ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1263-2022 от 10.10.2022 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 10 октября 2022г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В. с участием истца Мезенцева А.Б. и его представителя Церклевича П.В., представителя ответчика Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1263-2022 по иску Мезенцев А.Б. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Мезенцев А.Б. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» (далее учреждение) и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, указав, что он является собственником многоквартирного жилого <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской области. В июне дата обезличена. дом находился в границах чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской области, и в дата обезличена. межведомственной комиссией после обследования дома были выявлены основания для признания состоящего из двух квартир дома подлежащим капитальному ремонту вследствие паводка, а администрация Нижнеудинского муниципального образования вынесла соответствующее постановление. После признания соответствующих ненормативных правовых актов незаконным судебным актом в дата обезличена. межведомственной комиссией было проведено повторное обследование, в результате которого выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением комиссии от дата обезличена. номер обезличен, а распоряжением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. На его обращение в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» с заявлением о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома последовал отказ ввиду отсутствия доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между аварийным состоянием дома и воздействием паводка. Срок обращения в учреждение с соответствующим требованием им был пропущен по уважительной причине ввиду необоснованного признания дома подлежащим капитальному ремонту в результате паводка и последующего вывода об отсутствии причинно-следственной связи между авариным состоянием дома и воздействием паводка. Просит признать незаконным решение об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома; признать его право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле дата обезличена. его многоквартирного жилого дома; обязать ответчиков вынести решение о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле дата обезличена., его многоквартирного жилого дома, об оформлении и выдаче соответствующего свидетельства в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от дата обезличена. номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём»; восстановить срок для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома.

В судебном заседании вместе со своим представителем Церклевичем П.В. настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что дата обезличена. он с заключением межведомственной комиссии от дата обезличена. и постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования обратился в установленном порядке за соответствующей социальной выплатой, но получил отказ в связи с тем, что аварийное состояние многоквартирного дома было вызвано не воздействием паводка, а естественным физическим износом. дата обезличена. после повторного признания незаконными представленных им в учреждение дата обезличена. ненормативных правовых актов он повторно обратился в учреждение за соответствующей социальной выплатой и получил повторный отказ в принятии соответствующего решения по тому же основанию, к которому прибавилось ещё одно - пропуск срока для обращения за такой выплатой.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» Качанов С.А. заявил о непризнании иска ответчиком, подтвердил названные истцом и его представителем основания отказа Мезенцев А.Б. в признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома. Указал на пропуск Мезенцев А.Б. срока обращения за такой выплатой и просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Фокина Е.А. в письменных возражениях против иска просила отказать в удовлетворении иска ввиду законности и обоснованности отказа в признании права Мезенцев А.Б. на соответствующую социальную выплату, указала на пропуск истцом срока обращения за такой выплатой, просила от казать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в её отсутствие.

Представители третьих лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, надлежащим образом извещённых о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явились, о причине неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, и поскольку их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.ч.3 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив изложенные в исковом заявлении доводы, выслушав истца Мезенцев А.Б. и его представителя Церклевича П.В., представителя ответчика Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя иск в части признания незаконным отказ учреждения в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного многоквартирного жилого дома; признания права истца на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г., спорного жилого дома; возложения на ответчиков соответствующих обязанностей, суд принимает во внимание, что в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской области имело место наводнение, вызванное сильными дождями, прошедшими на территории области.

Указом Губернатора Иркутской области номер обезличен-уг от дата обезличена. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с <данные изъяты> час. дата обезличена. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Постановлением правительства Иркутской области от дата обезличена. номер обезличен-пп установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена. на территории Иркутской области.

Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен спорный жилой дом находится в границах чрезвычайной ситуации, возникшей в результате наводнения в летний период 2019г. на территории Нижнеудинского муниципального образования, что подтверждается также актом обследования многоквартирного дома и заключением межведомственной комиссии о выявлении оснований для его признания аварийным и подлежащим сносу от дата обезличена. номер обезличен.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от дата обезличена. №номер обезличен-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.2 ст.18 вышеуказанного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 вышеназванного Федерального закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» ст.8 Федерального закона от дата обезличена. №номер обезличен-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента Российской Федерации от дата обезличена. номер обезличен наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.

Решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от дата обезличена. номер обезличен о выявлении оснований для признания многоквартирного дома истца подлежащим капитальному ремонту и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 19.08.2019г. номер обезличен о проведении капитального ремонта в этом доме, а на администрацию Нижнеудинского муниципального образования возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу провести повторное обследование многоквартирного дома и принять решение по результату обследования.

Придя к выводу о наличии оснований для признания вышеназванных ненормативных правовых актов незаконными, суд принял по внимание нарушение межведомственной комиссией при обследовании дома и даче заключения по результату обследования, а администрацией Нижнеудинского муниципального образования – при вынесении постановления о проведении капитального ремонта спорного дома требований п.<данные изъяты> утверждённого Постановлением Правительства РФ от дата обезличена. номер обезличен Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому многоквартирный жилой дом, каковым является дом истца, мог быть признан аварийным и подлежащим реконструкции, либо аварийным и подлежащим сносу, в то время как он признан подлежащим капитальному ремонту. Соответственно, принятое с нарушением вышеназванной нормы заключение межведомственной комиссии было признано незаконным, так же, как и обжалованное истцом постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования, вынесенное по результату работы межведомственной комиссии проведённой с нарушением вышеназванного Положения.

Из вышеназванного судебного акта следует, что хотя Мезенцев А.Б. получил соответствующую социальную выплату на капитальный ремонт спорного дома, однако в подтверждение доводов о бесполезности капитального ремонта, о недостаточности средств, предоставленных для его проведения, о том, что капитальный ремонт не приведёт к восстановлению жилого помещения до его первоначального состояния, представил суду инженерно-техническое заключение ООО «Сампад» от дата обезличена., согласно которому дефекты и повреждения несущих конструкций дома и отделки возникли по причине затопления дома паводком и привели к аварийному, не допустимому для проживания состоянию дома. Восстановление дома нецелесообразно, он подлежит сносу.

Согласно вышеуказанному решению суда дефекты, перечисленные в инженерно-техническом заключении ООО «Сампад», как-то: вымывание опор, намокание и гниение низа брёвен, деформации пола и лаг, поражение гнилью, прелость дерева были зафиксированы и в заключении ООО «МНСЭ» от дата обезличена однако заключение, представленное истцом, межведомственной комиссией не было оценено, его доводы в обжалуемом заключении не опровергнуты, не указаны причины, по которым при принятии заключения межведомственной комиссией было принято за основу заключение ООО «МНСЭ», а выводы ООО «Сампад» полостью проигнорированы. Повторное обследование дома с учётом выводов ООО «Сампад» не проведено, обжалуемое заключение было вынесено формально, что свидетельствовало о нарушении порядка признания обследования спорного дома и принятия заключения по результату обследования.

Согласно акту обследования спорного многоквартирного дома от дата обезличена. номер обезличен на основании вышеуказанного судебного акта межведомственной комиссией было повторное обследование спорного дома. В тот же день комиссия приняла заключение номер обезличен о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата обезличена. номер обезличен.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличенаномер обезличен спорный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заявлению истца, представленному Качановым С.А. в судебном заседании, дата обезличена. с вышеуказанными ненормативными правовыми актами Мезенцев А.Б. обратился в учреждение с заявлением о принятии решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного дома, и после получения дата обезличена. ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия информации от главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. об утрате истцом дома по причинам, связанным с воздействием паводка наряду с длительной эксплуатацией дома, со ссылкой на инженерно-техническое заключение ООО «Сампад» от дата обезличена., Мезенцев А.Б. получил отказ в удовлетворении своего требования ввиду отсутствия у него доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между техническим состоянием спорного дома и воздействием паводка.

Решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена. вышеназванные ненормативные правовые акты были признаны незаконными, а на администрацию Нижнеудинского муниципального образования была возложена обязанность по повторному обследованию дома.

Из акта очередного, третьего обследования спорного дома от дата обезличена. номер обезличен усматривается, что после обследования дома и исследования всё того же инженерно-технического заключения ООО «Сампад» от дата обезличена. межведомственная комиссия пришла к заключению о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а из заключения межведомственной комиссии от дата обезличена. номер обезличен следует, что, придя к выводу о выявлении оснований для признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, комиссия с учётом выводов инженерно-технического заключения ООО «Сампад» от дата обезличена. учла техническое состояние конструктивных элементов здания, физический износ и старение материалов, воздействие окружающей среды, то есть совокупность признаков технического состояния дома, при наличии которых капитальный ремонт не предусмотрен, и пришла к заключению о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Получив соответствующие документы, подтверждающие, что дом был приведён в состояние, не пригодное для проживания, паводком, истец дата обезличена. повторно обратился в учреждение с заявлением о принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома.

дата обезличена. и дата обезличена. на запрос в порядке межведомственного взаимодействия учреждением были получены ответы главы Нижнеудинского муниципального образования о том, что в состояние аварийности, непригодности для проживания обе квартиры истца в многоквартирном доме были приведены в результате воздействия паводка наряду с длительной эксплуатацией дома, ответчик путём издания отдельных приказов по каждой из двух квартир истца от дата обезличена. №номер обезличен и <данные изъяты> отказал ему в признании права на соответствующую социальную выплату, указав причины отказа в соответствующих извещениях истца по каждой квартире от дата обезличена., согласно которым межведомственной комиссией не установлена прямая причинно-следственная связь между техническим состоянием спорного дома и воздействием паводка.

Между тем доказательств того, что причиной приведения спорного дома в состояние аварийности и непригодности для проживания явилась длительность эксплуатации жилого дома, межведомственной комиссии представлено не было, ни на какие иные доказательства, кроме инженерно-технического заключения ООО «Сампад», межведомственная комиссия при выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу не ссылалась, в то время как в данном инженерно-техническом заключении ни на какие иные причины приведения дома в аварийное состояние, не пригодное для проживания, кроме воздействия температурно-влажностного воздействия окружающей среды в период паводка, имевшего место в июне-июле 2019г., не указано.

Это обстоятельство подтверждается и заключением специалиста ООО «Сампад» от дата обезличена., которым так же, как и инженерно-техническим заключением от дата обезличена., установлена визуально наблюдаемая неравномерная осадка здания, общий крен здания относительно вертикальной оси, места подмывания под несущие стены и цоколь; цоколь по периметру здания отошёл от стен и разрушается в результате размывания и деформации грунтов основания; в подвале обеих квартир наблюдается обрушение грунтов, следы промоин под фундамент, провалы, кирпичные стенки подполья выдавлены грунтом и разрушаются, местами обрушились, основание печи просело вследствие вымывания грунта из-под подошвы печи; кирпичные столбики под лагами пола местами разрушаются; изнутри здания наблюдается отклонение плоскости пола от горизонтальной оси; выгиб и провисание досок пола; сквозные щели между плоскостью пола и стен вследствие неравномерной осадки; полы разрушаются; основание здания разрушается; фундамент здания, включая грунтовое основание, не обеспечивает устойчивость вышележащих конструкций и несущую способность здания в целом; общий крен здания, выпучивание, отклонение от вертикальной плоскости наружных несущих и внутренних стен здания; трещины в брёвнах, уменьшение сечения брёвен вследствие переувлажнения окладных венцов, смещение брёвен от исходного положения; выгиб и выпучивание стен, искривление проёмов, перегородок и угловых соединений; отклонение плоскости стен от вертикальной оси, отторжение и коробление отделочных покрытий вследствие деформации стен, трещины по штукатурному слою; повсеместное провисание потолка вследствие неравномерной осадки, смещение балок перекрытия, трещины, разрушение и отторжение отделочных покрытий; проседание основания печи вследствие вымывания и обрушения грунта, отклонение положения печи от вертикальной плоскости, трещины по кладке, проседание полов возле печи.

Несмотря на то, что истец представил данное заключение специалиста в межведомственную комиссию и с учётом её выводов просил провести очередное обследование дома, ему было отказано по тому основанию, что данное заключение не содержит каких-либо данных об изменении состояния дома и подтверждает тот факт, что многоквартирный дом находится в аварийном состоянии и подлежит сносу, в связи с чем его повторное обследование нецелесообразно, что подтверждается ответом главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. на межведомственный запрос учреждения от дата обезличена. после очередного обращения Мезенцев А.Б. за соответствующей социальной выплатой дата обезличена.

Между тем данное заключение содержит вывод о том, что аварийное состояние многоквартирного дома истца определённо вызвано воздействием паводка, а не физическим износом.

Таким образом, межведомственной комиссии, учреждению, а впоследствии – суду при обращении с соответствующими исковыми требованиями Мезенцев А.Б. представил достаточный объём доказательств, подтверждающий, что состояние фундаментов и грунтов, стен и перегородок, перекрытий и коммуникаций оценивается как аварийное, а крыши и кровли - как ограниченно-работоспособное.

Из инженерно-технического заключения и заключения специалиста ООО «Сампад» от 27.02.2020г. и от дата обезличена. соответственно усматривается, что техническое состояние дома истца не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от дата обезличена. номер обезличен. Дом находится в аварийном состоянии, вызванном появлением вышеуказанных дефектов в результате наводнения, а не физического износа. Причиной образования дефектов является ухудшение состояния дома в связи с чрезвычайной ситуацией, приводящее к снижению уровня надёжности здания, прочности и устойчивости его конструкций и оснований до недопустимого состояния. Неравномерная осадка и деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов паводком в июне-июле дата обезличена. привела к повреждению грунтов и фундамента, снижению и утрате несущей способности и эксплуатационной пригодности вышележащих конструкций и в целом здания, находившегося в длительной эксплуатации.

При вынесении приказа об отказе в принятии решения о предоставлении истцу свидетельства, удостоверяющего право на соответствующую социальную выплату, учреждение не приняло во внимание, что межведомственная комиссия, проводя первое обследование спорного дома, привлекла специализированную организацию ООО «МНСЭ», в заключении которой были указаны дефекты, перечисленные в инженерно-техническом заключении ООО «Сампад», как-то: вымывание опор, намокание и гниение низа брёвен, деформации пола и лаг, поражение гнилью, прелость дерева.

Таким образом, в дата обезличена. межведомственной комиссией со ссылкой за заключение ООО «МНСЭ» была установлена прямая причинно-следственная связь между приведением спорного дома в состояние нуждаемости в капитальном ремонте и воздействием паводковых вод, что и подтверждается актом обследования дома и заключением межведомственной комиссией от дата обезличена. номер обезличен о выявлении оснований для признания многоквартирного дома истца подлежащим капитальному ремонту и постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен о проведении капитального ремонта в этом доме.

Как следует из информации ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской <адрес обезличен>» от дата обезличена. в ответ на межведомственный запрос учреждения Мезенцев А.Б. было выдано свидетельство на капитальный ремонт от дата обезличена. на сумму <данные изъяты> руб. дата обезличена. первая часть социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. была ему перечислена, а дата обезличена данная сумма была возвращена Мезенцев А.Б. в бюджет Иркутской <адрес обезличен>. Заявление на перечисление второй части социальной выплаты от Мезенцев А.Б. не поступало.

Вопреки доводам ответчиков о том, что состояние аварийности и непригодности для проживания дома было вызвано, в том числе, отказом истца от проведения капитального ремонта дома Мезенцев А.Б. настаивал на доводах о бесполезности и нецелесообразности такого ремонта, который не мог восстановить дом до его первоначального состояния.

Эти доводы истца подтверждаются актами осмотра дома и заключениями межведомственной комиссии от дата обезличена. номер обезличен и от дата обезличена. номер обезличен; постановлениями администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен и от дата обезличена. номер обезличен, инженерно-техническим заключением ООО «Сампад» от дата обезличена. и заключением специалиста ООО «Сампад» от дата обезличена. о нецелесообразности капитального ремонта дома, согласно которым при той совокупности признаков технического состояния дома, которая возникла от воздействия паводка, капитальный ремонт не предусмотрен, а также ответом на межведомственный запрос учреждения от дата обезличена. исполняющего обязанности главы Нижнеудинского муниципального образования Маскаева Ю.Н.

Заключение межведомственной комиссии от дата обезличена. номер обезличен о выявлении оснований для признания многоквартирного дома истца подлежащим капитальному ремонту вследствие паводка и вынесение администрацией Нижнеудинского муниципального образования постановления от дата обезличена. номер обезличен о проведении капитального ремонта в этом доме повлекло за собой принятие учреждением решения о предоставлении Мезенцев А.Б. социальной выплаты на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб., половину которой он получил, но, получив соответствующие заключения специалистов о нецелесообразности капитального ремонта дома, не способного привести дом в состояние, в котором он находился до паводка, вернул полученную сумму в бюджет Иркутской <адрес обезличен>, а за второй половиной социальной выплаты обращаться не стал.

Впоследствии межведомственная комиссия ещё дважды обследовала спорный многоквартирный дом, своими заключениями подтвердила доводы истца о нецелесообразности капитального ремонта дома, пришла к заключению об его аварийности и необходимости его сноса, и вопреки данному дата обезличена. заключению об ухудшении технического состояния дома в результате воздействия паводка дважды - дата обезличена. и дата обезличена., пришла к заключению об отсутствии причинно-следственной связи между аварийностью дома и воздействием на него паводка. При этом в обоих последних случаях сослалась лишь на инженерно-техническое заключение ООО «Сампад» от дата обезличена., которое прямой и непосредственной причиной приведения дома в состояние аварийности указало воздействие наводнения.

На инженерно-техническое заключение ООО «Сампад» от дата обезличена. ссылаются в своих ответах на межведомственные запросы учреждения глава Нижнеудинского муниципального образования Путов А.В. и исполнявший обязанности главы Нижнеудинского муниципального образования Маскаев Ю.Н. от дата обезличена и дата обезличена. соответственно, и при этом Путов А.В. в своём ответе дата обезличена. указал на отсутствие необходимости очередного обследования спорного дома ввиду того, что заключение специалиста ООО «Сампад» от дата обезличена. полностью подтверждает выводы ООО «Сампад» от дата обезличена. и не содержит каких-то данных об изменении состоянии дома.

Между тем из заключения специалиста ООО «Сампад» от дата обезличена. усматривается, что хотя дом и находился в длительной эксплуатации с дата обезличена., однако появление у него дефектов, приведших к аварийному состоянию дома, связаны с чрезвычайной ситуацией, а не с физическим износом здания.

Таким образом, ни в заключениях межведомственной комиссии от дата обезличена., от дата обезличена. и от дата обезличена., ни в инженерно-техническом заключении ООО «Сампад» от дата обезличена. и заключении специалиста ООО «Сампад» от дата обезличена. не указана длительная эксплуатация многоквартирного дома как прямая и непосредственная причина возникновения вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей, что согласно требованиям п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от дата обезличена. номер обезличен, является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, обратившись дата обезличена. и дата обезличена. в учреждение с соответствующими заявлениями, Мезенцев А.Б. в соответствии с требованиями подп.1, 2, 3 п.6, п.12, подп.1, 2, 7 п.15 и подп.2 п.16 положения представил достаточно доказательств утраты им спорного дома в период паводка.

Доказательств, свидетельствующих об утрате истцом многоквартирного дома вне связи с чрезвычайной ситуацией, а также о том, что в период после чрезвычайной ситуации до повторного обследования состояние дома могло значительно ухудшиться под воздействием иных, не обусловленных чрезвычайной ситуацией факторов, ответчиками не представлено, обстоятельств, свидетельствующих о наличии у спорного объекта уровня износа, при котором его текущее состояние было неизбежно и не зависело от воздействия паводка, судом не установлено.

К тому же пунктом 16 Положения не предусмотрено обязательного указания в рамках межведомственного взаимодействия на приведение жилого помещения в не пригодное для проживания состояние в результате паводка.

Вторым основанием отказа в принятии учреждением решения о предоставлении соответствующей социальной выплаты явилось указание на то, что пунктом 11 Положения «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём», утверждённого постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп, установлен срок обращения за такой выплатой до дата обезличена., в то время как истец за такой выплатой обратился дата обезличена.

Отказывая в удовлетворении иска Мезенцев А.Б. в части восстановления срока, установленного для обращения за соответствующей выплатой, отклоняя вышеприведённые доводы ответчиков, суд учитывает, что установленный п.11 положения срок является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права и является пресекательным сроком.

Согласно п.2 ст.9 ГК РФ в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при нереализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределённости для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.

Между тем судом установлено, что впервые Мезенцев А.Б. обратился за соответствующей социальной выплатой дата обезличена.

Пунктом 11 вышеназванного Положения установлен срок обращения гражданина в государственное учреждение в целях выдачи свидетельства на получение соответствующей социальной выплаты до дата обезличена.

Постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп в редакции постановления правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право которых на получение социальной выплаты подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, установлен специальный срок для обращения с заявлением о выдаче свидетельства до дата обезличена.

Постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличенаномер обезличен-пп внесены изменения в Положение, в том числе в части установленного абз.4 п.11 Положения срока. В соответствии с внесёнными изменениями граждане, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным актом либо на основании повторного обследования жилого помещения, имеют право на обращение в учреждение с заявлением о выдаче соответствующего свидетельства в срок до дата обезличена.

При этом в соответствии с п.3 постановления правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличенаномер обезличен-пп действие изменений, внесённых в абз.4 п.11 Положения, распространяется на правоотношения, возникшие с дата обезличена

Право Мезенцев А.Б. на получение социальной выплаты подтверждено на основании повторного обследования многоквартирного жилого дома от дата обезличена. и от дата обезличена., и заключениями межведомственной комиссии от указанных дат, которыми дом был признан аварийным и подлежащим сносу, в то время как вынесенное дата обезличена. заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для проведения капитального ремонта дома и соответствующее постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен были признаны незаконными решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена., а заключение межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу от дата обезличена. и соответствующее постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен – решением Нижнеудинского городского суда от дата обезличена.

На основании указанных судебных актов межведомственной комиссией были проведены второе и третье обследования спорного многоквартирного дома.

Впервые с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты Мезенцев А.Б. обратился дата обезличена., то есть в установленный абз.4 п.11 Положения срок, установленный в интересах граждан, длительное время осуществляющих защиту своих прав в судебном и административном порядке.

Впоследствии в установленном порядке ненормативные правовые акты, с которыми истец обратился за социальной выплатой, были признаны незаконными, соответственно и отказ в признании права на социальную выплату от дата обезличена., который был обоснован наличием признанных судом незаконными ненормативных правовых актов, нельзя признать законным и обоснованным.

Повторное обследование спорного дома межведомственной комиссией показало обоснованность требований Мезенцев А.Б. о предоставлении ему соответствующей социальной выплаты.

При этом утверждённый постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне дата обезличена года на территории Иркутской <адрес обезличен>, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не предусматривает неоднократного обращения за соответствующей выплатой.

Обратившись за нею дата обезличена. ввиду утраты жилого помещения в результате воздействия паводка, Мезенцев А.Б. не пропустил предельный срок обращения за такой выплатой, соответственно, этот срок не нуждается в восстановлении, поэтому в этой части иск удовлетворению не подлежит, а в удовлетворении требования истца о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома было отказано незаконно как дата обезличена., так и дата обезличена.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у истца права на меры социальной поддержки по обеспечению жильём в связи с утратой спорного многоквартирного дома в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской <адрес обезличен>.

Незаконный отказ в удовлетворении требования истца о принятии решения о выдаче ему соответствующего свидетельства в соответствии с п.п.20-23 Положения является основанием для возложения на ОГКУ «Управление социальной населения по <адрес обезличен>» обязанности по принятию решения о выдаче Мезенцев А.Б. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок многоквартирного жилого дома, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> – обязанности по оформлению и выдаче Мезенцев А.Б. соответствующего свидетельства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мезенцев А.Б. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, о восстановлении срока для обращения с заявлением на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» от дата обезличена. номер обезличен об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле дата обезличена., многоквартирного жилого дома, расположенного на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>.

Признать право Мезенцев А.Б., дата обезличена.р., уроженца <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле дата обезличена., многоквартирного жилого дома, расположенного на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

Обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» принять решение о выдаче Мезенцев А.Б., дата обезличена., уроженцу <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле дата обезличена., многоквартирного жилого дома, расположенного на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле дата обезличена. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

Обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> оформить и выдать Мезенцев А.Б., дата обезличена, уроженцу <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле дата обезличена., многоквартирного жилого дома, расположенного на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, в соответствии с постановлением правительства Иркутской <адрес обезличен> от дата обезличена. номер обезличен-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской <адрес обезличен>, мер социальной поддержки по обеспечению жильём».

В удовлетворении иска Мезенцев А.Б. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской <адрес обезличен> в части восстановления срока для обращения с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской <адрес обезличен> в июне-июле 2019г., многоквартирного жилого дома, расположенного на <адрес обезличен> в <адрес обезличен> Иркутской <адрес обезличен>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято дата обезличена

Председательствующий судья Китюх В.В.