ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1264/2014 от 21.01.2014 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  Дело № 2-1264/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

 председательствующего судьи Олейникова А.В.,

 при секретаре Ламзиной Т.С.,

 с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Фарсяна В.В., представителя ответчика Правительства Волгоградской области Данилова Ф.Ф., представителя ответчика Мингосимущества Волгоградской области Голубевой Т.В., представителя третьего лица УФМС России по Волгоградской области Нищик Э.В., представителя третьего лиц ГУ МВД России по Волгоградской области Павленко И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2014 года в городе Волгограде гражданское дело по иску заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Волгоградской области, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о понуждении к исполнению федерального законодательства

 У С Т А Н О В И Л:

 Заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Волгоградской области и Мингосимуществу Волгоградской области о понуждении к исполнению федерального законодательства, указав, что прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, в ходе которой установлен факт ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти Волгоградской области полномочий в названной сфере правоотношений. Так, в силу действующих правовых актов иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации либо депортации. До создания в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и введения в эксплуатацию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации, полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию указанных лиц в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов подбора и передачи федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации. Однако, в нарушение приведенных требований федерального законодательства соответствующие здания и (или) помещения, пригодные для размещения в них специальных учреждений, правительством Волгоградской области и Мингосимуществом Волгоградской области до настоящего времени не подобраны и не переданы Федеральной миграционной службе России либо её территориальному органу в субъекте Российской Федерации (УФМС России по области). Предпринятые меры по подбору зданий и (или) помещений для размещения в них специальных учреждений не дали положительных результатов. Указывает, что уклонение ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции необходимых помещений в целях размещения специальных учреждений, нарушает конституционные права граждан, а также основу конституционного строя России.

 С учетом уточнения заявленных требований в ходе рассмотрения дела, просит суд возложить обязанность на Правительство Волгоградской области и Мингосимущества Волгоградской области в срок до 01.04.2014г. осуществить подбор и передачу федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013г. №310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, предаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации», в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии. Решение обратить к немедленному исполнению.

 В судебном заседании прокурор Фарсян В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Также указал, что бездействие ответчиков создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. С ДД.ММ.ГГГГ. исполнение судебных актов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации либо депортации станет затруднительным, так как органы внутренних дел перестанут размещать данных лиц в подведомственных специальных учреждениях, а необходимых помещений в распоряжении УФМС по Волгоградской области еще не будет. Пояснил, что настоящий иск предъявлен в соответствии со ст. 12 ГК РФ в целях пресечения действий создающих угрозу нарушения права.

 Представитель ответчика Правительства Волгоградской области Данилов Ф.Ф. в судебном заседании считал заявленный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в настоящее время предоставленный законом срок для передачи федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции помещений для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии не истек. Пояснил, что Правительством области подобрано здание (помещения) для передачи по адресу: Волгоград, ..., которое согласовано с УФМС России по Волгоградской области. В настоящее время прорабатывается вопрос приведения здания в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2013г. №310.

 Представитель ответчика Мингосимущества Волгоградской области Голубева Т.В. по доводам возражала, просила в его удовлетворении отказать. Настаивала, что прокурором не приведено правовых норм, которые были бы нарушены ответчиками в настоящее время. В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2013г. №310, органами государственной власти Волгоградской области организуются работы по ремонту здания по ..., Волгограда. В случае, если ремонтные работы не будут завершены в срок до ДД.ММ.ГГГГ., размещение УФМС России по Волгоградской области иностранных граждан и лиц без гражданства возможно в здании по адресу: р.....

 Представитель третьего лица УФМС России по Волгоградской области Нищик Э.В. в судебном заседании заявленный прокурором иск поддержала, пояснив о наличии опасений относительно того, что в установленный законом срок передача согласованного здания не будет произведена, что сделает затруднительным исполнение судебных актов о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации либо депортации.

 В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МВД России по Волгоградской области Павленко И.А. просил иск заместителя прокурора ... удовлетворить.

 Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит требования заместителя прокурора ... не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

 Как установлено ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

 Частью 3 ст. 62 Конституции РФ гарантировано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

 специальное учреждение - специальное учреждение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации

 В системе действующего правового регулирования под реадмиссией понимается передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации (Федеральный закон от 23.07.2010 N 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»).

 Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства является административным наказанием.

 Пунктом 9 ст. 31, п. 2 ст. 32.2 и п.5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, реадмиссии либо административному выдворению за пределы Российской Федерации в названные выше специальные учреждения.

 Как установлено ч. 1.2 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» до создания и введения в эксплуатацию специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", полиция продолжает исполнять обязанности по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел, но не позднее 1 апреля 2014 года.

 На основании п.4 ст. 6 Федеральный закон от 06.12.2011г. N 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 апреля 2014 года судебные приставы вправе препровождать иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в помещения органов внутренних дел.

 Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введен подп. 76 п.2 ст. 26.3, по смыслу которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов подбора и передачи федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

 Основываясь на приведенных положениях закона и указывая, что до настоящего времени высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области – Правительством Волгоградской области и Мингосимуществом Волгоградской области, которое является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области, не переданы ФМС России в лице УФМС России по Волгоградской области здание и (или) помещение, пригодные для размещения в них специальных учреждений, заместитель прокурора Волгоградской области обратился с рассматриваемым иском в суд.

 При этом в ходе рассмотрения дела участвующими лицами не оспаривался тот факт, что органами исполнительной власти Волгоградской области не передано федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации.

 Однако, ст. 2 ГПК РФ определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

 В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст. 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым в нормах гражданского процессуального законодательства, конкретизирующих положения ст. 46 Конституции РФ, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

 В порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Вместе с тем, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.

 Суд находит, что в настоящее время действия Правительства Волгоградской области и Мингосимущества Волгоградской области не носят противоправного характера в рассматриваемой части, не нарушают требования закона, поскольку для осуществления мероприятий по передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, зданий и (или) помещений, соответствующих установленным требованиям, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации установлен срок до 01.04.2014г., который не истек.

 При этом, настаивая на уклонении ответчиков от исполнения закона, фактически прокурор выражает опасения относительно перспектив исполнения закона Правительством Волгоградской области и Мингосимущества Волгоградской области, что само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленного иска.

 Действительно, как обоснованно указывал прокурор в судебном заседании, статья 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты нарушенного права, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В то же время, данное нормативное положение в системном толковании с п.1 ст. 1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, позволяет сделать вывод, что судебная защита в целях предупреждения причинения вреда возможна только от действий, а не бездействия, путем предъявления иска о прекращении противоправной деятельности.

 Вопреки этому, рассматриваемый иск заместителя прокурора Волгоградской области по своей сути не является иском о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права.

 Кроме того, требования прокурора содержат в себе противоречия. Так, в просительной части иска с учетом уточнения заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности, которая подлежит исполнению до ДД.ММ.ГГГГ., при этом далее прокурор просит о приведении решения к немедленному исполнению.

 Просьба о приведении решения к немедленному исполнению также не может быть удовлетворена, так как в силу конституционного принципа разделения властей суд не вправе преодолеть закон и установить для Правительства Волгоградской области и Мингосимущества Волгоградской области иной, более короткий, срок для осуществления необходимых мероприятий по передаче здания и (или помещений) ФМС России.

 Так как иск заместителя прокурора Волгоградской области направлен на возложение на ответчиков обязанности, которая у них имеется в силу закона, вопреки позиции стороны истца в судебном заседании о том, что решение суда явится стимулом для ответчиков, не нарушенное право не нуждается в судебной защите.

 Кроме того, участвующими в судебном заседании лицами не оспаривалось, что в настоящее время определен объект недвижимого имущества по адресу: ..., который согласован с УФМС России по Волгоградской области для размещения специального учреждения предназначенного для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

 С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска заместителя прокурора Волгоградской области о понуждении Правительства Волгоградской области и Мингосимущества Волгоградской области к исполнению федерального законодательства о специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации.

 При этом, данный отказ не является препятствием для обращения с соответствующим иском в суд после ДД.ММ.ГГГГ. в случае не исполнения органами исполнительной власти Волгоградской области обязанностей, возложенных подп. 76 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Правительству Волгоградской области, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области о понуждении к исполнению федерального законодательства – оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья А.В. Олейников

 ...

...

...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...

 ...