ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1264/202023И от 23.07.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1264/2020 23 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Поковба А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Куцыка А. З. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости,

установил:

Куцык А. З. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости.

В обоснование требований указал, что 1 ноября 2018 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 7 февраля 2019 года в назначении пенсии ему было отказано из-за недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С таким решением он не согласен, поскольку в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 6 июня 2006 года по 5 июня 2012 года, с 16 сентября 2012 года по 31 июля 2013 года, с 21 сентября 2013 года по 6 ноября 2014 года. Считал, что поскольку спорные периоды имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то они должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, которые свидетельствуют не только о факте регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но и о факте уплаты страховых взносов. В качестве документов, подтверждающих, что деятельность осуществлялась в г. Архангельске, могут быть представлены паспорт транспортного средства, квитанции об уплате единого налога на вменённый доход, лицензии на право перевозки пассажиров, удостоверение о получении квалификации и аттестационный лист. Просил возложить на ответчика обязанность включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 6 июня 2006 года по 5 июня 2012 года, с 16 сентября 2012 года по 31 июля 2013 года, с 21 сентября 2013 года по 6 ноября 2014 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ему страховую пенсию по старости с 1 ноября 2018 года.

В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель истца Дейнеко И. А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Пояснил суду, что на праве собственности истцу принадлежала коммерческая недвижимость, которую он, как индивидуальный предприниматель, эксплуатировал по назначению и получал доход.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание истца и представителя ответчика.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Куцыка А. З.<№>, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В силу статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ), определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

На основании пункта 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).

Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчёта и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что <Дата> истец, достигнув возраста 53 лет, обратился к ответчику с заявлением об установлении ему страховой пенсии по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ.

В назначении пенсии истцу ответчик отказал, сославшись на недостаточность стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дающего право на снижение на пять лет возраста, при достижении которого назначается страховая пенсия по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Согласно решению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) от 7 февраля 2019 года № 291 страховой стаж истца был определён продолжительностью 30 лет 4 месяца 21 день, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (с учётом полуторного исчисления периодов работ до 1 января 2002 года), – 15 лет 6 месяцев 13 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 12 лет 5 месяцев 15 дней.

Оспариваемые истцом периоды осуществления предпринимательской деятельности с 6 июня 2006 года по 5 июня 2012 года, с 16 сентября 2012 года по 31 июля 2013 года, с 21 сентября 2013 года по 6 ноября 2014 года засчитаны в страховой стаж, но не включены при подсчёте стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учётом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.

Куцык А. З. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21 апреля 2004 года.

В настоящее время он прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, о чём внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 6 ноября 2014 года.

С начала осуществления предпринимательской деятельности Куцык А. З. состоял на учёте в качестве плательщика налогов в территориальном налоговом органе и в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске. За спорные периоды он в полном объёме произвёл уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, что подтверждается выпиской из лицевого счёта застрахованного лица, стороной ответчика не оспаривается.

Из писем Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 12 ноября 2018 года <№>, от 14 июля 2020 года <№> следует, что в налоговые периоды с 2004 года по 2008 год истец находился на системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, им были представлены налоговые декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности, которые подтверждают факт получения истцом дохода от предпринимательской деятельности. Декларации предоставлялись с указанием вида деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров.

На осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом истцу выдана лицензия Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, срок действия лицензии – с 21 июня 2005 года по 20 июня 2010 года.

Единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности введён в действие Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Архангельской области от 26 мая 1999 года № 122-22-ОЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности», плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Архангельской области. Те плательщики единого налога, которые зарегистрированы за пределами населённого пункта, в котором осуществляется деятельность, встают на учёт, получают свидетельство и отчитываются об уплате единого налога в налоговых органах по месту осуществления деятельности.

С 1 января 2003 года введена в действие глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности».

На основании пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2009 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учёт в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введённого в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Таким образом, факт постановки истца на учёт в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности в налоговом органе г. Архангельска, факт получения им доходов от осуществления предпринимательской деятельности с достоверностью подтверждают, что Куцык А. З. действительно с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в 2004 году и до 2008 года включительно осуществлял предпринимательскую деятельность на территории местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

При таких данных подлежит удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, оспариваемый период осуществления предпринимательской деятельности с 6 июня 2006 года по 31 декабря 2008 года.

Что касается более поздних периодов, то суд принимает во внимание сведения налогового органа о том, что налоговые декларации за налоговые периоды с первого квартала 2009 года по первый квартал 2012 года сданы истцом в налоговый орган с указанием на отсутствие доходов и расходов. После первого квартала 2012 года налоговые декларации в налоговый орган истцом не представлялись, уплату налогов в связи с осуществлением предпринимательской деятельности он не производил.

Указанное свидетельствует о том, что с 2009 года истцом фактически предпринимательская деятельность не осуществлялась, несмотря на сохранение его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в ....

Каких-либо доказательств фактического осуществления предпринимательской деятельности в особых территориальных условиях местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не представлено.

Само по себе нахождение у истца в собственности с 2010 года нежилого помещения в г. Архангельске не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости истцом использовался с целью извлечения прибыли. Сведения о доходах предпринимателя, которые имеются у налогового органа, данное обстоятельство не подтверждают.

С учётом указанных сведений из налогового органа сведения индивидуального (персонифицированного) учёта на индивидуальном лицевом счёте истца в Пенсионном фонде Российской Федерации с указанием кода территориальных условий «МКС» за период предпринимательской деятельности с 1 января 2010 года по 6 ноября 2014 года следует признать недостоверными.

При этом следует учесть, что Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», согласно которым с 1 января 2012 года у страхователей из числа физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, отсутствует обязанность предоставлять отчётность для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта. В этой связи такие сведения в отношении указанных страхователей, которыми производилась уплата страховых взносов, формировались в автоматическом режиме.

На основании изложенного, в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности включить периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 2009 года по 5 июня 2012 года, с 16 сентября 2012 года по 31 июля 2013 года, с 21 сентября 2013 года по 6 ноября 2014 года в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, следует отказать.

Поскольку истец не подтвердил наличие у него достаточной продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (требуется не менее 20 лет), суд приходит к выводу о том, что истец не имеет права на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 и частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ. Следовательно, исковые требования о возложении обязанности назначить пенсию по старости с 1 ноября 2018 года удовлетворению не подлежат.

Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Куцыка А. З. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности, назначить пенсию по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы Куцыка А. З. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 6 июня 2006 года по 31 декабря 2008 года.

В удовлетворении исковых требований Куцыка А. З. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж периоды предпринимательской деятельности с 1 января 2009 года по 5 июня 2012 года, с 16 сентября 2012 года по 31 июля 2013 года, с 21 сентября 2013 года по 6 ноября 2014 года, назначить пенсию по старости с 1 ноября 2018 года отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) в пользу Куцыка А. З. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (Триста рублей).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов