ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12672/2015 от 13.01.2016 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

Дело №2-679/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи - Лемякиной В.М.

При секретаре - Давыдовой А.А.

С участием истца - Горшениной Т.В.,

представителя ответчика – Данилова Ф.Ф., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по иску Горшениной Т. В. к аппарату Губернатора Волгоградской области о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации морального вреда

у с т а н о в и л :

Истец обратилась с настоящими требованиями в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-р она была принята для прохождения государственной гражданской службы Волгоградской области в отдел анализа муниципальных нормативных правовых актов государственно-правового управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области в должности консультанта. С ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» была переведена на должность консультанта отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов государственно-правового управления аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области.

Повышение квалификации осуществляется не реже одного раза в три года.

Однако, за весь период нахождения истца на государственной гражданской службе Волгоградской области в указанных должностях (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) в отношении нее не было организовано дополнительное профессиональное образование. Руководителем соответствующего органа по управлению государственной службой согласовывались индивидуальные планы профессионального развития (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), которые предусматривали прохождение курсов повышение квалификации. Однако, истец не была направлена на повышение квалификации.

В то же время, другие сотрудники государственно-правового управления аппарата Губернатора и отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов, на повышение квалификации направляются систематически.

Истец полагает, что нарушение ответчиком ее права на обязательное повышение квалификации за счет средств областного бюджета является дискриминацией в сфере труда. Соответствующее неправомерное бездействие ответчика привело к отсутствию у истца повышения квалификации, что отрицательно сказалось на ее профессиональной деятельности, снижении профессиональной самооценки, имело место нарушение психологического благополучия, чем истцу был причинен моральный вред.

В связи с этим истец просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении в отношении нее обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» по организации и проведению дополнительного профессионального образования, в части не направления на повышение квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение права на обязательное повышение квалификации за счет средств областного бюджета, в размере ...

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что не настаивает на возложении на ответчика обязанности направить ее на повышение квалификации, поскольку не намерена длительное время находиться на государственной гражданской службе Волгоградской области. Полагает, что ею не пропущен срок обращения с настоящими требованиями, поскольку до настоящего времени находится на государственной гражданской службе и у ответчика сохраняется перед ней обязанность по направлению на повышение квалификации.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поскольку истцом пропущен срок обращения с требованиями об оспаривании бездействия ответчика в рамках индивидуального плана профессионального развития сроком на три года за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальный план профессионального развития от ДД.ММ.ГГГГ составлен на следующие три года и предусматривает направление истца на повышение квалификации в 2017 году. Следовательно, срок направления не наступил, нарушений со стороны ответчика на настоящее время не допущено. Кроме того, полагает, что направление сотрудников на повышение квалификации является правом, а не обязанностью ответчика. Государственный гражданский служащий обязан самостоятельно поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей. Повышение квалификации связано с объемами финансирования на указанные цели. В 2015 году дополнительное профессиональное образование не проводилось в связи с сокращением объемом финансирования. Кроме того, выбранная истцом тема повышения квалификации не является на настоящее время приоритетной. Причинение морального вреда в результате действий (бездействия) ответчика истцом не доказано.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, часть 4) граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5 статья 2 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, - гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

На основании ч. 3 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.

Из ч. 5 ст. 62 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

На основании ч. 17 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, при отказе гражданского служащего от повышения квалификации представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с Законом N 79-ФЗ.

В соответствии с п. 17 Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 362 (далее - Требования), повышением квалификации гражданских служащих являются обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В ходе судебного разбирательства уставлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...Горшенина Т.В. была принята для прохождения государственной гражданской службы Волгоградской области в отдел анализа муниципальных нормативных правовых актов государственно-правового управления аппарата Главы Администрации Волгоградской области в должности консультанта. С ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» была переведена на должность консультанта отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов государственно-правового управления аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области.

При этом за период с декабря 2008 года по день рассмотрения иска, а именно январь 2016 года истец не была направлена на повышение квалификации.

Вместе с тем в соответствии с Положением о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденным Указом президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., Горшенина Т.В. составляла индивидуальные планы профессионального развития государственного гражданского служащего Волгоградской области на период 2012-2015 годы который предусматривал повышение квалификации в 2013-2014 годах на тему «Государственная конкурентная политика», а также на 2015-2017 года, который также предусматривает повышение квантификации в 2017 году.

Индивидуальные планы согласованы и утверждены руководителем истца.

Согласно ч. 17 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, -Федеральные законы, иные нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Поскольку срок для обращения в суд за рассмотрением служебного спора в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, не урегулирован, суд при разрешении спора руководствовался положениями ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

Суд полагает, что истцом не пропущен установленный законом трех месячный срок для обращения с требованиями о разрешении индивидуального служебного спора, поскольку отношения между сторонами являются длящимися, истец до настоящего времени замещает должность государственного гражданского служащего Волгоградской области и обладает правом на направление на повышения квалификации. При этом срок обращения в суд не может зависеть от истечения срока действия индивидуального плана профессионального развития, поскольку истечение срока действия плана не освобождает ответчика от обязанности по направлению сотрудника на повышение квалификации.

Согласно п. 10 Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., - организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа на дополнительное профессиональное образование.

Государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Согласно п. 2. Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№..., - руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования и организацией дополнительного профессионального образования (далее - образовательная организация), государственным органом или иной организацией, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку или повышение квалификации, обеспечиваются необходимые условия для освоения указанными служащими дополнительных профессиональных программ.

Оценивая доводы стороны, суд приходит к выводу о том, что направление государственного гражданского служащего на повышение квалификации не реже одного раза в три года является обязанностью ответчика, поскольку повышение квалификации государственного гражданского служащего прямо предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ. Работодатель организовывает, оплачивает за счет средств бюджета субъекта РФ и направляет сотрудников на повышение квалификации. При этом сотрудник, а в данном случае государственный гражданский служащий, не наделен полномочиями и не обладает возможностью самостоятельно организовать для себя повышение квалификации в организации дополнительного профессионального образования.

Учитывая, что истец является государственным гражданским служащим Волгоградской области более шести лет, в отношении нее дважды должно было быть организовано повышение квалификации.

Данные мероприятия организованы не были без каких-либо законных на то оснований.

Следовательно, доводы ответчика о том, что срок исполнения обязательств не настал в связи с запланированным повышением квалификации на 2017 год, являются не состоятельными.

Также суд полагает, что не могло являться основанием к не направлению истца на повышение квалификации не приоритетность выбранной ею темы, поскольку тема обучения была согласована и утверждена руководителем истца. При этом тема повышения квалификации не является обязательной и может быть заменена на любую другую приоритетную на момент направление на курсы с учетом профиля работы истца.

Отсутствие финансирования на организацию повышения квалификации сотрудников аппарата Губернатора Волгоградской области подтверждено ответчиком только за 2015 год. При этом ответчиком не оспаривается, что в иные заявленные истцом периоды финансирование на данные цели осуществлялось и другие государственные гражданские служащие Волгоградской области на повышение квалификации направлялись.

Доводы ответчика в ходе судебного разбирательства не состоятельны. Исследованные доказательства свидетельствуют о допущенном ответчиком нарушении права истца на повышение квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, номами трудового законодательства, а также Федеральным законом № 79-ФЗ не предусмотрен способ защиты нарушенного права при разращении индивидуального служебного спора в форме признания незаконным бездействия работодателя. При этом истец, обращаясь с настоящими требованиями, просит признать незаконным бездействие ответчика, но не заявляет требований направленных на восстановление нарушенного права, в частности о возложении обязанности направить ее на повышение квалификации. Следовательно, требования о признании бездействия ответчика незаконным удовлетворению не подлежит.

Истцом заявлены требования о компенсации морального вреда причиненного в результате неправомерных действий ответчика, который обосновывает нарушением психологического благополучия связанного со снижением профессиональной самооценки.

Как указывалось выше, нормы трудового законодательства РФ применяются к настоящим правоотношениям в части не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.

Согласно п. 16 ст. 70 Федерального закона № 79-ФЗ, - в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Следовательно, нормы Трудового Кодекса РФ к данной части требований применению не подлежат.

Нормами Федерального закона № 79-ФЗ специально предусмотрены случаи компенсации морального вреда при рассмотрении индивидуального служебного спора. Нарушение прав государственного гражданского служащего в части неорганизации повышения квалификации к таким случаям не относится.

При этом доказательств причинения физических или нравственных страданий в результате действий ответчика в соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, суду не предоставлено.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении требований Горшениной Т. В. к аппарату Губернатора Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по организации и проведению дополнительного профессионального образования, в части не направления на повышение квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районный суд г. Волгограда.

...

... В.М. Лемякина