Дело № 2-1266/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск 18 мая 2017 года
Норильский городской суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
при секретаре судебного заседания Чумаковой Е.В.,
с участием истицы ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Норильске Красноярского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, о возложении обязанности включения периодов работы в специальный трудовой стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Норильск Красноярского края (Далее - УПФ РФ (ГУ) в г.Норильске) о признании права на досрочную пенсию по старости. Свои требования мотивировала тем, что с 21.08.1987г. по 10.08.1990г. (02 года 11 месяцев 20 дней) работала в должности учителя, старшей пионерской вожатой в Восточной восьмилетней школе Бийского района. 01.09.1990г. она была уволена в связи с поступлением в Бийский государственный педагогический институт. С 01.09.1990г. по 29.05.1995г. (04 года 08 месяцев 29 дней) она проходила обучение в Бийском государственном педагогическом институте. 15.08. 1995г. была отчислена с института с присвоением квалификации учитель изобразительного искусства и черчения и МХК. С 16.08.1995г. по 14.03.1996г. (06 месяцев 29 дней) — она работала в должности воспитателя группы продленного дня в Ситниковской средней общеобразовательной школе Баевского района Алтайского края. С 02.10.1997г. по 17.09.1999г. (01 год 11 месяцев 16 дней) работала в должности преподавателя, учителя в Средней школе №29 г.Норильска. С 18.09.1999г. по 21.08.2002; с 04.09.2003 по 31.03.2004г.; с 02.04.2004 по 29.08.2013, с 08.09.2013 по 21.03.2016г.; 23.03.2016г.; с 25.03.2016 г. по 09.10.2016г. (16 лет) работала — в должности учителя в МБОУ «Средняя школа №9» г. Норильска. Итого продолжительность стажа в календарном исчислении дающего права на пенсию в связи с педагогической деятельностью на 10 октября 2016г. составила более 25 лет. Указанная работа предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013г. за № 400-ФЗ. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей...» в дальнейшем «Правила», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. за № 781.
Наличие необходимого трудового стажа согласно пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013г. за № 400-ФЗ позволило истице обратиться в установленном порядке к ответчику 10.10.2016г. с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях, как лицу не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.
Решением от 16 января 2017г. ей было отказано в назначении пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ за № 400- ФЗ в связи с отсутствием права на досрочное назначение пенсии, так как, по мнению ответчика, продолжительность льготного стажа составила 21 год 06 месяцев 06 дней. Данное решение считает незаконным. Просит Признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных условиях, на основании подпункта 19 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. за № 400 - ФЗ "О страховых пенсиях» с 10 октября 2016г., обязать ответчика включить в педагогический стаж период работы: с 01.09.1990 г. по 29.05.1995г. (4 года 08 месяцев 29 дней) обучение в Бийском государственном педагогическом институте и назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 п.1 и ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения за назначением пенсии – с 10 октября 2016 года.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Считает, что ей незаконно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. № 20-0 указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового урегулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Полагает, что поскольку её обучению непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, имеются все основания для включения в специальный педагогический стаж периоды учебы с 01.09.1990г. по 29.05.1995 г. в Бийском государственном педагогическом институте. Полагает, что данный период дробить нельзя, в связи с тем, что в соответствии с приведенным Положением от 17 декабря 1959 г. включению в педагогический стаж подлежит все время обучения в высшем учебном заведении, а не его часть. На момент обращения за назначением пенсии она выработала более 2/3 специального стажа педагогической деятельности. При указанных обстоятельствах полагает, что ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 19 пункта ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400- ФЗ.
Представитель ответчика - Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации – ФИО2, действующая на основании доверенности, представленной в деле, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что на основании документов, имеющихся в распоряжении Комиссии УПФР в г.Норильске Красноярского края по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц, 16.01.2017 года было вынесено решение УПФР в г.Норильске № 735967/16, которым ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности 25 лет, поскольку стаж на 10.10.2016г. составил 21 год 06 месяцев 06 дней. Не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ спорный период с 01.09.1990 по 29.05.1995 04 года 8 месяцев 29 дней) – учеба в Бийском государственном педагогическом институте. Поскольку нормами Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»), действовавшего до 01.10.1993 года. Предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В связи с тем, что обучение ФИО1 было окончено после 01.10.1993 года. А включение в специальный стаж периодов обучения в педагогических учебных заведениях возможно только в случае, если обучение было окончено и трудовая деятельность непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за окончанием обучения, спорный период с 01.09.1990 по 29.05.1995 не подлежит зачету и стаж на соответствующих видах работ. Решение государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Норильске Красноярского края № 735967/16 от 16.01.2017 года законно и обоснованно, потому как на дату подачи заявления отсутствовал требуемый специальный стаж 25 лет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев предусмотренных п.п.5.6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлялось лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На момент поступления истицы в учебное заведение действовал Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию.
Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении страховой по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Пунктом вышеуказанных правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в специальный трудовой стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. А также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков. Включая ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, предоставляемые в связи с обучением, не относятся к категории ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, поэтому в стаж работы. Дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включаются. Отпуска без сохранения заработной платы, курсы с отрывом от производства, периоды отстранения от работы, обучения, простоя ( как по вине работодателя, так и по вине работника) не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Из материалов дела видно, что 10.10.2016 г. ФИО1 обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Норильске Красноярского края с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением пенсионного органа № от 16.01.2016 г. истице было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего специального стажа. На день обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж истца составлял 21 год 06 месяцев 06 дней. Не включен в специальный стаж период обучения в Бийском государственном педагогическом институте с 01.09.1990 г. по 29.05.1995 г.
Судом установлено, что ФИО1 (до вступления в брак – А) С.В. работала с 21.08.1987г. по 10.08.1990г. в Восточной восьмилетней школе Бийского района в должности учителя, старшей пионерской вожатой, с 01.09.1990 г. по 29.05.1995 г. проходила обучение по очной форме в Бийском государственном педагогическом институте, с 16.08.1995 г. по 14.03.1996 г. работала в должности воспитателя группы продленного дня в Ситниковской средней общеобразовательной школе Баевского района Алтайского края.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке ФИО1, а также копией диплома № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ФИО1 квалификации учитель изобразительного искусства, черчения и МХК.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Следовательно, для расчета стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.
Как было указано выше, условия, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, соблюдены.
В то же время, поскольку указанное Положение утратило силу с 01 октября 1993 года, правовые основания для включения в специальный стаж истца периода учебы с указанной даты по день окончания учебного заведения отсутствуют.
Учитывая указанные выше нормы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований относительно зачета в специальный стаж период обучения в Смоленском государственном педагогическом институте с 01.09.1991 г. по 30.09.1993 г., то есть до даты утраты действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью – 10.10.2016 года, стаж ее работы с учетом включенного в специальный стаж спорного периода с 01.09.1990 г. по 30.09.1993 г. составляет менее 25 лет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности (ст. 67 ГПК РФ), суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Выводы суда кроме пояснений участников процесса подтверждаются материалами дела, исследованными судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Норильске Красноярского края – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Норильске Красноярского края включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения в Бийском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1990 года по 30 сентября 1993 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Норильске Красноярского края в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.Г. Крамаровская
Мотивированное решение составлено 19 мая 2017 года.