ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1265/2017 от 29.01.2018 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело № 2-145/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2018 года город Ярцево

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Паниной И.Н.,

при секретаре Бойчиковой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о понуждении предоставить информацию потребителю коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья (ТСЖ) «<данные изъяты>» о понуждении предоставить информацию потребителю коммунальных услуг. В обоснование исковых требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Управление многоквартирным домом и предоставление коммунальных услуг по вышеуказанному адресу осуществляет ТСЖ «<данные изъяты>», председателем которого является ФИО2

ТСЖ «<данные изъяты>» нарушает ее права потребителя, так как не раскрывает информацию о своей деятельности. Так, <нет данных> она направила председателю ТСЖ «<данные изъяты>» требование о предоставлении сведений по управлению многоквартирным домом, предусмотренных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731 об утверждении «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Однако ей были лишь представлены: выписка из ЕГРЮЛ, копия Устава ТСЖ и копия протокола Правления о продлении полномочий председателя ТСЖ.

В нарушение ст.143-1 ЖК РФ, требований Стандарта раскрытия информации, а также положений ч.1 ст.8 и ч.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», ТСЖ «<данные изъяты>» не представляет ей и другим собственникам жилья в многоквартирном доме копии договоров с подрядчиками и субподрядчиками на выполнение работ по содержанию и капитальному ремонту многоквартирного дома, акты приема выполненных работ и заверенные копии иных документов, в том числе финансовых, подтверждающих фактическое выполнение работ и затраты по содержанию многоквартирного дома.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о непрозрачности деятельности ТСЖ и является для нее препятствием к проверке фактически предоставленных ответчиком услуг и их реальной стоимости.

До настоящего времени она не располагает достаточными и достоверными сведениями о характере, количестве и качестве коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, и расчете разумной и реальной оплаты за неподтвержденные услуги, в связи с чем, просит суд обязать ответчика в лице председателя ФИО2 предоставить ей следующую информацию о деятельности ТСЖ:

-расшифровку тарифа по оплате содержания жилья за <нет данных>.;

-расшифровку тарифа по оплате капитального ремонта за <нет данных>.;

-сметы доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году, и отчеты об их выполнении;

-заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;

-годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги) и отчеты о выполнении этого плана;

-копии договоров товарищества с подрядчиками на выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;

-информацию о средствах товарищества;

-отчеты о целевом использовании денежных средств за <нет данных> и пояснительные записки к ним;

-смету на капитальный ремонт;

-лицевые счета ТСЖ «<данные изъяты>» (помесячно) за <нет данных>.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что не пользуется сетью Интернет, поэтому не знает, какая информация размещена ответчиком на официальном сайте.

Представитель ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» - председатель ТСЖ ФИО2 исковые требования не признал, сославшись на то, что вся интересующая истицу информация размещена на официальном сайте «Реформа ЖКХ» и ГИС ЖКХ, о чем ей было сообщено в ответе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями ст. 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, обеспечивает выполнение решений правления, подписывает платежные документы.

Как следует из смысла указанной статьи, к полномочиям председателя правления кооператива относится рассмотрение обращений жильцов дома, а при необходимости выдача им запрашиваемых документов.

Согласно ч. 3 статьи 143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме, имеют право ознакомиться: с бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, сметой доходов и расходов товарищества на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями (в случае проведения аудиторских проверок); заключениями ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; документами, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе; иными предусмотренным настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренними документами товарищества.

В соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В пункте 3 Стандарта перечислены виды информации, которую обязаны раскрывать управляющая организация, товарищество и кооператив, к которым, в том числе относится:

-общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами, сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества;

-информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

-информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы;

-информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

-информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

-отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества за год.

Согласно п. 5(1) Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);

в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.

Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (п. 21 Стандарта).

В силу п. 4 Стандарта, отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.

Согласно абз. 2 п. 17 Стандарта в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.).

Указанный многоквартирный дом находится в управлении ТСЖ «<данные изъяты>», что подтверждается Уставом, в соответствии с которым основными видами деятельности Товарищества являются, в том числе, обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций многоквартирного дома, инженерных сооружений.

Как установлено судом, способ управления товариществом собственников жилья до настоящего времени не изменен.

Согласно п.3.1 Устава, Товарищество вправе, в том числе: заключать в соответствии с законодательством договоры управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов Товарищества; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год Товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; организовывать и проводить Общие собрания собственников помещений многоквартирного дома, выполнять работы и оказывать услуги собственникам и владельцам помещений в многоквартирном доме; передавать по договорам материальные и денежные средства лицам, выполняющим для Товарищества работы и предоставляющим Товариществу услуги.

В соответствии с подп. «а» п.3.5 Устава, Товарищество обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава Товарищества.

Согласно п. 6.1.5 Устава член товарищества имеет право получать от Правления, Председателя Правления Товарищества, ревизионной комиссии (ревизора) данные о деятельности Товарищества, состоянии его имущества и произведенных расходах.

Как установлено судом, <нет данных>. ФИО1 обратилась к председателю ТСЖ <данные изъяты>» (л.д.), в котором просила предоставить ей следующие сведения:

-заверенную копию Устава ТСЖ «<данные изъяты>» и заверенные копии документов, подтверждающих полномочия председателя ТСЖ, включая выписку из ЕГРЮЛ;

-годовую бухгалтерскую отчетность товарищества, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

-сметы доходов и расходов товарищества на текущий год и год, предшествующий текущему году;

-отчет о выполнении сметы доходов и расходов товарищества за год, предшествующий текущему году;

-протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления и ревизионной комиссии товарищества, на которых рассматривались вопросы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома и организацией предоставления коммунальных услуг за текущий год и год, предшествующий текущему году, в том числе - протокол общего собрания собственников помещений дома;

-заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за текущий год и 2 года, предшествующих текущему году;

-сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах;

-годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);

-отчет о выполнении годового плана мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг;

-сведения о заключении товариществом договоров об оказании услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также иных договоров, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг, с указанием количества заключенных договоров, сторон этих договоров, сроков и стоимости по каждому договору отдельно;

-сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг и (или) превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

-информацию о средствах товарищества.

В ответ на обращение истицы, председатель ТСЖ «<данные изъяты>» письмом от <нет данных>. направил в адрес истицы заверенную копию Устава ТСЖ «<данные изъяты>», выписку из ЕГРЮЛ и протокол Правления о продлении полномочий председателя ТСЖ, а также сообщил, что иная запрашиваемая истицей информация в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 года N 731 размещена на официальном сайте "Реформа ЖКЖ" (л.д.

Таким образом, ответчиком в соответствии с п. п. 17 и 21 Стандарта был сообщен официальный адрес сайта "Реформа ЖКХ", где размещена информация о деятельности Товарищества.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на момент обращения истицы к ответчику вся предусмотренная Стандартом информация в полном объеме была размещена на официальном сайте ТСЖ в сети Интернет www.reformagkh.ru.

Также информация, подлежащая обязательному размещению в соответствии с ФЗ от 21.07.2014г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» была размещена на официальном сайте ГИС ЖКХ, о чем <нет данных> Государственной жилищной инспекцией <данные изъяты> области было сообщено истице в ответ на поданную ею жалобу на деятельность ТСЖ.

Вместе с тем, судом установлено, что на указанных официальных сайтах отсутствует следующая информация:

заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за <нет данных> и за 2 предшествующих года;

годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);

копии договоров товарищества с подрядчиками на выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг.

Поскольку ФИО1, как потребитель услуг, предоставляемых ответчиком в силу вышеуказанных положений закона, а также п. 6.1.5 Устава ТСЖ «<данные изъяты>» имеет право на ознакомление с указанными сведениями о деятельности ТСЖ, то суд считает необходимым удовлетворить требования истицы в части предоставления ей вышеуказанной информации.

При этом иная, указанная в исковом заявлении интересующая ФИО1 информация, раскрыта на вышеуказанных сайтах.

Помимо этого, как видно из требования ФИО1 от <нет данных>., расшифровка тарифа по оплате содержания жилья за <нет данных> расшифровка тарифа по оплате капитального ремонта за <нет данных>.; отчеты о целевом использовании денежных средств за <нет данных> года и пояснительные записки к ним; смета на капитальный ремонт; лицевые счета ТСЖ «<данные изъяты>» (помесячно) за <нет данных>. ею у ТСЖ «<данные изъяты>» не запрашивались, в виду чего оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам, связанным с нарушением прав потребителей (пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ, ч.3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 года N2300-1 "О защите прав потребителей"), то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального района в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Товариществу собственников жилья «<данные изъяты>» о понуждении предоставить информацию потребителю коммунальных услуг удовлетворить частично.

Обязать Товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» предоставить ФИО1 следующую информацию о деятельности ТСЖ:

- заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества за <нет данных> и за два предшествующих года;

- годовой план мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, а также описание содержания каждой работы (услуги);

- копии договоров товарищества с подрядчиками на выполнение работ и оказание услуг, обеспечивающих содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» в доход бюджета МО «<адрес>» госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Панина И.Н.

Решение в окончательной форме принято <нет данных> года