ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1263/20 от 31.07.2020 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №2-1263/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2020 года

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего: Хабаровой Л.В.,

при секретарях судебного заедания: ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску М.А.В. к Администрации города Челябинска, Товарищество собственников жилья «Энергия» о возложении обязанности демонтировать мусорные контейнеры,

У С Т А Н О В И Л:

М.А.В. обратилась в суд с иском о возложении на Администрацию города Челябинска, Товарищество собственников жилья «Энергия» (далее-ТСЖ «Энергия») обязанности перенести мусорные контейнеры, расположенные возле жилого дома с КН по <адрес> на расстояние не менее 20 метров от указанного жилого дома.

В обоснование иска указала, что истцу принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. В нарушение требований СанПиН на расстоянии 1,5 метра от ее дома установлена площадка для мусорных баков (контейнеров). Вокруг ее индивидуального жилого дома расположена многоэтажная застройка. Администрация г.Челябинска и ТСЖ «Энергия» отказываются демонтировать мусорные баки около ее дома в добровольном порядке.

В судебное заседание истец, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала требования, суду пояснила, что в нарушение установленных норм СанПиН возле жилого дома истца расположены мусорные баки, от которых исходит неприятный запах, чем нарушаются права М.А.В. В ведении Администрации города Челябинска находятся решение вопроса о переносе мусорных баков в частном секторе. ТСЖ «Энергия» совместно с Администрацией Советского района г.Челябинска и ООО СК «Магистр» приняли решение о переносе мусорных баков от ранее существовавшего места к дому истца, в связи с чем на ответчиках лежит обязанность перенести мусорные баки от дома М.А.В.

Представитель ответчика ФИО3 г.Челябинска и третьего лица Управление экологии и природопользования ФИО4 по доверенностям иск не признала, поддержала письменный отзыв и дополнение к нему, согласно которому истец не указала и не представила доказательств заключения с региональным оператором по обращению отходов в г.Челябинске договора на вывоз и утилизацию ТКО в жилом доме истца. Нежилой дом по адресу: <адрес> находится в квартале застройки многоквартирными домами. К полномочиям органов местного самоуправления отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Создание и содержание контейнерных площадок для накопления ТКО в многоквартирных домах осуществляют собственники помещений в многоквартирном доме. Механизм согласования размещения контейнерных площадок обеспечивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ путем выдачи специальных разрешений на использование земельных участков без их предоставления для размещения элементов благоустройства, к которым, в том числе, отнесены контейнеры для накопления ТКО. Ни истец, ни управляющая организация ТСЖ «Энергия» заявление о предоставлении муниципальной услуги по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не предоставляли. Таким образом, истец не воспользовалась установленным порядком согласования места для создания контейнерной площадки, а в согласовании нового места размещения ей не было отказано. М.А.В. указала себя в качестве землевладельца и собственника здания, расположенного в квартале застройки многоквартирными домами и не являющейся территорией индивидуальной жилой застройки, в то время как контейнерная площадка не является муниципальной собственностью. Также истец не представила доказательств о возможности переноса площадки в иное место. Вопрос о переноса контейнерных площадок возложен на управляющую компанию, осуществляющую управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников дома. Размещение мест временного хранения отходов необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Из фотографий усматривается, что дом истца является нежилым, в нем находятся как минимум две организации и охранная служба.

Представитель ответчика ТСЖ «Энергия» ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражал против иска, поддержал письменный отзыв, согласно которому дом по <адрес> не находится на обслуживании ТСЖ «Энергия» Контейнерные площадки и баки на балансе ТСЖ отсутствуют. Спорные баки для мусора находятся на территории, обслуживание которой ТСЖ не производит.

Представитель третьего лица ООО «Центр коммунального сервиса» (далее- ООО «ЦКС») в суд при надлежащем извещении не явился, ранее в суде представитель поддержал письменный отзыв на иск, согласно которому дом по адресу: <адрес> является многоквартирным. Поскольку потребители по данному адресу не обратились к региональному оператору с заявкой на заключение договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора, который и является основанием для начисления платы и выставления платежных документов за обращение с ТКО жителям многоквартирного дома. По данным ООО «ЦКС», дом по <адрес> является административным зданием, поэтому отсутствует в системе начислений ООО «ЦКС». Между ООО «ЦКС» и юридически лицами, которые пользуются контейнерной площадкой по <адрес>, заключены договоры.

Представитель третьего лица <данные изъяты> при надлежащем извещении не явился, извещен, ранее представитель суду пояснил, что дом истца является фактически нежилым помещением. Их организация данное помещение не обслуживает и застройщиком не является. В 2013 году площадка для мусора не находилась возле дома истца, а находилась в ином месте. Поскольку в указанном месте на прилегающей к участку территории возникла необходимость разместить прогулочную прогулку для садика, в июне 2018 года ООО ТСЖ «Энергия», Администрация Советского района г.Челябинска и МУП «ГорЭкоцентр» приняли совместное решение о переносе контейнерной площадки с прежнего места к дому истца.

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с КН площадью 819 кв.м., и жилой дом с КН площадью 650,9 кв.м.-объект индивидуального строительства, расположенные по адресу: <адрес> В, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

В непосредственной близости от жилого дома истца расположены не огороженные мусорные контейнеры, функционально не связанные с землей, что следует из представленных фотографий.

По заключению кадастрового инженера Б.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, расстояние от дома с КН до баков для сбора мусора и контейнеров для ПЭТ и пластика составляет: на северо-запад 1,40 м., на юго-запад 0,17 м. Площадка для мусора не оборудована должным образом: нет бетонного основания и ограждения площадки, баки для мусора и контейнеры для ПЭТ и пластика просто составлены вдоль забора.

По распоряжению Заместителя главы Администрации г.Челябинска жилому дому общей площадью 650,9 кв.м. с КН и земельному участку площадью 819 кв.м. с КН присвоен адрес: <адрес>.

В силу статей 2, 11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно части 3 статьи 39 указанного выше закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Пунктом 135 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ определено, что физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения:

1) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором ТКО в соответствии с законодательством;

2) обеспечивают создание контейнерных площадок, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации в местах, согласованных с уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации города Челябинска, либо заключают договор на использование контейнерной площадки с собственником контейнерной площадки в соответствии с законодательством;

3) обеспечивают внесение в реестр мест (площадок) накопления ТКО города Челябинска (далее - реестр) сведений о созданных ими контейнерных площадках в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации города Челябинска, сообщают в уполномоченный на ведение реестра орган Администрации города Челябинска о любых изменениях сведений, содержащихся в данном реестре, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений путем направления соответствующего извещения на бумажном носителе;

4) обеспечивают оборудование контейнерных площадок контейнерами, бункерами для накопления ТКО, крупногабаритных отходов либо заключают договор на использование контейнеров, бункеров с собственником контейнеров, бункеров в соответствии с законодательством;

5) обеспечивают накопление отходов в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с отходами, заключенным с региональным оператором по обращению с ТКО по Челябинскому кластеру:

Пунктами 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Схожие правовые норма закреплены в статье 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно пунктом 43 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 придомовая территория - примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства.

Согласно акту от мая 2013 года, составленному заместителем Главы Администрации Советского района г.Челябинска, представителем ООО СК «Магистр» и директором УК ТСЖ «Энергия», утверждено место размещения контейнерной площадки для сбора ТБО на строительстве жилого <адрес> (стр.) в квартале улиц <адрес> при условии соблюдения санитарных норм согласно чертежа. Согласно данной схеме, мусорные контейнеры изначально не располагались в непосредственной близости дома М.А.В.

Впоследствии контейнерная площадка (мусорные баки) были перемещены к дому истца, что следует из копии акта от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного представителем Администрации Советского района города Челябинска, представителем <данные изъяты> и председателем ТСЖ «Энергия», по которому было согласовано место переноса контейнера к дому истца.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает положения п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которых организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Пунктами 11, 24, 25, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Как установлено судом, ТСЖ «Энергия» согласовывало, в числе других, перенос контейнерной площадки к дому истца.

Учитывая, что расстояние от мусорных баков до жилого дома истца составляет менее 20 м. в нарушение п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест, суд полагает возможным возложить на Администрацию города Челябинска как орган местного самоуправления, на которой лежит обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и ТСЖ «Энергия» обязанность перенести мусорные контейнеры, расположенные возле жилого дома с КН по <адрес>, на расстояние не менее 20 метров от указанного жилого дома.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

РЕШИЛ:

Исковые требования М.А.В. удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Челябинска, Товарищество собственников жилья «Энергия» обязанность перенести мусорные контейнеры, расположенные возле жилого дома с КН по <адрес>, на расстояние не менее 20 метров от указанного жилого дома.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Хабарова Л.В.