УИД42RS0040-01-2023-001373-03
Дело № 2-1265/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 27 сентября 2023 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Анучкиной К.А.,
с участием помощника судьи Поддубной А.В.,
при секретаре Воропай Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кемеровского района к МБУ ДО «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа», администрации Кемеровского муниципального округа, Управлению культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кемеровского района обратился в суд с иском к МБУ ДО «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа», администрации Кемеровского муниципального округа, Управлению культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа о понуждении к совершению действий. Требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Образовательную деятельность МБУ ДО «ДШИ №70» осуществляет в нежилом здании по <адрес>. Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка, действующей на территории Российской Федерации с 15.09.1990 года регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Как следует из пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья. Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ закреплена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по с печению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных названным Федеральным законом, а также, если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 названного ФЗ. В ходе проверки установлено, что в здании МБУ ДО «ДШИ №70» не созданы безопасные условия для обучающихся и работников данной образовательной организации. Отделом надзорной деятельности г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу в деятельности МБУ ДО «ДШИ №70» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Так, на объекте по <адрес>, в нарушение требований части 4 статьи 4, ст.6, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 4.4.1 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС РФ от 19.03.2020 № 194, ширина маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа выполнена в менее 1,2 м факту ширина 0,84 м). Указанные нарушения неоднократно отражались в предписаниях Отдела ТР по устранению нарушений требований пожарной безопасности: от 21.02.2018 № 4/1/9 со сроком устранения нарушений 21.02.2019; от 04.04.2019 № 33/1/17 со сроком устранения нарушений 04.04.2020; от 29.10.2020 №61/1/40 со сроком устранения нарушений 29.12.2020; от 28.04.2021 № 167/1/79 со сроком устранения нарушений 27.12.2021. При этом Учреждением до настоящего времени нарушения закона в сфере пожарной безопасности не устранены. Кроме того, МБУ ДО «ДШИ №70» 02.07.2019 в Кемеровский районный подан административный иск к ГУ МЧС России по Кемеровской области, государственному инспектору г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района по пожарному надзору ФИО1 о признании незаконным и отмене предписания от 04.04.2019 №33/1/17 в части, а именно пункта 1: «На объекте по <адрес>, ширина маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа выполнена в менее 1,2 м (по факту ширина 0,84 м)». Решением Кемеровского районного суда от 01.08.2019 по делу 2А-952/2019 МБУ ДО «Детская школа искусств №70» в удовлетворении исковых требований отказано. Согласно предоставленным МБУ ДО «ДШИ №70» сведениям, финансирование деятельности учреждения осуществляется в соответствии с решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа 22.12.2022 № 747 «О бюджете Кемеровского муниципального округа на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов». На основании данного решения постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 21.09.2022 №2540-п (в редакции Постановления от 20.06.2023 № 2086-п) утверждена муниципальная программа «Культура Кемеровского муниципального округа» на 2023-2025 годы». Однако данной программой не предусмотрено осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта здания МБУ ДО «ДШИ №70». Строительство, капитальный ремонт учреждений культуры Кемеровского муниципального округа осуществляется, как правило, в рамках Федеральных программ различной направленности. Администрацией Кемеровского муниципального округа рассматривается вопрос о включении здания МБУ ДО «ДШИ №70» в план капитального ремонта на 2024-2025 г., источник финансирования в настоящее время не известен. В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБУ ДО «ДШИ № 70» образовательная организация является некоммерческой образовательной организацией. Учредителем и собственником имущества Образовательной организации является муниципальное образование Кемеровский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса. Функции и полномочия Учредителя образовательной организации осуществляет управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с ми своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием учреждением имущества по договору или иному основанию. Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. В соответствии со статьей 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Таким образом, администрация Кемеровского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению безопасности обучающихся в образовательных организациях. Принимая во внимание вышеуказанные нормы Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона № 273-ФЗ ответственность в сфере обеспечения безопасности обучающихся несут собственник имущества и руководитель образовательной организации. Именно на администрацию Кемеровского муниципального округа должна быть возложена обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в здании МБУ ДО «ДШИ №70» как на собственника имущества несмотря на то, что свои функции учредителя администрации Кемеровского муниципального округа осуществляет через Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа. Обязанность администрации Кемеровского муниципального округа по финансированию мероприятий по противопожарной безопасности в здании МБУ ДО «ДШИ №70» основаны на предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что является расходными обязательствами органа местного самоуправления. При этом ответчики, в силу статьи 10 ГК РФ в своей деятельности обязаны соотносить свои интересы с интересами граждан, обучающихся в образовательном учреждении, а также педагогических работников, чтобы деятельность по эксплуатации здания не создавала предпосылок угрозы их жизни и здоровью. На основании абзаца 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятие МБУ ДО «ДШИ №70», управлением культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа, администрацией Кемеровского муниципального округа мер к исполнению требований Федерального закона №123-ФЗ, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, чем грубо нарушают права и законные интересы несовершеннолетних, что в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью учащихся и работников Учреждения. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Просит обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» устранить на объекте, расположенном по адресу<адрес>, нарушения требований пожарной безопасности, а именно: привести ширину маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа, в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, в срок до 31.08.2024 года; возложить на администрацию Кемеровского муниципального округа обязанность по финансированию расходов, связанных с устранением Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» на объекте, расположенном по <адрес>, нарушений требований пожарной безопасности, а именно: привести ширину маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа, в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, в срок 01.02.2024 года.
В судебном заседании представитель истца Денисова Е.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить. Пояснила, что ответчиками длительное время не принимается никаких мер к устранению нарушений правил пожарной безопасности в учебном заведении, где обучаются дети.
Представитель ответчика МБУ ДО «ДШИ №70» Чунихина Н.В. (л.д.188) в судебном заседании не признала исковые требования, суду пояснила, что в 2019 году было первое предписание. Однако, учитывая, что две стены капитальные и подвинуть их нельзя, лестница узкая, понятно было, что без капитального ремонта ее расширить нельзя. Она разговаривали с пожарниками, ей сказали, что необходимо сделать дополнительный пожарный выход. Его сделали, он находится на втором этаже, лестница на улице. В предписании сказано было, что лестница не соответствует требованиям и необходимо сделать дополнительный пожарный выход. Она обращалась к строителям не в рамках контракта, по договоренности. В 2018 году был большой перечень нарушений, которые были устранены. Пожарные не указывали, каким образом нарушения должны быть устранены. Она и сама понимала, что нужен капитальный ремонт. Обращалась письменно к руководителю. Это было примерно в 2020 году. Работа в этом направлении велась о включении в программу. Письменных доказательств нет.
Представитель ответчика администрации Кемеровского муниципального округа Шульц В.О. (л.д.188) в судебном заседании не признал исковые требования, суду пояснил, что проект капитального ремонта согласован, в него включено устранение всех нарушений, пункт 2 исковых требований исполнен, финансирование будет осуществлено, сроки назвать не может никто. Здание построено в 1949 году, закон обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность. Новый закон должен применяться только к новым зданиям. Требования истца в данной формулировке неисполнимы. Просит с иске отказать. Сводные правила не относятся к нормам закона. Со второго этажа имеется второй выход на лестницу, он позволяет безопасно эвакуировать детей. Численность детей, которые посещают школу не превышает 20 человек.
Администрацией Кемеровского муниципального округа представлены письменные возражения по делу (л.д.208-210), согласно которых применение требований ФЗ от 22.07.2008 г. и Свода правил СН «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. приказом МЧС РФ от 19.03.2020 г. № 194 к зданию построенному до 1962 г. г., не распространяется на требования вновь применимых нормативно-правовых актов и нормативных документов на ранее построенные здания и сооружения. Поскольку проект по капитальному ремонту МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» уже согласован, то ответчик полагает нецелесообразным проведение каких-либо работ по лестничной клетке.
Представитель ответчика администрации Кемеровского муниципального округа Шахматова В.Ю (л.д.52) в судебном заседании от 19.09.2023 года суду пояснила, что для ремонта необходимо заказывать проект, проводить конкурс, ФЗ №44 все регламентирует. На 2024 год ремонт в школе в проект уже включен не будет. Ближайший год - это 2025 год. Если сейчас включить в программу, допустят нарушение. Вопрос о включении данного помещения в бюджет на 2024 год не ставился. УКС не принимал решение по данному объекту. Они сами определяют приоритетность направления. Директор может только проинформировать учредителя.
Представитель ответчика - Управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа Чупин И.Г. (л.д.51) суду пояснил, что ответчик не распоряжается планами и графиками строек Кемеровского района. Они обращались за финансированием, должна была проводиться экспертиза о пожарных рисках. Она не была проведена, так как поняли нецелесообразность. УКС планирует ремонты. Переписка идет с 2019 года. На первое письмо им не ответили. Управление капитального строительства осуществляет капитальный ремонт. По инициативе УКС проведено заключение. В исковых требованиях их не устраивают сроки. Они не являются распорядителями бюджетных средств. Все стройки лежат на управлении капитального строительства. Вопрос о включении на капитальный ремонт принимается управлением капитального строительства.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области- Кузбассу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки не сообщил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно пояснений свидетеля ФИО3, данных в судебном заседании и предупрежденного об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, он составлял заключение о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных систем здания школы искусств №70. Расширение проема лестничного марша возможно только в рамках капитального ремонта, поскольку требует переноса двух стен, одна из которых капитальная. Переделывать нужно всю лестницу. Стену нужно разбирать с первого до второго этажа. Перекрытие пола дощатое. В рамках капитального ремонта можно переделать.
Согласно пояснений свидетеля ФИО2, данных в судебном заседании и предупрежденного об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, он является начальником управления капитального строительства администрации КМО. Возможность включить даннное учреждение в программу есть, но реальные сроки невозможно определить. Сроки зависят от конструктивных особенностей здания, неоходимо исследовать здание, изготовить проект. 25.05.2023 года был заключен контракт на разработику проектно-семтной документации, срок исполнения которого - 31.05.2024 года. Срок включения в программу минимум 1,5 года. Заявки фактически не было подано, не было предварительной подачи. Заявка появилсь только в 2023 году. Лимиты не выделены, необходимо сделать проект, там будет определена стоимость, затем госэкспертиза, после этого будет заявка в минстрой, для того чтобы они довели денежные средства из бюджета. Пока нет полного пакета документов, нет заявки. Без госэкспертизы не могут выделить денежные средства.
Согласно пояснений свидетеля ФИО5, данных в судебном заседании и предупрежденного об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, он является директором отдела капитального строительства. Для проведения ремонта необходимо разработать проект капитального ремонта. Ремонт не начнется до включения в программу. Проект разрабатывается на все недостатки здания.
Согласно пояснений свидетеля ФИО4, данных в судебном заседании и предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, она является инспектором Отдела надзорной деятельности г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области- Кузбассу, по поручению прокуратуры проводила 26.09.2023 года обследование здания школы исскуств №70 на предмет устранения нарушений. Ею было установлено, что на втором этаже был создан эвакуационный выход со второго этажа. Однако первый эвакуационный выход не приведен в надлежащее состояние – ширина летничного проема не расширена до норм. Создание второго выхода не снимает требования к ширине лестничного проема. Даннное здание должно иметь два эвакуационных выхода со второго этажа в соответствии с п.4.2.9. СП 1.13130.2020.
Выслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьями 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью; защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства; каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; детство находится под защитой государства.
Как следует из п.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники, в том числе Российская Федерация, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Предъявление прокурором искового заявления в интересах несовершеннолетних детей обусловлено их неспособностью в силу возраста самостоятельно обратиться в суд, направлено в защиту прав несовершеннолетних.
МБУ ДО "ДШИ №70" является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом образовательного учреждения и имеет право осуществлять дополнительную образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6, ч.7 этой же статьи).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 названного Закона).
Образовательную деятельность МБУ ДО «ДШИ №70» осуществляет в нежилом здании по <адрес>
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ (ред.02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В период с 29.01.2018 года по 21.02.2018 года в здании МБУ ДО «ДШИ №70» по <адрес> была проведена проверка Отделом надзорной деятельности г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области- Кузбассу. В ходе проверки были установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе : ширина маршей и площадок единственной лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей менее 1,2 м.; отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа, что не соответствует требованиям части 4 статьи 4, ст.6, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, пункта 4.4.1 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС РФ от 19.03.2020 № 194. Выдано предписание №4\1/9 от 21.02.2018 года (л.д.30-32).
На 04.04.2019 года, 29.10.2020 года, 28.04.2021 года нарушение в виде несоответствия ширины лестничных маршей и площадок не устранено, выданы новые предписания предписания (л.д.33-40).
02.07.2019 года МБУ ДО «ДШИ №70» обратилось в Кемеровский районный суд с административным иском к ГУ МЧС России по Кемеровской области, государственному инспектору г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района по пожарному надзору Елоновой Т.А. о признании незаконным и отмене предписания от 04.04.2019 №33/1/17 в части пункта 1: «На объекте по <адрес>, ширина маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа выполнена в менее 1,2 м (по факту ширина 0,84 м)».
Решением Кемеровского районного суда от 01.08.2019 по делу 2А-952/2019 МБУ ДО «Детская школа искусств №70» в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.41-46).
Как следует из сведений, предоставленных Отделом надзорной деятельности г.Кемерово, г.Березовского и Кемеровского района УНД и профилактической работы ГУ МЧС России по Кемеровской области- Кузбассу (л.д.180-183) на 26.09.2023 года нарушение в виде несоответствия ширины лестничных маршей и площадок не устранено. В здании школы организован второй эвакуационный выход, наличие которого не отменяет требований к ширине первого эвакууационного выхода – лестницы со второго этажа.
Доводы представителей ответчиков о том, что достаточно одного эвакуационнного выхода, поскольку посещаемость школы небольшая, не более 20 человек, суд находит несостоятельными.
Здание школы относится к классу Ф4 и согласно требований п.1 ч.1 ст.6 ФЗ №123-ФЗ от 22.08.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.2.9 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» должно быть оборудовано как минимум двумя эвакуационными выходами.
Таким образом, с 21.02.2018 года нарушение требований пожарной безопасности ввиде несоответствия ширины лестничных маршей и площадок не устранено, а соответственно не созданы безопасные условия для обучающихся и работников данной образовательной организации.
Как следует из заключения о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных систем здания по <адрес> (л.д.74-174) и пояснений свидетеля ФИО3, устранение нарушения требований пожарной безопасности в виде несоответствия ширины лестничных маршей и площадок возможно в рамках капитального ремонта.
Таким образом, мнение представителей ответчика – АКМО о том, что расширение лестничного проема является невозможным ввиду того, что здание построено в 1949 году.
Как следует из пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Постановлением администрации Кемеровского муниципального округа от 21.09.2022 №2540-п (в редакции Постановления от 20.06.2023 № 2086-п) утверждена муниципальная программа «Культура Кемеровского муниципального округа» на 2023-2025 годы».
Однако, проведение капитального ремонта здания МБУ ДО «ДШИ №70». В данную программу до настоящего времени не включено.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБУ ДО «ДШИ № 70» образовательная организация является некоммерческой образовательной организацией. Учредителем и собственником имущества Образовательной организации является муниципальное образование Кемеровский муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса.
Функции и полномочия Учредителя образовательной организации осуществляет управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ на имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с ми своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, администрация Кемеровского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению безопасности обучающихся в образовательных организациях, и именно на администрацию Кемеровского муниципального округа должна быть возложена обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в здании МБУ ДО «ДШИ №70» как на собственника имущества несмотря на то, что свои функции учредителя администрации Кемеровского муниципального округа осуществляет через Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа.
Обязанность администрации Кемеровского муниципального округа по финансированию мероприятий по противопожарной безопасности в здании МБУ ДО «ДШИ №70» основаны на предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что является расходными обязательствами органа местного самоуправления.
Согласно пояснений свидетеля - начальника управления капитального строительства администрации КМО ФИО2, заявки от МБУ ДО «ДШИ №70» фактически не было подано, не было предварительной подачи. Заявка появилсь только в 2023 году. Лимиты не выделены, необходимо сделать проект, там будет определена стоимость, затем госэкспертиза, после этого будет заявка в минстрой, для того чтобы они довели денежные средства из бюджета.
Таким образом, до настоящего времени ремонт здания МБУ ДО «ДШИ №70» в план капитального ремонта на 2024-2025 г. не включен, источник финансирования не определен.
Представителями ответчика - МБУ ДО «ДШИ №70» и Управлению культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа не представлено суду доказательств проведения мероприятий по сбору документов для включения в план или программу финансирования на 2024 год, что дает основания полагать, что в 2024 году фактически нарушение требований пожарной безопасности не будет устранено.
Таким образом на протяжении пяти лет, с 2019 года по 2023 год нарушение фактически не устранено, не предприняты существенные меры по включению в программу финансирования ремонта, чем продолжает создаваться реальная угроза безопасности обучающихся.
Учитывая изложенное в совокупности, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Кемеровского муниципального округа не является отдельным юридическим лицом, является структурным подразделением администрации Кемеровского муниципального округа, в связи с чем, к данному ответчику требования не могут рассматриваться и быть удовлетворены.
Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела, объема действий, которые ответчики должны произвести для устранения нарушений безопасности несовершеннолетних, суд полагает срок, указанный в исковом заявлении достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кемеровского района к МБУ ДО «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа», администрации Кемеровского муниципального округа о понуждении к совершению действий, удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Кемеровского муниципального округа обязанность в срок до 01.02.2024 года профинансировать расходы, необходимые для устранения Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» на объекте, расположенном по <адрес>, нарушений требований пожарной безопасности, а именно: привести ширину маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа, в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №70 Кемеровского муниципального округа» обязанность провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по <адрес>, а именно: привести ширину маршей и площадки внутренней лестничной клетки, предназначенной для эвакуации людей со 2-го этажа, в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности, в срок до 31.08.2024 года.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд Кемеровской области.
Решение принято в окончательной форме 04.10.2023 года.
Председательствующий: