24RS0033-01-2020-001323-53
№ 2-1267/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Большаковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Копотевой Д.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о назначении страховой пенсии, мотивированное следующим. Решением Управления ПФР № 533076/19 от 29 июля 2019 года ему отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием у него страхового стажа. Ответчиком в страховой стаж календарно не были засчитаны периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера: с 16 марта 1977 года по 08 июля 1977 года (Нижне-Енисейская СПК)Ю, с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года (Верхнепашинская ЛПБ) и с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года (Верхнепашинская ЛПБ), в связи с отсутствием срочного трудового договора. С данными решением он не согласен. Из трудовой книжки истца следует, что он работал в Нижне-Енисейской СПК и Верхнепашинской ЛПБ в периоды, не включенные в стаж. Продолжительность работы в указанных предприятиях свидетельствует о том, что истцом заключались договоры о работе в районах Крайнего севера на срок более 3 лет, так того требует п. 3 указа от 26 сентября 1967 года № 1908-VII Президиума Верховного Совета ССР, которым расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что в силу п. 110 Постановления Совмина ССС от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» дает право истцу на исчисление спорных периодов в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев. Кроме того, согласно ст. 95 РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в полуторном размере, что само по себе, является основанием для включения спорных периодов в льготном исчислении для определения права на пенсию. Кроме того, Пенсионным фондом не зачет в страховой стаж для назначения пенсии период прохождения военных сборов с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года. Истец считает, что страховой стаж истца для определения права на пенсию, в том числе и стаж работы в МКС составляет более 10 лет, необходимых истцу для права на пенсию. На дату обращения с заявлением о назначении пенсии ФИО1 достиг необходимого возраста, имеет необходимый продолжительности страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. ФИО1 просит признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) об отказе в установлении пенсии № 533076/19 от 29 июля 2019 года, обязать ответчика включить истцу в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы в льготном (полуторном) исчислении: с 16 марта 1977 года по 08 июля 1977 года (Нижне-Енисейская СПК), с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года (Верхнепашинская ЛПБ) и с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года (Верхнепашинская ЛПБ), обязать ответчика включить ФИО1 в страховой стаж, дающий право для назначения страховой пенсии период прохождения военных сборов с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года, обязать ответчика назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с момента обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с 16 июля 2019 года.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснил, что при личном обращении в Пенсионный фонд по поводу назначения страховой пенсии, специалист ответчика, после подсчета стажа, сообщила ему, что у него имеется требуемый страховой стаж не менее 10 лет. Однако, после сдачи документов в июле 2019 года, ему было отказано в назначении страховой пенсии по причине недостатка страхового стажа в размере менее 2 месяцев.
Представитель ответчика Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) ФИО2 (доверенность от 2 июля 2018 года) в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям. В страховой стаж истца на момент обращения в пенсионный фонд, составил 09 лет 10 месяцев 04 дня, при требуемом – не менее 10 лет. В указанный стаж в календарном порядке зачтены периоды работы истца: - с 16 марта 1977 года по 08 июля 1977 года (00 лет 03 месяца 23 дня) – Нижне-Енисейская СПК; - с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года (03 года 11 месяцев 26 дней) – Верхнепашинская ЛПБ; - с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года (02 года 09 месяцев 23 дня) – Верхнепашинская ЛПБ. Согласно п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитываяется в стаж в полуторном размере, при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». В соответствии с п. «д» ст. 5 Указа Президума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960 года работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитываются за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственности инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах. Юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, являются обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к таким районам. В соответствии с п.п. 7,8 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/п-28, трудовые договоры на определенный срок (три или два года), заключаются министерствами, ведомствами, центральными учреждениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Трудовые договоры могут заключаться со всеми рабочими и служащими, прибывшими на работу в районы Крайнего Севера, и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других районов страны. Трудовые договоры заключаются в письменной форме в двух экземплярах, при чем один экземпляр выдается работнику. В договорах, в частности, указывается: дата и место заключения договора; наименование сторон; срок действия договора; должность или работа, для выполнения которой приглашается работник; должностной оклад или тарифная ставка; льготы, предоставляемые работнику, а также место постоянного жительства. Вместе с тем, срочные трудовые договоры истцом не представлены. Трудовая книжка также не содержит сведений о приеме его на работу в спорные периоды на основании срочных трудовых договоров. Напротив, трудовая книжка истца подтверждает, что его увольнение 08 июля 1977 года из Нижне-Енисейской СПК и увольнение 18 августа 1993 года из Енисейского лесоперевалочного комбината, именуемого ранее Верхнепашинская ЛПБ, период работы в которой с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года истец просит включить в стаж в льготном исчислении, произведено на основании ст. 31 ранее действующего КЗоТ, которая предусматривала расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Считают, что отсутствуют доказательства, подтверждающие право истца на предоставление льгот, установленных ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года. Кроме того, не подлежит включению в стаж период прохождения военных сборов с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами указанными в части 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичные положения содержала и ранее действовавшая норма п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей». Статья 18 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» содержит указание на периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с данным законом. В соответствии с абз. 10 п. 1 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 94 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (постановление является отсылочной нормой к ч. 1 ст. 18 вышеуказанного Федерального Закона) в выслугу лет для назначения пенсий засчитываются время пребывания на военных сборах – не ранее чем с 1993 года. Таким образом, законодатель четко определил включение военных сборов в выслугу лет (соответственно в страховой стаж) время пребывания на военных сборах, если эти сборы имели место не ранее 1 марта 1993 года. В соответствии с пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Законом СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», регулирующим вопросы прохождения службы до 01 марта 1993 года (прекратил силу на территории РФ с 1 марта 1993 года), было предусмотрено, что воинская служба состоит из действительно военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе – военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49-51, 55). По действующему до 1 марта 1993 года законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось, а, соответственно, не должно засчитываться в страховой стаж. В соответствии со ст. 78 Закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР. Засчитывается в их трудовой стаж. Считают, что законодательством, действующим в период прохождения истцом военных сборов, было предусмотрено включение в трудовой стаж только периода прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, начиная с 01 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При том необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с приложением № 6 к указанному Федеральному закону, при достижении на 2019 год возраста, указанного в нормах Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на страховую пенсию возникает не ранее, чем через 12 месяцев от момента достижения необходимого возраста.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На основании вышеизложенного, страховая пенсия истцу ФИО1, достигшему на 2019 год возраста 60 лет, может быть назначена по достижения им возраста 60 лет 06 месяцев, при одновременном наличии 10 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента 16,2.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «Страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты страховой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является получателем пенсии по инвалидности по линии уголовно-исполнительной системы ФСИН России (л.д. 31).
Решением об отказе в установлении пенсии УПФР в г. Лесосибирске Красноярского края № 533076/19 от 29 июля 2019 года ФИО1 отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием стажа по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (требуемая продолжительность менее 10 лет), имеется 09 лет 10 месяцев 04 дня (л.д. 10, 19, 20).
Согласно Приложению к решению № 533076/19 от 29 июля 2019 года, не зачтены в страховой стаж следующие периоды: с 01.09.1977 по 24.06.1982 (4 года 09 мес 24 дня – учеба); с 01.10.1979 по 01.09.1980 (00 лет 11 мес 01 день) – районный Отдел образования; с 20.01.1987 по 01.01.1989 (01 год 11 мес 12 дней) – действительная военная служба; с 30.08.1993 по 31.12.2001 (08 лет 04 мес 02 дня) – ГУФСИН России по Красноярскому краю; с 01.01.2002 по 01.10.2005 (03 года 09 мес 01 день) – ГУФСИН России по Красноярскому краю; с 01.12.2003 по 31.12.2004 (01 год 01 мес 01 день) – КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (л.д. 11-14).
Согласно указанному приложению к решению Пенсионного фонда периоды: с 16 марта 1977 года по 08 июля 1977 года – Нижне-Енисейская СПК (МКС) зачтен календарно в связи с отсутствием срочного трудового договора, с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года – Верхнепашинская ЛПБ (МКС) зачтен календарно в связи с отсутствием срочного трудового договора; с 09 марта 1989 по 31 декабря 1991 – Верхнепашинская ЛПБ (МКС) зачтен календарно, отсутствие срочного трудового договора (л.д. 12).
В тоже время, ответчик указывает в приложении, что периоды работы, по которым отсутствуют срочные трудовые договоры, имели место в районах приравненных к Крайнему Северу.
Пунктом 110 Постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (действовавшего на момент возникших правоотношений) установлено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года засчитываются в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу п. «д» ст. 5 Указа, работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, предоставляются льготы, в том числе, засчитывается один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
В соответствии с п. 3 Указа от 26 сентября 1967 года № 1908-VII Президиума Верховного Совета СССР «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ра йонам Крайнего Севера» расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, сокращена продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об утверждении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с пяти до трех лет.
Под вышеуказанные льготы, предусмотренные п. 3 Указа от 26 сентября 1967 года № 1908-VII Президиума Верховного Совета СССР, согласно трудовой книжки истца ФИО1, приложения к решению Пенсионного фонда № 533076/19 от 16 июля 2019 года подпадают периоды работы ФИО1 с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года, так как в календарном исчислении он проработал в Верхнепашинской ЛПБ (район, приравненный к районам Крайнего Севера, что не оспаривается ответчиком) 03 года 11 месяцев 26 дней, а также период работы с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года (02 года 09 месяцев 23 дня), так как впоследствии ФИО1 также работал в Верхнепашинской ЛПБ с 01 января 1992 года по 18 августа 1993 (01 год 07 месяцев 18 дней засчитан в полуторном исчислении), что свидетельствует о непрерывности трудовой деятельности в местах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие как таковых срочных трудовых договоров, датированных 20 декабря 1982 года и 09 марта 1989 года, не может служить препятствием в учете данных периодов трудовой деятельности в льготном исчислении, поскольку фактически ФИО1 в данные периоды осуществлял трудовую деятельности, имеются соответствующие записи в трудовой книжке (запись № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12), а также сведения, содержащиеся в архивных справках Муниципального казенного учреждения «Енисейский районный архив» № 133 от 03 февраля 2020 года, № 134 от 03 февраля 2020 года (л.д. 15-18 – копия трудовой книжки, л.д. 21-22 – архивная справка № 133, л.д. 23-24 – архивная справка № 134).
Довод ответчика о том, что юридически значимыми обстоятельствами, дающими основания для исчисления работнику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудового стажа в льготном порядке, является обстоятельства заключения с такими работниками трудовых договоров в зависимости от того, по какому основанию работник прибыл в районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, суд считает необоснованным, поскольку, по мнению суда, юридически значимым обстоятельством является сам факт осуществления трудовой деятельности в указанной местности в течение периода не менее трех лет.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-О от 5 ноября 2002 года указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости исчисления периодов работы: с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года - Верхнепашинская ЛПБ (район, приравненный к районам Крайнего Севера), а также с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 - Вернепашинская ЛПБ (район, приравненный к районам Крайнего Севера) года (02 года 09 месяцев 23 дня), в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года в льготном исчислении, то есть один год за один год и шесть месяцев.
Однако, на основании вышеизложенных норма права, суд не считает возможным зачесть в льготном полуторном исчислении период работы с 16 марта 1977 года по 08 июля 1977 года – Нижне-Енисейская СПК «МКС», по причине непродолжительности данного периода работы 03 месяца 23 дня и отсутствия последующего периода работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Относительно исковых требований ФИО1 о включении в страховой стаж периода прохождения военных сборов с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. п. «к» пункта 109 Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно выписки из личного дела о прохождении военных сборов от 04 февраля 2020 года № 1, выданной Федеральным казенным учреждением Военный комиссариат Красноярского края Капитан запас ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил военные сборы при войсковой части 41173 в период с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года (л.д. 32).
В период прохождения истцом военных сборов действовало Постановление Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" абзацем вторым пункта "л" части 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы.
В силу положений статьи 72 Закона СССР "О всеобщей воинской обязанности", за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохранялась за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивался средний заработок.
Положения главы 9 указанного Закона СССР устанавливали права, обязанности и ответственность военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военные сборы также включает в воинскую обязанность гражданина (статья 1), а граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (статья 37).
Согласно п. п. 27, 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обороны. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
Таким образом, суд считает, что период прохождения истцом военных сборов подлежит включению в его общий трудовой стаж.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) от 29 июля 2019 года № 533076/19 подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) от 29 июля 2019 года № 533076/19 незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) включить ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года в льготном исчислении, то есть один год за один год и шесть месяцев, периоды работы: с 20 декабря 1982 года по 15 декабря 1986 года, с 09 марта 1989 года по 31 декабря 1991 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) включить ФИО1 в общий стаж работы, период прохождения военных сборов с 26 июня 1982 года по 26 сентября 1982 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 16 июля 2019 года.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 отказать.
Мотивированное решение составлено 14 августа 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.В. Большакова