Дело № 2-1267/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Джанкой 24 июля 2017 года Джанкойский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Басовой Е. А., при секретаре Кузь Т.А, с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Джанкой гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в Джанкойском районе по Республике Крым (межрайонное) о признании незаконным решения, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, установил: 13 июня 2017 года ФИО1 обратилась в суд с иском, требования которого уточнила и поддержала в судебном заседании 24 июля 2017 года, указывает, что была членом колхоза «За мир», в ноябре 1988 года выбыла из колхоза, но окончательный расчет по итогам года получила в декабре 1988 года. Пояснила, что с 7 октября 2016 года она состоит на учете в отделе ПФ РФ в Нижнегорском районе и является получателем страховой пенсии по старости. 12 апреля 2017 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о разъяснении причин не включения в расчет для исчисления размера её пенсии суммы материального вознаграждения по итогам производственной деятельности колхоза «За мир» за 1988 год, выплаченной ей в декабре 1988 года. 2 мая 2017 года ей предоставлен ответ о том, что данные выплаты не учтены вследствие того, что они произведены после выбытия истца из колхоза, т.е. не связаны с выполнением работы. Считает такое решение незаконным, просит обязать ответчика включить в заработок для исчисления размера её пенсии полученную сумму материального вознаграждения по итогам производственной деятельности колхоза за 1988 год в размере 3483,20 руб. и произвести перерасчет пенсии с 07.10.2016 года. В судебном заседании представитель истца требования поддержала, пояснила, что оплата труда колхозников имела свои особенности и предусматривала окончательный расчет с бывшими колхозниками по окончании хозяйственного года. Поскольку с истцом, вышедшим из колхоза в ноябре 1988 года, окончательный расчет произвели в декабре 1988 года, данная сумма вошла в её доход по результатам труда за предшествовавший выходу из колхоза период, следовательно, должна быть учтена при исчислении пенсии. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, пояснила, что, поскольку в соответствии со ст. 100 закона от 20.11.1990 № 340-1 в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работ (служебных обязанностей), а с 26.11.1988 года истец, выбыв из колхоза, не выполняла в нём никакую работу и деятельность, следовательно, все выплаты, полученные нею после 25.11.1988 года нельзя отнести к тем, которые связаны с трудовой деятельностью. Кроме того, отсутствуют доказательства начисления и удержания с указанных средств страховых взносов. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2). Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36). Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий. Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2). При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами. Тем самым действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан не предполагает возможности конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал без учета их среднемесячного заработка. Такой подход обусловлен правовой природой трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (абзац второй статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пункт 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Исходя из этого трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии. Действовавшее до 1 января 2002 года правовое регулирование предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы гражданина, при этом среднемесячный заработок при назначении данной пенсии определялся (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности, предшествующей обращению за пенсией (часть первая статьи 16 и часть первая статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). В состав заработка, из которого исчислялась пенсия, подлежали включению все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; сам же среднемесячный заработок за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" подлежал установлению на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями, а за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть первая статьи 100, части третья и четвертая статьи 102 названного Закона). Статьей 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 89 Закона № 340-I в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Судом установлено, что решением ГУ-Управление ПФР в Джанкойском районе (межрайонное) № 665712/16 от 20.09.2016 ФИО1 назначена страховая пенсия по старости с 7 октября 2016 года бессрочно в размере 10 233,23 руб. (л.д.22). Из материалов дела видно, что ФИО1 была принята в члены колхоза «За мир» и направлена временно на должность агронома-энтомолога с 1 марта 1985 года, выбыла из членов колхоза «За мир» по собственному желанию 25 ноября 1988 года. Данные обстоятельства подтверждены записями в трудовой книжке истца (л.д. 7-8). Согласно архивной справке о заработке для исчисления пенсии, выданной ФИО1 14.09.2016 председателем Ивановского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым, а также расчетно-платежной ведомости № 5 за декабрь 1988 года, на основании которой выдавалась архивная справка, её доход, в частности, в декабре 1988 года составил 575,20 руб. (дополнительная оплата), 2633 руб. (премия), 275 руб. (без обозначения платежа), всего 3483,20 руб.(л.д. 10). Сторонами признано, что архивная справка была принята во внимание пенсионным органом при назначении истцу пенсии за исключением выплат, произведенных в декабре 1988 года, т.е. сумма 3483,20 руб. не вошла в расчет размера назначенной пенсии. Письмом от 2 мая 2017 года ответчик отказал ФИО1 как в включении в доход истца полученное нею в декабре 1988 года материальное поощрением колхозника по результатам 1988 года, так и в пересчете размера её пенсии (л.д. 12). Основанием для такого отказа стало то обстоятельство, что полученные средства получены истцом после её выхода из колхоза, т.е. не связаны с трудовой деятельностью. Суд с таким решением ответчика не соглашается. В соответствии со ст. 15 Закона СССР от 15.07.1964 № 2688-VI «О пенсиях и пособиях членам колхозов», действовавшего в период трудовой деятельности истца в колхозе, в стаж работы при назначении пенсий засчитываются: 1) работа в качестве члена колхоза. Статьей 16 закона предусмотрено, что пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка за работу в колхозе за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 10 лет перед обращением за пенсией. Для выплаты пенсий и пособий, предусмотренных настоящим Законом, образуется централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников за счет отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР (ст. 20 закона). Согласно положениям ст. 21 закона все колхозы, начиная с 1964 года, производят денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников в размерах, определяемых Советом Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 27 января 1978 г. № 67 Утверждено Положение о централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников. Данным положением было предусмотрено, что Централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников образуется за счет отчислений колхозов и межколхозных предприятий и организаций, а также за счет ежегодных ассигнований из государственного бюджета (п.1). За счет средств централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников выплачиваются: а) пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца членам колхозов (п.2). Отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников производятся: на выплату пенсий, а также пособий по беременности и родам - колхозами (включая рыболовецкие) от суммы валового дохода колхоза за прошлый год, определяемого по годовому отчету колхоза (п. 7). Деятельность колхозов в СССР регламентировалась Примерным Уставом колхоза, принятым Третьим Всесоюзным съездом колхозников и утвержденным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 ноября 1969 г. № 910. Статьями 61, 59 Примерного Устава колхоза было предусмотрено, что колхоз в своей деятельности руководствуется Уставом колхоза и действующим законодательством. Уставы колхозов принимались на основе Примерного Устава, следовательно, у суда нет оснований полагать, вопреки мнению представителя ответчика, что в колхозе «За мир», членом которого была истец, был утвержден Устав в иной редакции, чем Примерный Устав колхоза. Поэтому суд считает установленным, что в колхозе «За мир» действовали следующие положения Устава, соответствующие Примерному Уставу колхоза: статья 4: член колхоза имеет право: на получение работы в общественном хозяйстве колхоза с гарантированной оплатой в соответствии с количеством и качеством вложенного им труда; статья 7: с бывшим колхозником правление колхоза производит расчет по окончании хозяйственного года не позднее чем через месяц после утверждения годового отчета колхоза; статья 27: основным источником доходов колхозников является общественное хозяйство колхоза. Оплата труда в колхозе производится в соответствии с количеством и качеством труда, вложенного каждым колхозником в общественное хозяйство, по принципу: за хороший труд, за лучшие результаты - более высокая оплата. Рост оплаты труда членов колхоза должен осуществляться на основе опережающего роста производительности труда. В колхозе применяются сдельная, аккордная оплата труда за объем выполненных работ, произведенную продукцию, повременная, повременно-премиальная и другие системы оплаты труда; статья 28: колхоз устанавливает за работу в общественном производстве гарантированную оплату труда членов колхоза. В целях повышения материальной заинтересованности колхозников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, улучшении качества и снижении ее себестоимости, наряду с основной оплатой труда, применяются дополнительная оплата и другие виды материального стимулирования; статья 30: правление колхоза обеспечивает своевременную выплату причитающегося колхозникам заработка. При этом деньги выплачиваются не реже одного раза в месяц, а натуральная продукция выдается по мере ее поступления. Окончательный расчет с колхозниками производится не позднее месячного срока после утверждения годового отчета колхоза; статья 36: за счет полученного валового дохода колхоз образует фонд оплаты труда. Чистый доход колхоз использует: на материальное поощрение колхозников и специалистов. Таким образом, оценив в совокупности действовавшее в период пребывания истца членом колхоза и позднее законодательство, а также предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, что сумма, выданная колхозом «За мир» ФИО1 в декабре 1988 года в размере 3483,20 руб. является оплатой труда истца за прошедший 1988 год, т.е. платой за ее труд в период с 01.01.1988 по 25.11.1988 включительно, следовательно, с них в обязательном порядке были удержаны средства в фонд социального обеспечения. То, что сумма выдана после выхода истца из колхоза правовую природу выплаченных средств не меняет, поскольку колхозник, в том числе и бывший колхозник вне зависимости от даты выхода из колхоза, окончательный расчет за весь календарный год получает по окончанию этого года и подведения финансовых итогов. Причем, окончательный расчет по итогам 1988 года применительно к ФИО1 не являлся окончательным расчетом при ее выходе из колхоза, а был материальным поощрением бывшего колхозника по результатам работы за год. При таких обстоятельствах, требование истца о необходимости исчислять размер её пенсии с учетом полученного в декабре 1988 года материального поощрения по итогам 1988 года в размере 3483,20 руб. является обоснованным, а отказ пенсионного органа засчитать данную сумму в доход истца, с которого исчисляется пенсия, противоправным, нарушающим права истца, поэтому исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению. Для полной защиты нарушенных прав истца суд считает необходимым, в том числе, обязать ответчика обеспечить выплату истцу пенсии в пересчитанном размере с 7 октября 2016 года, т.е. с даты возникновения права на пенсию. Истец на компенсации понесенных судебных расходов не настаивает. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: иск ФИО1 удовлетворить полностью. Признать незаконным отказ Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в Джанкойском районе по Республике Крым (межрайонное) в лице отдела ПФРФ в Нижнегорском районе включить в расчет для исчисления размера пенсии ФИО1 суммы материального поощрения колхозника по результатам 1988 года в размере 3483,20 рублей, выданных ей в декабре 1988 года. Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Джанкойском районе по Республике Крым (межрайонное) произвести перерасчет назначенной решением ГУ-Управление ПФР в Джанкойском районе (межрайонное) № 665712/16 от 20.09.2016 ФИО1 страховой пенсии по старости, включив в заработок для исчисления размера её пенсии сумму материального поощрения колхозника по результатам 1988 года в размере 3483,20 рублей, выданных ФИО1 в декабре 1988 года, обеспечив выплату ФИО1 пенсии в пересчитанном размере с 7 октября 2016 года. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Е.А. Басова Решение принято в окончательной форме 28.07.2017г. |