ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1265/20 от 16.03.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-59/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО2,

с участием прокурора – ФИО3,

представителей ответчиков – ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Симферополя, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Республики Крым, Администрации г. Симферополя о понуждении совершить определенные действия, третьи лица – ОГИБДД УМВД России по Республике Крым, Совет Министров Республики Крым, Симферопольский городской Совет, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации г. Симферополя,

установил:

Заместитель прокурора г. Симферополя, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском Министерству транспорта Республики Крым, Администрации г. Симферополя о понуждении совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Симферополя 16.03.2020 года с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю проведена проверка исполнения Администрацией г. Симферополя законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог местного значения – ул. Узловой и ул. Комсомольской в г. Симферополе. Обследованием дорожных условий улиц Узловой и Комсомольской выявлены нарушения требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017. Покрытие проезжей части указанных улиц имеет дефекты в виде проломов (полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину), размеры которых значительно превышают предельно допустимые (площадью более 0,06 м2, длиной более 15 см и глубиной более 5 см), отдельные из них имеют параметры: пролом напротив дома № 11 по ул. Узловой площадью 5,84 м2, длиной 200 см, глубиной 9,5 см; пролом напротив дома № 13 по ул. Узловой площадью 8,78 м2, длиной 253 см, глубиной 10 см. В нарушение п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении улицы Комсомольской бортовой камень имеет дефекты в виде повреждений и нарушения положения бортового камня. На всем протяжении ул. Комсомольская отсутствует горизонтальная дорожная разметка, что противоречит п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Отсутствие дорожных знаков на протяжении всей улицы Узловой нарушает требования п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года № 402 «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», устранение вышеуказанных нарушений на большинстве участков обозначенных улиц требует проведения работ капитального характера. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 года № 2438-р, ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2004 включены в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Постановлением Администрации г. Симферополя от 05.02.2018 года № 321 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Симферополь», в который также включена ул. Узловая и ул. Комсомольская. Однако, в нарушение указанных требований законодательства Администрацией г. Симферополя как исполнительным органом местного самоуправления, ответственным за содержание и планирование автомобильных дорог местного значения, не принято каких-либо мер к самостоятельному решению вопроса обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего нормативного состояния автомобильных дорог общего пользования по указанным улицам. Просил возложить на Администрацию г. Симферополя обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, организовать финансирование затрат на разработку проектно-сметной документации и проведения капитального ремонта улиц Узловой и ул. Комсомольской в г. Симферополе, а также организовать непосредственное приведение данного капитального ремонта; в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать ул. Узловую в г. Симферополе необходимыми дорожными знаками согласно утвержденному проекту организации дорожного движения.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил предмет исковых требований, обосновывая их тем, что 01.01.2021 года вступил в законную силу Закон Республики Крым от 30.10.2020 года № 122-ЗРК/2020 «О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым», предъявил исковые требования к Министерству транспорта Республики Крым и Администрации г. Симферополя. Просит обязать Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений п.5.2.4 и п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее чем на 2022 год проведение капитального ремонта улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе согласно Порядку, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021 № 67; обязать Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года; обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации г. Симферополя в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики Крым о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским Советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики Крым в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования – улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021 № 67.

Определением суда от 19.05.2020 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым, в качестве третьих лиц – Симферопольский городской Совет Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент капитального строительства Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым.

Определением суда от 13.10.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в качестве третьего лица – Министерство транспорта Республики Крым.

Определением суда от 08.12.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымавтодор».

Определением суда от 24.02.2021 года принят отказ прокурора г. Симферополя от исковых требований к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя прекращено производство по делу в указанной части.

Этим же определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство транспорта Республики Крым, в качестве третьего лица – Совет Министров Республики Крым; исключены привлеченные судом к рассмотрению дела соответчики: МКУ Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя, и МБУ «Город» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; исключены из состава третьих лиц Министерство транспорта Республики Крым, и Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымавтодор».

Прокурор в судебном заседании поддержал уточненное исковое заявление, просил его удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебном заседании возражала против исковых требований в полном объеме. Полагала, что прокурором преждевременно заявлены данные требования, поскольку Порядок осуществления отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым принят в начале 2021 года, механизм работы по нему еще не отработан. Учитывая, что 01.01.2021 года вступил в законную силу Закон Республики Крым от 30.10.2020 года № 122-ЗРК/2020, которым полномочия в области дорожной деятельности были переданы Министерству транспорта Республики Крым, Администрация г. Симферополя лишена возможности выполнить требования истца, изложенные в иске. Капитальный ремонт дорог – это объемный комплекс работ, который предусматривает разработку проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы стоимости, проведение тендерной процедуры и прочее. Прокурором не доказано, что со стороны Администрации г. Симферополя были допущены нарушения закона или имел место отказ от проведения работ. На сегодняшний день Администрацией г. Симферополя, как и ранее, проводятся работы по формированию информации, которая будет передана в Министерство транспорта Республики Крым. Таким образом, оснований возлагать на Администрацию г. Симферополя какие-либо обязанности по устранению нарушений законодательства отсутствуют.

Представитель ответчика Министерства транспорта Республики Крым в судебном заседании также возражала против исковых требований. Пояснила, что согласно п.1.1 Раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 155 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым. Согласно п. 1.2 Положения, Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере транспортно-дорожного комплекса, а также настоящим Положением. В Разделе 3 Положения перечислены функции, возложенные на Министерство транспорта Республики Крым как на исполнительной орган государственной власти Республики Крым. Согласно Порядку осуществления отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог), между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09.02.2021 года № 67, перераспределенные полномочия в области дорожной деятельности осуществляются Министерством транспорта Республики Крым. Для обеспечения осуществления перераспределения полномочий в области дорожной деятельности изменения в Перечень мероприятий вносятся Уполномоченным органом самостоятельно и (или) на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики Крым. В соответствии с п. 7 Порядка, по результатам проведенного анализа состояния дорожного хозяйства на территории Республики Крым Уполномоченный орган ежегодно в срок до 01 августа текущего года, а в 2021 году в срок до 15 апреля 2021 года, утверждает приказом Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым. Служебной запиской, направленной в адрес Управления дорожной деятельности, Министерство транспорта Республики Крым просило включить спорные дороги в указанный Перечень. Однако Перечень на сегодняшний день прошел согласование и спорные улицы в него не вошли. Таким образом, включить указанные улицы в Перечень и профинансировать их ремонт в этом году не представляется возможным. Следовательно, в случае удовлетворения требований истца, в дальнейшем они будут неисполнимы.

Представитель третьего лица МКУ Департамента финансов Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Остальные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не представили.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08.11.2007 года дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 года к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Постановлением Администрации г. Симферополя от 05.02.2018 № 321 утвержден «Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Симферополь», в который также включены улицы Узловая и Комсомольская.

Согласно п. 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Администрация города Симферополя Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 9, пп.5, 7 ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым к полномочиям администрации города отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности при содержании автомобильных дорог местного значения – ул. Узловая и ул. Комсомольская в г. Симферополе, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), в частности, по ул. Узловой в нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части указанных улиц имеет дефекты в виде проломов (полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину), размеры которых значительно превышают предельно допустимые (площадью более 0,06 м2, длиной более 15 см и глубиной более 5 см), отдельные из них имеют параметры: пролом напротив дома № 11 по ул. Узловой площадью 5,84 м2, длиной 200 см, глубиной 9,5 см; пролом напротив дома № 13 по ул. Узловой площадью 8,78 м2, длиной 253 см, глубиной 10 см; в нарушение п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении улицы Узловой отсутствуют дорожные знаки.

По улице Комсомольской в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части имеет дефекты в виде проломов (полное разрушение дорожного покрытия на всю толщину) размеры которых значительно превышают предельно допустимы (площадью более 0,06 м2, длиной более 15 см и глубиной более 5 см); на всем протяжении обследуемого участка бортовой камень имеет дефекты в виде повреждения и нарушения положения бортового камня (нарушение п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017); в нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 и Раздела 6 ГОСТ Р 52289-2004 на всем протяжении обследуемого участка отсутствует горизонтальная дорожная разметка.

Указанные нарушения зафиксированы в Акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 16.03.2020 года (т.1 л.д.8).

Аналогичный акт о выявленных недостатках составлен 24.04.2019 года (т.1 л.д.12).

Согласно ответу МКУ Департамент капитального строительства Администрации г. Симферополя от 24.04.2019 года, решением 101-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 21.12.2018 года «О бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями и дополнениями), не предусмотрено выделение финансирования на разработку проектно-сметной документации и капитальный ремонт дорожного покрытия ул. Узловой в г. Симферополе (т.1 л.д.13).

Согласно Перечню улиц города Симферополя, подлежащих ремонту в 2020 году в рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» г. Симферополь, улицы Узловая и Комсомольская в него включены не были (т.1 л.д.15).

При этом, улицы Узловая и Комсомольская были включены в Перечень объектов по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Республики Крым в 2020-2022 годах за счет средств дополнительного финансирования, утвержденных заместителем главы Администрации г. Симферополя Республики Крым (т.1 л.д.70-92, т.2 л.д.11-33).

30.10.2020 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от № 122-ЗРК/2020 «О перераспределении отдельных полномочий в области осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог) между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым от № 122-ЗРК/2020), который вступил в законную силу 01.01.2021 года.

Согласно ст. 2 указанного Закона, органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление полномочий, указанных в настоящем Законе, является исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в транспортно-дорожном комплексе (далее - Уполномоченный орган).

Порядок осуществления полномочий Уполномоченным органом определяется Советом министров Республики Крым.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от № 122-ЗРК/2020, Уполномоченный орган осуществляет следующие установленные пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения: по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог.

Согласно п.1.1 Раздела 1 Положения о Министерстве транспорта Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 155 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в транспортно-дорожном комплексе, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021 года № 67 утвержден «Порядок осуществления дорожной деятельности (по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения), перераспределенных между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» (далее - Порядок) (т.2 л.д.170-171).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что перераспределенные полномочия в области дорожной деятельности осуществляются Министерством транспорта Республики Крым за счет средств дорожного фонда Республики Крым.

Согласно п. 5 Порядка, в целях осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности Уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 июля текущего года, а в 2021 году в срок до 1 апреля 2021 года анализирует состояние дорожного хозяйства на территории Республики Крым, в том числе на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики Крым о предлагаемых в очередном году, а в 2021 году - о предлагаемых в текущем году мероприятиях по развитию дорожного хозяйства на территории соответствующего муниципального образования.

Взаимодействие Уполномоченного органа с органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым осуществляется в порядке, утверждаемом Уполномоченным органом (п. 6 Порядка).

Форма представления органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым информации, указанной в пункте 5 настоящего Порядка, утверждается приказом Уполномоченного органа.

Согласно п. 7 Порядка, по результатам проведенного анализа состояния дорожного хозяйства на территории Республики Крым Уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 августа текущего года, а в 2021 году в срок до 15 апреля 2021 года утверждает приказом Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым (далее - Перечень мероприятий) на очередной год, а в 2021 году - на текущий год по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Для обеспечения осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности изменения в Перечень мероприятий вносятся Уполномоченным органом самостоятельно и (или) на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики Крым (п. 8 Порядка).

В соответствии с п. 9 Порядка, для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым и осуществления перераспределенных полномочий в области дорожной деятельности автомобильные дороги передаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений муниципальных районов, городских округов Республики Крым Уполномоченному органу в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 18 Закона Республики Крым от 17.07.2014 № 35-ЗРК «О бюджетном процессе в Республике Крым», исполнительные органы государственной власти Республики Крым осуществляют следующие бюджетные полномочия: участвуют в разработке проектов республиканского бюджета, отчетов об исполнении республиканского бюджета, отчетов об исполнении консолидированного бюджета Республики Крым, утверждают планы организационных мероприятий по составлению проекта республиканского бюджета и порядок организации исполнения республиканского бюджета, исполняют республиканский бюджет, исполняют расходные обязательства Республики Крым, предоставляют межбюджетные трансферты из республиканского бюджета, временно осуществляют отдельные бюджетные полномочия органов местного самоуправления и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 171 БК РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Исходя из ст. 179.3 БК РФ, в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Статьей 129 БК РФ предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно п. 4.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 № 272, финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Республики Крым осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым, в том числе за счет средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получаемых в форме межбюджетных трансфертов, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

Разработка и реализация государственной программы осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым либо иным главным распорядителем средств бюджета Республики Крым, определенным Советом министров Республики Крым в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, иными главными распорядителями средств бюджета Республики Крым и бюджетов государственных внебюджетных фондов - соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы (п. 1.6 Порядка).

Кроме того, статьей 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 года закреплено, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы городских округов.

Как следует из комплексного толкования ст. 7, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», для осуществления капитального строительства (ремонта) объектов (предпроектные решения и согласования) необходима выдача технических условий.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р, ГОСТ Р 50597-2017, а также ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» включены в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

До настоящего времени выявленные прокуратурой г. Симферополя нарушения государственных стандартов по безопасности дорожного движения не устранены.

Учитывая, что основополагающими задачами по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к Министерству транспорта Республики Крым и Администрации г. Симферополя о принятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

Определяя конкретный срок, в течение которого необходимо исполнитель судебное решение, суд учитывает характер, степень сложности, объем мероприятий предстоящей работы, учитывая в том числе необходимость соблюдения баланса интересов сторон, и возможность наступления неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц, вызванных длительным нарушением безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения.

Руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора г. Симферополя – удовлетворить.

Обязать Министерство транспорта Республики Крым по истечении не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым на 2021 год» мероприятия по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе, обеспечивающего устранение нарушений п.5.2.4 и п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017, а также включить в Перечень мероприятий не позднее чем на 2022 год проведение капитального ремонта улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе согласно Порядку, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021 № 67.

Обязать Министерство транспорта Республики Крым непосредственно либо через уполномоченный орган реализовать мероприятия по проектированию и капитальному ремонту улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе не позднее 31 декабря 2022 года.

Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым непосредственно либо через самостоятельный (отраслевой) функциональный орган администрации г. Симферополя в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать информирование Министерства транспорта Республики Крым о необходимости включения в «Перечень мероприятий по развитию дорожного хозяйства на территории Республики Крым» на 2021 и 2022 годы мероприятий по проектированию и капитальному ремонту улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе, а также подготовить и направить на утверждение Симферопольским городским Советом проект решения о передаче Министерству транспорта Республики Крым в безвозмездное пользование автомобильных дорог общего пользования – улиц Узловой и Комсомольской в г. Симферополе для целей реализации мероприятий по развитию дорожного хозяйства в соответствии с пунктом 9 Порядка, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2021 № 67.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено 19.03.2021 года.