92 рублей, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2730,68 рублей за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4344,00 кв.м., местоположение: предоставленный под столярное производство, с 27 декабря 2007 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать кадастровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 11.862.073 руб. 92 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2.730 руб. 68 коп.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № о кадастровой стоимости земельного участка 2.092.287,60 руб., о размере удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка 481,65 руб. с 27.12.2007 года.
Взыскать с Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Омской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлине в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья