ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1265/2014 от 09.09.2014 Томского районного суда (Томская область)

 Дело № 2-1265/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 09 сентября 2014 года Томский районный суд Томской области в составе:

 председательствующего судьи                        Потапова А.И.,

 при секретаре                                Щепеткиной А.А.,

 с участием:

 ответчика                                     Петухова С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Алтайской таможни к Петухову С.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам, сборам, пени,

 установил:

 Алтайская таможня обратилась в суд с иском к Петухову С.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам, сборам, пени, указав в обоснование заявленных требований следующее.

 /.../ Петухов С.А. подал на /.../ таможенный пост /.../ таможни пассажирскую таможенную декларацию с целью таможенного декларирования и выпуска для личного пользования легкового автомобиля – марка «/.../», идентификационный номер /.../ года выпуска, объем двигателя 2995 см?, регистрационный номер /.../, без помещения на таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза. Выпуск товара осуществлен в соответствие с требованиями главы 49 Таможенного кодекса Таможенного союза. Петухову С.А. был выдан паспорт транспортного средства. В /.../ года, в соответствие со ст.ст. 122, 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможней проведена камеральная проверка в отношении Петухова С.А. /.../ автомобиль, ввезенный Петуховым С.А. выпущен в свободное обращение, на указанный автомобиль /.../ таможенным постом выдан паспорт транспортного средства, регистрационный номер /.../. Единственным документом, подтверждающим право собственности Петухова С.А. на автомобиль в течение не менее 6 месяцев до даты его прибытия в Российскую Федерацию, является свидетельство о регистрации транспортного средства КР № /.../. На основании п. 3 ст. 122 Таможенного кодекса Таможенного союза, с целью установления возможного изменения сведений в свидетельстве о регистрации транспортного средства таможней была назначена таможенная экспертиза, согласно выводам которой. В строку обозначения даты регистрации транспортного средства в свидетельстве о регистрации транспортного средства КР /.../ (/.../) были внесены изменения первоначального содержания вторых цифр в дате (дня, месяца, года). Центральной таможней Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики были представлены сведения о регистрации транспортного средства - автомобиля «/.../», идентификационный номер /.../. Так, согласно сведениям Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики, /.../ зарегистрирована операция «договор о купле-продаже», владелец Петухов С.А., бывший владелец Ш., /.../ зарегистрирована операция «снять с учета» (изменение места жительства в РФ), владелец Петухов С.А.. В базе данных учета и регистрации автомототранспортных средств первая запись операции о регистрации транспортного средства «/.../», идентификационный номер /.../ на собственника Петухова С.А. датируется /.../. До указанной даты транспортное средство было зарегистрировано на Ш.. Таким образом, свидетельство о регистрации транспортного средства КР /.../ на имя Петухова С.а. не могло быть оформлено /.../. При этом на момент регистрации транспортного средства в

 Кыргызской Республике (/.../) Петухов С.А. являлся гражданином Российской Федерации. Таким образом, в результате анализа документов, представленных при декларировании товара, и документов, полученных из иных источников, выявлен факт предоставления Петуховым С.А. в таможенный орган документа – свидетельства о регистрации транспортного средства, содержащего недостоверные сведения о дате его выдачи, что повлияло на принятие решения о выпуске транспортного средства без уплаты таможенных платежей. Данное обстоятельство указывает на то, что Петуховым С.А. не соблюдено требование о регистрации автомобиля в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты прибытия в государство – член Таможенного союза на постоянное место жительства, следовательно, правовых оснований для выпуска транспортного средства без уплаты таможенных платежей не имеется. Согласно п. 12 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от /.../ (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», в отношении транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 5 лет и рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 см?, но не превышает 3000 см?, установлена единая ставка таможенных платежей в размере 5 евро за 1 см? рабочего объема двигателя (Приложение № 5). Следовательно на автомобиль модели «/.../», /.../ года выпуска, имеющий объем двигателя 2995 см? подлежат уплате таможенные платежи в сумме 605 296,99 руб. (курс евро на /.../ – 40,4205 руб.). /.../ таможней в адрес Петухова С.А. направлено требование об уплате таможенных платежей от /.../ № /.../. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. Требование Петуховым С.А. получено /.../, срок его исполнения истек /.../, однако до настоящего времени оно ответчиком не исполнено. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от /.../ /.../ «О ставках таможенных сборов за таможенные операции», при совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствие с п. 1 указанного Постановления Правительства РФ (2 000 руб. - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 000,01 руб. и более, но не превышает 1 200 000 руб. включительно). В результате проведенного таможней анализ имеющихся баз данных нейтральной ценовой информации о стоимости аналогичных товаров определена таможенная стоимость транспортного средства марки «/.../», /.../ года выпуска в размере от 9 500 до 21 000 долларов США, что на день регистрации пассажирской таможенной декларации составило от 305 825,90 руб. до 676 036,20 руб.. На основании ст. 151 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. /.../ Петухов С.А. обратился на /.../ таможенный пост с пассажирской таможенной декларацией, в этот же день декларация зарегистрирована таможенным органом, ей присвоен № /.../. Выпуск пассажирской таможенной декларации осуществлен /.../. На день предъявления иска сумма пени составила 132 112,40 руб.. На основании изложенного, истец просил взыскать с Петухова С.А. сумму недоимки по таможенным платежам и пени за просрочку их уплаты при ввозе товара – транспортного средства автомобиля «/.../», идентификационный номер /.../ года выпуска, объем двигателя 2995 см?, регистрационный номер /.../ на таможенную территорию Таможенного союза в размере 739 409,39 руб. в доход федерального бюджета Российской Федерации.

 Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

 Ответчик Петухов С.А. иск не признал, пояснил, что его вины в указанных истцом обстоятельствах перемещения автомобиля через границу не имеется, поскольку от его имени действовало другое лицо, являясь лишь формальным собственником автомобиля, он совершал необходимые действия.

 Выслушав объяснения ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

 В соответствие со ст. 114 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

 Согласно п. 2 ст. 150, п. 17 ст. 152 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в указанные сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

 На основании ст. 72 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от /.../ № 17, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

 Согласно п. 2 ст. 125 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.

 Согласно п. 1 ст. 12 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от /.../ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение), таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к данному Соглашению.

 В соответствие с п. 24 приложения 3 к указанному Соглашению, физические лица, признанные в соответствие с законодательством государства – члена Таможенного союза, переселяющимися на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза, могут ввозить с освобождением от уплаты таможенных платежей один автомобиль и один прицеп при соблюдении следующих условий: из ввоз на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза; такие автомобиль и прицеп должны находится в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

 /.../ Петуховым С.А. была заполнена пассажирская таможенная декларация №/.../ с целью таможенного декларирования транспортного средства - автомобиля «/.../», идентификационный номер /.../ года выпуска, объем двигателя 2 995 см?.

 Для подтверждения права собственности на автомобиль, а также права на предоставление освобождения от уплаты таможенных платежей, представлены свидетельство о регистрации транспортного средства КР /.../ Кыргызской Республики, выданное /.../; карточка снятия с учета от /.../ (в связи с изменением места жительства); паспорт гражданина Российской Федерации серии /.../, выданный /.../ отделом УФМС России по /.../ в /.../.

 В связи с соблюдением условий освобождения от уплаты таможенных платежей, установленных п. 24 приложения 3 Соглашения, был осуществлен выпуск автомобиля «/.../», выдан паспорт транспортного средства № /.../ и предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствие с п. 1 ст. 12 Соглашения.

 В соответствие с положениями ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

 Согласно ч. 1 ст. 122 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от /.../ № 17, таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

 /.../ истцом проведена камеральная проверка № /.../ по вопросу правомерности освобождения от уплаты таможенных платежей в пассажирской таможенной декларации № /.../, представленной Петуховым С.А. при таможенном декларировании товара, о чем составлен акт от /.../.

 В ходе камеральной таможенной проверки установлено неправомерное предоставление таможенной декларации, решение /.../ таможенного поста об освобождении от уплаты таможенных платежей признано несоответствующим действующему таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.

 Согласно заключению таможенного эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы /.../ от /.../, в представленном ответчиком свидетельстве о регистрации имеются сведения не соответствующие действительности, в части даты постановки автомобиля на регистрационный учет.

 Решением по результатам таможенной проверки от /.../ в освобождении от уплаты таможенных платежей по пассажирской таможенной декларации № /.../, Алтайской таможней отказано, поскольку ответчиком не соблюдены требования п. 24 приложения 3 Соглашения, согласно которому для освобождения от уплаты таможенных платежей автомобиль должен находится в собственности лица, переселяющегося на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, и быть зарегистрирован на такое лицо в стране предыдущего проживания не менее 6 месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

 Следовательно, в силу вышеуказанных норм таможенного законодательства ответчик обязан уплатить таможенные пошлины и сборы.

 Доводы ответчика о том, что при совершении действий по перемещению автомобиля через границу и оформлению всех необходимых документов от его имени действовало другое лицо, поэтому на него не может быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей, сборов и пени, суд не может признать состоятельными, поскольку все действия в качестве официального собственника совершались ответчиком, доказательств в обоснование своих доводов, ответчиком не представлено.

 В силу ст. 130 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В соответствие с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации /.../ /.../ «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» предусматривает, что при совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых, классифицируемых в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с п. 1 данного Постановления (таможенные сборы за таможенные операции устанавливаются по ставке 2 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно). 2 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;

 По результатам анализа имеющихся баз данных нейтральной ценовой информации о стоимости аналогичных товаров, проведенного Алтайской таможней, таможенная стоимость транспортного средства марки «/.../», /.../ года выпуска определена в размере от 9 500 до 21 000 долларов США, что на день регистрации пассажирской таможенной декларации составило от 305 825,90 руб. до 676 036,20 руб..

 /.../ Алтайской таможней Петухову С.А. выставлено требование об уплате таможенных платежей в сумме 730 725,04 руб., которые необходимо уплатить в срок не позднее 20 дней со дня получения данного требования.

 Получение данного требования ответчиком не оспаривалось, доказательств добровольного исполнения требования, не представлено.

 Согласно расчету истца, размер подлежащих уплате таможенных платежей составляет 605 296, 99 руб. (расчет произведен в соответствие с приложением 5 Соглашения: ставка таможенной пошлины на автомобиль старше 5 лет с объемом двигателя 2 995 см? составляет 5 евро за 1 см? рабочего объема двигателя; курс евро на /.../ – 40,4205 руб.: 40,4205 х 5 х 2995 = 605 296,99).

 На основании п. 1 ст. 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение, в связи с чем обязанность по уплате таможенных платежей у Петухова С.А. возникла /.../.

 В соответствии с ч.1, 2 ст. 151 Федерального закона от /.../ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

 Согласно представленному истцом расчету, на день предъявления иска (/.../) сумма пени составила 132 112,40 руб., в том числе

 - пени, начисленные на сумму таможенных сборов: с /.../ по /.../: 2000 руб. х 97 дн. х 8% /300 = 51,73 руб.; с /.../ по /.../: 2000 руб. х 697 дн. х 8,25%/300 = 383,35 руб., всего пени по таможенным сборам 435,08 руб.;

 - пени, начисленные на сумму таможенных платежей, взимаемых по единой ставке: с /.../ по /.../: 605 296,99 руб. х 97 дн. х 8% /300 = 15 657,02 руб.; с /.../ по /.../: 605 296,99 руб. х 697 дн. х 8,25%/300 = 116 020,30 руб., всего пени по таможенным платежам 131 677,32 руб..

 Указанные расчеты размера таможенного платежа, пени на таможенный платеж и таможенный сбор, суд находит обоснованным. Доказательств опровергающих расчеты, ответчиком не представлено.

 Таким образом, сумма задолженности ответчика составляет 739 409,39 руб., из которой 605 296,99 руб. таможенный платеж; 2 000 руб. таможенный сбор; пени на таможенный платеж 131 677,32 руб.; пени на таможенный сбор 435,08 руб..

 Оценивая исследованные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования к Петухову С.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам, пени в размере 739 409,39 руб. законными обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере заявленных требований.

 В соответствие со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

 Истец на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 иск Алтайской таможни к Петухову С.А. о взыскании задолженности по таможенным платежам, сборам, пени удовлетворить в полном объеме.

 Взыскать с Петухова С.А., дата рождения /.../, место рождения /.../, /.../, в пользу Алтайской таможни денежную сумму в размере 739 409,39 руб., из которой в счет задолженности по таможенному платежу 605 296,99 руб., по таможенному сбору 2 000 руб., в счет пени по таможенному платежу 131 677,32 руб., в счет пени по таможенному сбору 435,08 руб.,

 Взыскать с Петухова С.А., дата рождения /.../, место рождения /.../, /.../, в доход бюджета муниципального образования «/.../» в счет государственной пошлины 10 594,09 руб..

 Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий-                             А.И. Потапов