Дело № 2-1266/2022
55RS0007-01-2022-001197-96
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 28 июня 2022
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при помощнике судьи Курмазовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению В.Л.П. к ППК "Фонд развития территорий", Правительству Омской области о признании незаконным бездействия в части неподачи ходатайства, возложении обязанности по направлению ходатайства, принятию решения,
Установил:
В.Л.П. обратилась в суд с названным иском, в обоснование указав, что является участником строительства , в соответствии с заключенным с ЖСК "Центральный-2" ДД.ММ.ГГГГ договором приема паевого взноса и обеспечения жилым помещением №. ЖСК самостоятельно возведение дома не осуществляло, для исполнения обязательств привлекло ООО "Регион", которое явилось застройщиком многоквартирного дома и до настоящего момента обязательство не исполнило. Указанные обстоятельства были установлены в деле А46-6214/2017 о банкротстве ООО "Регион". ДД.ММ.ГГГГ требование В.Л.П. о передаче жилого помещения включенного в реестр требований ООО "Регион". Поручением Президента Пр-1520 от 3 августа 2016г. и Распоряжения Правительства РФ №1063-Р от 26 мая 2017 для решения проблем пострадавших граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены поручено: высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации утвердить региональные планы-графики; Минстрою России поручено проводить мониторинг исполнения утвержденных региональных планов-графиков и ежеквартально, представлять в Правительство России доклад о ходе их реализации. Губернатором Омской области с 2017 года неоднократно подписываются планы-графики с постоянным изменением сроков восстановления прав граждан чьи средства привлекались для строительства многоквартирного дома . До июля 2019 года планы-графики содержали меры уровня субъекта РФ. Федеральное законодательство не регламентировало порядок восстановления прав граждан чьи средства привлекались для строительства многоквартирных домов. 27.06.2019 с целью регламентации механизма защиты, а также восстановления прав пострадавших граждан, принят закон, внесший поправки в Федеральный закон от 29.07.2017 №218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (далее Закон №218). С 1 января 2022 года наименования "публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" и публично правовая компания "Фонд развития территории" считаются равнозначными. 19.07.2019 определением АС Омской области в отношении ООО "Регион" введено конкурсное производство. Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве. В соответствии с Законом №218-ФЗ Фонд не позднее 29.07.2020 обязан был принять решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 ст. 13.1 названного закона мероприятий в отношении . В свою очередь Губернатор Омской области обязан был направить в установленный срок ходатайство и заключить соглашение с Фондом. Отсутствие решения по восстановлению прав граждан чьи денежные средства привлекались для строительства многоквартирного дома, в соответствии с установленным законодательством срока, приводит к нарушению принципа правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Просит признать незаконным бездействие Правительства Омской области в части неподачи ходатайства о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного , включенного в единый реестр проблемных объектов в адрес ППК "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" и незаключении соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда;
Признать незаконным бездействие ППК "Фонд развития территории" в части непринятия решения о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства , застройщиком которого является признанное банкротом ООО "Регион";
Обязать Правительство Омской области направить ходатайство о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства указанного дома в адрес ППК "Фонд развития территории", в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу;
Обязать ППК "Фонд развития территории" в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять решение о финансировании или нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства , застройщиком которого является признанное банкротом ООО "Регион".
В ходе судебного разбирательства представитель истца, действующий на основании доверенности, Г.Е.С. требование о возложении на Правительство Омской области обязанности по направлению ходатайства о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства указанного дома в адрес ППК "Фонд развития территории" не поддержал в связи с исполнением ответчиком данного требования. В остальной части настаивал на удовлетворении исковых требований.
В итоговом судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Истец В.Л.П. не участвовала в судебном заседании, о слушании дела уведомлена.
Представитель ответчика Правительства Омской области, действующая на основании доверенности М.Т.Н. иск не признала, по доводам изложенным в письменном отзыве (л.д. 60). Пояснила, что 22.03.2022г. Правительством Омской области в соответствии с пунктом 8 Правил направлено в Фонд ходатайство о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства включенного в ЕРПО. Согласно ответу Фонда плановый срок принятии решения наблюдательным советом третий квартал 2022 года.
Представитель ответчика ППК "Фонд развития территорий", действующий на основании доверенности, Д.Ю.Ю. представил письменные возражения на исковые требования, участия в судебном заседании не принимал, уведомлен о слушании дела (л.д.87). В возражениях указал, что в отношении застройщика ООО "Регион" возбуждено дело о банкротстве №А46-6214/2017. Застройщик ООО "Регион" включен в единый реестр проблемных объектов Омской области. 24.03.2022г. получено обращение Губернатора Омской области о применении механизмов Фонда. В настоящее врем объект расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, находится на рассмотрении Фонда. Срок принятия решения Наблюдательным советом – 2022 год. Данная информация является открытой и размещена на сайте Фонда. По состоянию на 03.04.2022г. Наблюдательным советом Фонда не принималось решение о выплате возмещения гражданам, заключившим договоры участия в строительстве/долевом строительстве с застройщиком ООО "Регион", в связи с чем требования о выплате возмещения к Фонду преждевременно.
Иные лица участия в судебном заседании не принимали, о слушании дела уведомлены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ) в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд).
Пунктом 1 статьи 201.8.1 Закона о банкротстве предусмотрено, что мероприятия по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства, могут осуществляться за счет средств Фонда.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2019 N 1192 утверждены Правила принятия решения Фондом о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства (далее - Правила N 1192).
Из материалов дела следует, что В.Л.П. является участником строительства административном округ г.Омска на основании договора от 20 апреля 2012 года с ЖСК "Центральный-2". (л.д.12-16).
Застройщиком дома являлось ООО "Регион" на основании заключенного 01.02.2010г. договора об инвестиционной деятельности между ЖСК "Центральный-2" и ООО "Регион", в соответствии с которым ЖСК "Центральный-2" передавало Застройщику денежные средства для осуществления строительства .
06.06.2017 определением Арбитражного суда Омской области в отношении ООО "Регион" возбуждено дело о признании его (несостоятельным) банкротом, введена процедура наблюдения.
19.07.2017 определение Арбитражного суда Омской области к ООО "Регион" применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников- юридических лиц" Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которым определены порядок и условия передачи объекта незавершенного строительства или погашение требований участников строительства путем передачи им жилых помещений.
15.07.2019 решением Арбитражного суда Омской области ООО "Регион" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Е.В.П.(л.д.44).
Определением Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 требования В.Л.П. о передаче жилого помещения в включено в реестр требований ООО "Регион".(л.д.17).
Согласно сведениям, представленным в Единой информационной системе жилищного строительства, 1-й этап включен в Единый реестр проблемных объектов.
Таким образом, восстановление прав граждан – участников строительства 1-го этапа возможно с помощью процедур, предусмотренных Федеральным законом №218-ФЗ, в том числе в виде выплаты компенсации.
02.12.2019г. Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области ФИО1 в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ В.Л.Мутко было направлено письмо с просьбой согласовать включение Омской области в перечень субъектов, на территории которых реализуется механизм Фонда с приложением перечня проблемных объектов включенный в единый реестра проблемных объектов, в том числе до №. (л.д.122).
03.02.2019г. Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области ФИО1 в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 было направлено письмо с аналогичной просьбой (л.д. 129).
06.03.2020г. Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области ФИО1 в адрес Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО2 было направлено письмо с просьбой согласовать включение Омской области в приоритетный перечень субъектов, на территории которых реализуется механизм Фонда, в том числе по дому №. (л.д.140).
19.06.2020 было заключено соглашение между Правительством Омской области и Фондом, о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса Омской области в имущество Фонда.
12.10.2020 года Правительством Омской области направлено ходатайство заместителю Председателя Правительства РФ ФИО2 о необходимости восстановления прав граждан – участников строительства 1-го этапа совместно с участниками строительства 2-го этапа . Также Правительство Омской области выразило готовность осуществить софинансирование мероприятий по восстановлению прав граждан – участников строительства .(л.д.147).
По результатам рассмотрения ходатайства Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с Фондом 28 октября 2020 года был предоставлен ответ, согласно которому по 1-му этапу на основании Федерального закона №218-ФЗ будут применены механизмы Фонда, а в отношении 2-го этапа № применение механизмов Фонда невозможно, ввиду отсутствия разрешении на строительство. (л.д.150).
Из пояснений представителя Правительства Омской области следует, что в целях защиты прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства домов, в отношении которых невозможно применение механизмов Фонда (в том числе при отсутствии разрешения на строительство), в Омской области разрабатывался нормативно-правовой механизм восстановления прав указанных граждан. Таким правовым механизмом стали положения Закона Омской области от 16 июля 2015 года №1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" предусматривающий предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков инвестору-застройщику, взявшему на себя обязательства по осуществлению масштабного инвестиционного проекта по строительству многоквартирных домов.
В рамках реализации Закона №1772-ОЗ, решение проблем граждан – участников строительства 2-го этапа возможно с помощью предоставления гражданам жилых помещений в новых домах.
Из ответа Министерства строительства Омской области (л.д.154) следует, что 2-й этап включен в план-график "По осуществлению мер по решению проблем граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области", утвержденный 28 марта 2022 года Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области ФИО1, форма которого утверждена постановлением Правительства Омской области от 4 августа 2021 года №316-п в соответствии с пунктом 3 статьи4 Закона №1772-ОЗ.
Постановлением Правительства Омской области от 23 июня 2021г. №250-п утверждены порядки формирования и применения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Омской области (далее – Реестр).
По состоянию на июнь 2022г. в Реестр включено 422 гражданина, из них 114 граждан – участников строительства 2-го этапа .
22.03.2022 на основании п.8 Правил №1192 Правительством Омской области направлено в ППК "Фонд развития территорий" ходатайство о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства 1-го этапа , включенного в ЕРПО.
1-ый этап был включен в дополнительное соглашение от 14 апреля 2022 года №6 к соглашению от 19 июня 2020 г. №ФЗП-28/260-20, заключенного между Правительством Омской области и Фондом, о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса Омской области в имущество Фонда.
Фондом у конкурсного управляющего застройщика Е.В.П. запрошены документы, необходимые для рассмотрения 1-го этапа на заседании наблюдательного совета Фонда. (л.д.154-157).
Таким образом, Правительством Омской области с декабря 2019 года предпринимались меры по защите и восстановлению прав граждан-участников строительства МКД №, в том числе В.Л.П., предусмотренные законодательством.
Как следует из ответа Министерства строительства Омской области направление ходатайства в адрес Фонда о восстановлении прав граждан – участников 1-го этапа до того, как граждане 2-го этапа включились в Реестр, являлось нецелесообразным. Это связано с тем, что при направлении ходатайства, после вынесения решения наблюдательным советом Фонда о восстановлении прав граждан в виде выплаты возмещения, в соответствии со ст. 201.15-2-2 Федерального закона №217-ФЗ в течении 60 дней Фонд вступает в дело о банкротстве застройщика и получает права застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями. Гражданам – участникам 2-го этапа необходим было включиться в Реестр до передачи прав застройщика Фонду, чтобы подтвердить свои права на получение жилья согласно критериям Реестра.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействие Правительства Омской области в части неподачи ходатайства о восстановлении прав граждан-участников строительства МКД № в ППК "Фонд развития территорий", а также возложении обязанности о направлении указанного ходатайства.
Как установлено в пункте 5 Правил №1192 Фонд принимает решение о финансировании на основании: а) информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; б) документов, полученных Фондом от застройщика в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона; в) документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в соответствии с пунктом 2.3.1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсным управляющим; г) иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения.
В силу пункта 9 Правил №1192 решение о финансировании принимается на основании заключенного с субъектом Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации по типовой форме согласно приложению и при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно пункту 10 Правил принятие Фондом решения о финансировании возможно, если: а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства; б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества застройщика; в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства); г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, и размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил; д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями; е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом; ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат).
Указанное решение принимается наблюдательным советом Фонда на основании ходатайства жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, которому в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" были переданы права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, ходатайства субъекта Российской Федерации о предоставлении финансирования и осуществлении мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, и заключенного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил соглашения с субъектом Российской Федерации. Предусмотренное настоящим пунктом решение о финансировании принимается без учета условий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, за исключением предусмотренного подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил условия об определении степени готовности объектов незавершенного строительства и размера денежных средств и сроков, необходимых для завершения строительства указанных объектов.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что вопрос о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ, может быть рассмотрен Фондом только при наличии ходатайства субъекта Российской Федерации, подлежащего рассмотрению Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению решение Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (пункт 8 Правил); отдельное решение Правительства Российской Федерации, либо заключение Фондом соглашения с субъектом Российской Федерации, в котором определен предельный объем финансирования из регионального и федерального бюджетов (пп. 7 и 9 Правил), а также выполнение мероприятий, указанных в пункте 10 Правил.
Таким образом, доводы иска о том, что Фонд не позднее 29.07.2020г. обязан был принять решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования, суд отклоняет.
Из письменных пояснений представителя Фонда следует, что 24.03.2022г. Фондом получено обращение Губернатора Омской области по дому № о применении механизмов Фонда.
Согласно информации размещенной на официальном сайте ППК "Фонд развития территорий" Фондом ведется подготовка объекта к рассмотрению Наблюдательным советом. Плановая дата 30.09.2022г.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства требования истца о возложении на Фонд обязанности по принятию решения преждевременны, оснований для удовлетворения искового заявления нет.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление В.Л.П. к ППК "Фонд развития территорий", Правительству Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по направлению ходатайства, принятию решения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.С.Марченко
Мотивированное решение изготовлено 5 июля 2022г.