ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1265/2018 от 22.03.2018 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-1265/2018 22 марта 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга

в составе:

председательствующего судьи Заплатиной А.В.

при секретаре Константиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт- Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно- расчетный центр» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Истец – СПб ГКУ «ГИРЦ» обратился в суд с заявленными требованиями.

В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, до 20 марта 2012 года, зарегистрированной по адресу в <адрес> по личному заявлению были назначены:

1) - с 04.02.2006 г. - ежемесячная пожизненная компенсация детям, оставшимся без попечения репрессированных родителей (далее - компенсация) по Закону Санкт-Петербурга от 08.05.2003 г. № 181-20 “О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным» - утратил силу с 01.01.2015 г. в связи со вступлением Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Кодекс);

2) - с 01.11.2009 г. была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; с 01.01.2010 г. льгота переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты лицу, пострадавшему от политических репрессий, льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009 г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт- Петербурга № 228-45 от 21.05.2009 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

В декабре 2016 г. в СПб ГКУ «ГИРЦ» поступил список получателей денежных выплат, имеющих признак пенсионера ведомства, предоставляющего сведения о пенсионерах в ГИРЦ, сведения о которых отсутствуют в базах данных этих ведомств и муж ответчицы гр. ФИО2 находился в этом списке. Для уточнения данных был сделан запрос справки о регистрации в отношении ответчицы и при поступлении справки ф.9 отделом социальной защиты населения администрации Центрального района СПб было вынесено решение о прекращении выплаты Компенсации и ЖКУ с 01.04.2012 г., так как ответчица была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу предоставления вышеуказанных выплат – 20 марта 2012 года, по причине выезда на постоянное место жительства в США, в связи с чем образовалась переплата компенсации по льготе: «дети, оставшиеся без попечения репрессированных родителей» и льготе «по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

Истец направил в адрес ответчика уведомление о возврате неосновательно полученных денежных средств, которое оставлено без удовлетворения.

Истец полагает, что ответчица утратила право на получение данных выплат, в связи с тем, что в оспариваемый период не имела регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге и следует признать наличие недобросовестности с её стороны, а сумму 162331 руб. 96 коп. неосновательным обогащением.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. На заявленных требованиях настаивал.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом по последнему известному месту регистрации, что к положительным результатам не привело - судебная корреспонденция возвращена без получения.

Суд на основании положений ст. 119, 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

По заключению Генеральной прокуратуры РФ от 06 февраля 1996 года на основании ст. 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО1 была признана пострадавшей от политических репрессий, как оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована (л.д.21).

ФИО1, по личному заявлению были назначены:

1) - с 04.02.2006 г. - ежемесячная пожизненная компенсация детям, оставшимся без попечения репрессированных родителей (далее - компенсация) по Закону Санкт-Петербурга от 08.05.2003 г. № 181-20 “О компенсационных выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным» - утратил силу с 01.01.2015 г. в связи со вступлением Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 г. № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Кодекс);

2) - с 01.11.2009 г. была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; с 01.01.2010 г. льгота переведена в меру социальной поддержки в виде денежной выплаты лицу, пострадавшему от политических репрессий, льгот по оплате ЖКУ (далее - ЖКУ) в соответствии с п. 2.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009 г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» и Закону Санкт- Петербурга № 228-45 от 21.05.2009 г. «О форме предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге».

В декабре 2016 г. в СПб ГКУ «ГИРЦ» поступил список получателей денежных выплат, имеющих признак пенсионера ведомства, предоставляющего сведения о пенсионерах в ГИРЦ, сведения о которых отсутствуют в базах данных этих ведомств и муж ответчицы гр. ФИО2 находился в этом списке. Для уточнения данных был сделан запрос справки о регистрации в отношении ответчицы и при поступлении справки ф.9 отделом социальной защиты населения администрации Центрального района СПб было вынесено решение о прекращении выплаты Компенсации и ЖКУ с 01.04.2012 г., так как ответчица была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге по адресу предоставления вышеуказанных выплат – 20 марта 2012 года, по причине выезда на постоянное место жительства в США, в связи с чем образовалась переплата компенсации по льготе: «дети, оставшиеся без попечения репрессированных родителей» и льготе «по оплате жилого помещения и коммунальных услуг».

Факт снятия с регистрационного учета подтверждается адресной справкой.

Решением Администрации Центрального района Санкт- Петербурга от 28 декабря 2016 года прекращены выплаты по ЖКУ с 01 апреля 2012 года в связи с выездом ответчицы за пределы РФ (л.д.26).

Распоряжением Администрации Центрального района Санкт- Петербурга №508-р от 09 февраля 2017 года в связи с установлением факта необоснованной (излишней) выплаты суммы ежемесячной денежной выплаты, ФИО1 возвратить необоснованно (излишне) выплаченную сумму ежемесячной пожизненной компенсационной денежной выплаты 91 062 руб. за период с 01.04.2012 года по 31.12.2016 года в течение 45 календарных дней со дня принятия настоящего распоряжения (л.д.27).

В адрес ответчика было направлено уведомление о возмещении излишне выплаченных сумму, которое оставлено без удовлетворения (л.д. 28-30).

В соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчёт размеров и выплата пенсии производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за пенсией, то есть получатель пенсии может проживать в любом населённом пункте России, а получать её по месту прежней регистрации и на 31.12.2009 г. гр. ФИО1 являлась получателем пенсии и состояла на учете в Пенсионном фонде РФ Центрального района Санкт-Петербурга по адресу: <адрес>. Выплата пенсии выехавшим на ПМЖ в другую страну продлевается ежегодно с января по декабрь как пенсионерам, проживающим за границей, но с предоставлением сведений о нахождении в живых с Апостилем и по настоящее время пенсионерка состоит на учете в Пенсионном фонде РФ Центрального района (копия персональных данных ПФ РФ прилагается).

В соответствии с пунктом 4 пункта 1 статьи 60, подпунктов 2 и 3 пункта 1 и абзацем 3 подпункта 1 пункта 2 статьи 64 главы 14 Кодекса (в редакции от 23.11.2016 г. № 576-102) меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, что подтверждается только данными органов регистрационного учета либо решением суда, как указано в пункте 4 (введен законом от 28.12.2012 г. № 737-124) статьи 4 Социального кодекса, и гражданам без определенного места жительства при условии их постановки на учет в порядке, установленном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 № 1010 «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» пункт 3 статьи 4 Социального кодекса).

Согласно пункта 2 статьи 60 главы 14 Кодекса (в редакции от 23.11.2016 г. № 576-102), меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки, установленные в настоящей главе, не распространяются на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 с изменениями на 01.07.2011 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» компенсации назначаются лицам, постоянно проживающим на территории Российской федерации. Реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст. 16 Закона).

На основании статьи 16 Федерального закона от 18.10.1991 г. № 1761-1-ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона СПб от 05.05.2006 г. № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», принятый законодательным собранием СПб 26.04.2006 г. размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга. Размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ). Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 104-ФЗ) определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно- коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 1.3 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1258 от 11.11.2009 г. «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее-Положение) денежные выплаты предоставляются гражданину на одно жилое помещение (жилой дом (часть жилого дома), квартиру (часть квартиры, в том числе несколько комнат), комнату) по месту его жительства.

На основании п. 2.8 Положения граждане обязаны извещать администрацию района Санкт- Петербурга об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в течение 1 месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

Предоставление денежных выплат прекращается на основании решения администрации района СПб с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на денежную выплату (п.2.9.2 Положения).

Граждане, которые не известили администрацию СПб об обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления денежных выплат в срок, указанный в п. 2.8 настоящего Положения, обязаны возвратить необоснованно полученные денежные средства. В случае отказа от возврата необоснованно либо излишне полученных денежных выплат они подлежат зачислению в счет будущих денежных выплат при наличии права гражданина на получение денежных выплат либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.11 Положения).

С учетом изложенного, установлено и подтверждается материалами дела, что образовалась переплата ответчику за период с 01.04.2012 г. по 31.12.2016 г.: компенсации в сумме 91062,00 руб. (1393,64*9+1487,01*12+ +1573,26*12+1668*12+1815*12); ЖКУ в сумме 71269,96 руб. (1128,04*3+1176,14*2+887,76+1371,63+925,23+1818,03+1371,63*5+839,05 +906,13*3 +1429,06*8 + +906,13 +926,44*3 +1471,34 +1507,34*2 +1519,94*5 +980,44 +1030,65*3 +1421,07*3 +1430,07*5+ +861,16+946,49*3+1544,99+1090,05*2).

При расчете сумм денежных выплат льгот по оплате ЖКУ учитывается региональный стандарт стоимости ЖКУ и напрямую зависит от количества лиц, на которых начисляется квартирная плата. ФИО2 М.А. была снята с регистрационного учета по адресу предоставления льготы 20.03.2012 г., поэтому рассчитать сумму денежной выплаты ЖКУ с 01.04.2012 г. не предоставляется возможным в связи с утратой права.

Расчет, представленный истцом, судом проверен и признан верным, ответчиком не оспорен.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчица утратила право на получение данных выплат, в связи с тем, что в оспариваемый период не имела регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, а поэтому сумма в размере 162331 рубля 96 копеек подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения.

В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Санкт- Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 446 рублей 63 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, 321 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт- Петербургского государственного казённого учреждения «Городской информационно- расчетный центр» неосновательное обогащение в размере 162 331 рубля 96 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Санкт- Петербурга государственную пошлину в размере 4 446 рублей 63 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, в Санкт-Петербургский городской суд, через Смольнинский районный суд города Санкт- Петербурга.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 22 марта 2018 года

Судья: