Дело № 2-1266/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2014 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Новиковой В.В.
При секретаре Понькиной К.Н.,
С участием представителя заявителя ФИО1, помощника прокурора Колесникова А.А., представителя заинтересованного лица ФИО2
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Конаковского района, заинтересованные лица Конаковский межрайонный прокурор, Собрание депутатов Конаковского района о приостановлении действия требования Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, о признании незаконным требования Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №,
установил:
Заявитель, уточнив требования, просит суд приостановить действие требования Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № на внесение изменений в пункта 2.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район» до вступления в силу решения суда по рассмотрению заявления. Признать незаконным требование Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № на внесение изменений в пункта 2.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район» с момента вынесения.
В обоснование заявления указывают, ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступило требование Конаковского межрайонного прокурора в части изменения пункта 2.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район». В качестве обоснования незаконности Положения прокуратурой указывается на содержание коррупциогенного фактора, направленного на отказ от конкурентных (аукционных) процедур. Заявитель с указанным требованием не согласны, считает его необоснованным.
Со стороны заявителя при подготовке документов, выносимых на утверждение Собрания депутатов Конаковского района полностью исполнена процедура подготовки документов, в т.ч. и предоставления с целью исключения незаконности принятия решения Собранием в прокуратуру для дачи заключения законности подготовленного проекта. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание сессии, на которой присутствовал и Конаковский межрайонный прокурор. Никаких замечаний не прозвучало. Процедура согласования документа исполнена полностью и никаких замечаний не последовало. Положение утверждено Собранием депутатов Конаковского района. Считают, что ими полностью исполнена ст. 34 п.1 Земельного кодекса РФ и принятый порядок не противоречит её нормам, потому доводы прокурора считают необоснованными. Решение собрания депутатов Конаковского районо принято в рамках исполненной процедуры и в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок, и прокурор в пределах своих полномочий может возбуждать производство по делу об административном правонарушении, просят приостановить действие требования прокурора до вступления решения суда в законную силу.
Заявитель в лице представителя по доверенности ФИО1 заявление полностью поддержала и просила его удовлетворить, дополнительно сообщает, что прокурором неверно указан пункт Положения, который он считает коррупциогенным, кроме того, в соответствии с Уставом Конаковского района Администрация Конаковского района является исполнительным органом местного самоуправления и не наделена полномочиями нормотворчества.
Заинтересованное лицо Конаковский межрайонный прокурор в лице помощника прокурора Колесникова А.А. с позицией заявителя не соглашается, указывая, что прокурор не настаивает на незаконности принятого Положения, указывает на элемент коррупциогенности в части установления срока приёма заявлений, что лишает неопределённого круга лиц ввиду ограниченного срока вовремя подать заявление, потому и предлагается увеличить срок до 30 дней, как установлено при проведении торгов в Земельном кодексе РФ. Считает, что ограниченный срок ведёт к исключению выставления на торги вопрос предоставления земельных участков. При этом просит исправить техническую ошибку в номере пункта Положения на 3.1.2. С позицией заявителя об отсутствии у администрации полномочий на внесение изменений в решение Собрания депутатов согласен. Считает, что внесение изменений в документы возможно на любой стадии их реализации.
Заинтересованное лицо Собрание депутатов Конаковского района в лице ФИО2 с требованием прокурора не соглашаются, указывая, что заявления публикуются не только в средствах массовой информации, но и на официальном сайте, где каждый, независимо от местоположения может ознакомится в случае возникновения такого интереса. Срок 10 дней считают обоснованным, который применяется уже длительное время при предоставлении земельных участков для других видов пользования и срок не вызывал никаких сомнений. Просит суд учитывать, что прокурором в требовании неверно указан пункт Положения, который он считает коррупциогенным, отсутствие полномочий у Администрации Конаковского района на внесение изменений в решения Собрания депутатов, которая может только выходить с инициативой и предложениями.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2,3 ст. 9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
По смыслу приведенных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе требование прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 9.1 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При этом заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора в порядке главы 25 ГПК РФ, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан. Заявление подлежит рассмотрению.
Из материалов дела следует решением Собрания депутатов Конаковского района ДД.ММ.ГГГГ за № утверждено Положение «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район» Тверской области» (далее Положение) (л.д.9-12). Согласно Пункта 3.1.2 указанного Положения граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, в течение десяти дней со дня опубликования информации о наличии прошедших государственный кадастровый учёт земельных участках подают в Администрацию Конаковского района заявления с приложением.
ДД.ММ.ГГГГ за № Конаковским межрайонным прокурором Главе Конаковского района ФИО6 принесено требование на изменение пункта 2.1.2 Положения, которым указывается, что п.3.2.1 Положения несёт коррупциогенность по смысловому и фактическому содержания, поскольку установление срока подачи заявлений в десять дней противоречит ч.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ в части нарушения принципа эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, что ведёт к ограничению круга лиц, имеющих реальную возможность подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления и влечёт к выделению земельных участков без проведения конкурсных процедур, поскольку при подаче одного заявления, как указано в Положении, Администрация в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка. Прокурор требует внести изменения в п. 2.1.2 Положения, установив тридцатидневный срок подачи заявлений. Требование подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Собрания депутатов Конаковского района. (л.д.17,18).
Согласно представленного требования прокурор обязывает Главу Конаковского района внести изменения в п.2.1.2 указанного Положения, тогда как фактически, пункта 2.1.2, на который указывает прокурор в Положении не существует. Принимая, что допущена техническая ошибка, сторона заявителя ссылается на то, что требование подлежало изменению, либо отзыву для его исправления. С указанной позицией суд соглашается, поскольку согласно п.9.1 Закона РФ «О прокуратуре РФ» должностное лицо обязано исполнить требование, содержащееся в его обязательной части и не имеет права на внесение собственных технических исправлений. С допущенной ошибкой в судебном заседании прокурор согласился.
Согласно ст. 20 Устава муниципального образования «Конаковский район Тверской области» Глава Конаковского района входит в структуру органа местного самоуправления. И является председателем представительного органа муниципального образования - Собрания депутатов Конаковского района (ч.1 ст. 26 Устава). Полномочия Главы Конаковского района определены ст. 27 Устава, в силу п.1 ч.2 которой вправе предлагать в повестку дня вопросы, проекты решений, поправки, заключения, предложения к проектам решений на любой стадии их рассмотрения (л.д.30-32).
Из содержания указанных норм Устава следует, что Глава Конаковского района не обладает правом непосредственного внесения изменений в решения Собраний депутатов, в силу Устава он наделён полномочиями предложением о внесении указанных изменений в уже утвержденное и действующее решение.
Поскольку прокурор наделён правом требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа его устранения, то текст требования читается буквально и не подлежит самостоятельной трактовки и дополнениям. Ввиду того, что вынесении требования прокурором допущена техническая ошибка в пункте Положения, подлежащем его изменению, а также не соблюдена процедура внесения изменений в решение Собрания депутатов в требующей части, заявление подлежит удовлетворению.
Поскольку за неисполнение требования прокурора предусмотрена административная ответственность, то до вступления решения суда в законную силу, действие требования необходимо приостановить.
Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ суд
решил:
Заявление Администрации Конаковского района удовлетворить.
Приостановить действие требования Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № на внесение изменений в пункта 2.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район» до вступления в законную силу настоящего решения суда.
Признать незаконным требование Конаковского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № на внесение изменений в пункта 2.1.2 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, в МО «Конаковский район» с момента вынесения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательном виде
Председательствующий В.В.Новикова
В окончательной форме решение суда изготовлено 13 июля 2014 года.
Председательствующий В.В.Новикова