ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1262/13 от 07.03.2013 Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

№ 2-1262/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Е.Е. Рожковой,

при секретаре судебного заседания Е.В. Бахматовой,

с участием заявителя Т.В. Шумилиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шумилина ТВ об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда,

у с т а н о в и л :

Шумилина Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда, мотивируя свои требования тем, что она является нанимателем <адрес>. С целью улучшения благоустройства квартиры заявителем была проведена перепланировка, которая не угрожает жизни и здоровью граждан, не затрагивает охраняемые государством интересы и права третьих лиц, не нарушает эксплуатационную надёжность и долговечность несущих и ограждающих конструкций и позволяет дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом. Решением межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании перепланировки было отказано в виду того, что у администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда отсутствуют полномочия по согласованию самовольно произведенной перепланировки жилых помещений.

Просит суд: признать незаконным решение межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании перепланировки, устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Шумилиной Т.В. путем вынесения администрацией Краснооктябрьского района города Волгограда решения о согласовании перепланировки <адрес>.

Определением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Волгограда.

Заявитель Шумилина Т.В. в судебном заседании на дополнила заявленные требования. Просит суд также в виду юридической неграмотности восстановить срок для оспаривания решения межведомственной комиссии.

Представитель заинтересованного лица администрации Волгограда, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. При вынесении решения полагается на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц администрации Краснооктябрьского района города Волгограда, департамента муниципального имущества администрации Волгограда, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду не ясна, ходатайств об отложении слушания дела, либо о рассмотрении в их отсутствие суду не представили.

Заинтересованное лицо Шумилин Д.С., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Шумилина Т.В. является нанимателем <адрес>, в которой также зарегистрирован и проживает Шумилин Д.С. (л.д. 8).

В целях благоустройства, для улучшения условий проживания в данной квартире самовольно была произведена перепланировка и переустройство в виде: демонтажа части существующих и установки дополнительных перегородок; демонтажа части существующего сантехоборудования в помещении ванной.

Согласно выкопировке из технического паспорта на <адрес>, составленного МУП «Центральное межрайонное БТИ» Краснооктябрьское отделение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь указанного жилого помещения составляет - 35,4 кв.м., в том числе жилая - 16,3 кв.м., подсобная - 19,1 кв.м. (л.д. 10-14).

После произведенной перепланировки Шумилина Т.В. обратилась в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с заявлением о согласовании проведенной перепланировки и переустройства <адрес>.

Решением Межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ Шумилиной Т.В. было отказано в согласовании самовольной перепланировки с переустройством жилого помещения в связи с тем, что она является самовольной, поскольку проведена при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ (л.д. 9).

Решение Межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ суд считает незаконным по следующим основаниям:

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.

В силу статьи 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения предоставляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения предоставляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченным наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Согласно заключения ООО ПИИ «Тракторопроект» о техническом состоянии строительных конструкций после перепланировки и переустройства <адрес> изменения, связанные с перепланировкой и переустройством квартиры не угрожают жизни и здоровью граждан, не затрагивают, охраняемые государством интересы и права третьих лиц, не нарушает эксплуатационную надёжность и долговечность несущих и ограждающих конструкций и позволяют дальнейшую безаварийную эксплуатацию квартиры и жилого дома в целом (л.д. 15-24).

В силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Вместе с тем, положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 7 части 1 статей 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

Таким образом, вопрос о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование, о продаже жилого помещения с публичных торгов или о расторжении договора социального найма (при наличии заявления гражданина о сохранении жилого помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению гражданина об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В выписке из решения Межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается данных о нарушении Шумилиной Т.В. технических либо строительных нормативов при произведенной перепланировке, а также ссылки на отсутствие каких-либо документов и разъяснений заявителю о необходимости представить их на комиссию дополнительно.

Как пояснила в судебном заседании Шумилина Т.В., срок на оспаривание решения межведомственной комиссии ей был пропущен в виду юридической неграмотности.

Учитывая, что заявителем были представлены в межведомственную комиссии администрации Краснооктябрьского района города Волгограда все необходимые документы для согласования произведенной перепланировки и переустройства, в том числе заключение ООО ПИИ «Тракторопроект» о том, что перепланировка и переустройство <адрес> не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью, срок на оспаривание решения межведомственной комиссии Шумилиной Т.В. пропущен в виду юридической неграмотности, а удовлетворение заявленных требований Шумилиной Т.В. является реализацией законных прав заявителя, суд считает заявление Шумилиной Т.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление Шумилина ТВ об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда - удовлетворить.

Восстановить Шумилина ТВ срок на подачу заявления об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии администрации Краснооктябрьского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шумилина ТВ в согласовании проведенной перепланировки с переустройством в <адрес>.

Устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Шумилина ТВ путём вынесения администрацией <адрес> Волгограда решения о согласовании перепланировки с переустройством, произведённых в <адрес> согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, в Волгоградский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы в Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: подпись Е.Е. Рожкова

Справка: мотивированный текст решения изготовлен 12 марта 2013 года.

Судья: подпись Е.Е. Рожкова