ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1264/2022 от 27.09.2022 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1264/2022

59RS0028-01-2022-001774-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 к Администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор обратился в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 с иском к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить истцам на семью из пяти человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 27,5 кв.м. в г. Лысьве Пермского края.

В обоснование требований указал, что в жилом помещении общей площадью 27,5 кв.м. по адресу: <адрес> зарегистрированы истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 Жилое помещение является муниципальной собственностью. Документы подтверждающие законность вселения в жилое помещение утрачены. Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 12.01.2022 за ФИО1 признано право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Постановлением администрации города Лысьвы от 13.12.2018 № 2975 жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Жильцы выселены в связи с угрозой разрушения жилого дома. До настоящего времени истцы жилым помещением взамен аварийного не обеспечены. Просит возложить на администрацию Лысьвенского городского округа обязанность предоставить истцам на семью из пяти человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 27,5 кв.м. в г. Лысьве Пермского края.

В судебном заседании прокурор Бырылова Н.А. заявленные требования поддержала.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на иске настаивали.

Представитель ответчика администрации Лысьвенского городского округа Некрасова Л.Г. в судебном заседании пояснила, что постановлением администрации города Лысьвы от 13.12.2018 № 2975 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Все жители дома выселены 15.08.2021. 02.03.2022 администрацией принято постановление «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом». В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья жилой дом не включен. Вместе с тем администрацией предпринимаются меры по реализации жилищных прав граждан проживавших в данном доме, в Министерство строительства Пермского края направлена заявка на предоставление субсидий из бюджета на софинансирование мероприятий по расселению жильцов. После получения субсидий гражданам будут приобретены жилые помещения. На текущий момент администрация не имеет финансовой возможности для приобретение жилых помещений.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, жилое помещение – комната в квартире в доме по <адрес> общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 18,5 кв.м., является муниципальной собственностью муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (л.д. 32).

Согласно адресным справкам ОВМ ОМВД России по Лысьвенскому городскому округу истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 18-19).

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 12.01.2022 за ФИО1 признано право пользования жилым помещением – комнатой в квартире в доме по <адрес> края общей площадью 27,5 кв.м., жилой площадью 18,5 кв.м., на условиях социального найма (л.д. 13-14).

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 являются членами семьи ФИО1, что подтверждается сведениями ОЗАГС администрации Лысьвенского городского округа (л.д. 28-29).

Постановлением администрации города Лысьвы от 13.12.2018 № 2975 жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.8).

В связи с угрозой обрушения жилого дома жильцы выселены из жилых помещений, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Кроме того, из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.

Анализируя представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи суд приходит к выводу о том, что жилой дом, в котором на законных основаниях проживали истцы, признан в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, следовательно администрация Лысьвенского городского округа, как орган местного самоуправления принявший решение о сносе дома, обязана предоставить благоустроенное жилое помещение.

При этом суд исходит из того, что предоставление помещения носит компенсационный характер, т.е. другое жилое помещение должно быть равнозначным, ранее занимаемому как по площади (общей и жилой), так и по количеству используемых для проживания помещений. Предоставление жилого помещения, отличного от ранее занимаемого, приведет к изменению потребительских качеств предлагаемого к переселению жилья, что повлечет ущемление жилищных прав граждан, которые не по своей воле лишаются возможности пользоваться прежним жилым помещением. Кроме того, правовое значение имеет соответствие предоставляемого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

То обстоятельство, что жилой дом по адресу <адрес> в <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению из ветхого жилья, а также отсутствие у ответчика денежных средств на приобретение жилого помещения для истцов, не может служить основанием к отказу в иске, и не умаляет прав истцов на предоставление во внеочередном порядке иного жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому.

Таким образом, у администрации Лысьвенского городского округа возникла обязанность по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения по договору социального найма.

При этом, при определении площади подлежащего предоставления жилого помещения суд руководствуется представленными в материалы дела документами, подтверждающими площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, а именно: выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 32), а также данными технического паспорта на квартиру (л.д.6-7), их которых следует, что площадь жилого помещения, ранее занимаемого истцами на условиях договора социального найма, составляет 27,5 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

обязать Администрацию Лысьвенского городского округа предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 27,5 кв.м. в г. Лысьве Пермского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись).

Верно.Судья