ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1267/2021 от 18.01.2022 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№ 2-159/2022 (2-1267/2021)

32RS0021-01-2021-002760-74

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года г.Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Соловец Л.В.,

при секретаре судебного заседания Мейлюс Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гензе б.б. к Соколову А.Я. о ликвидации Общественной организации инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области,

УСТАНОВИЛ:

Гензе Б.Б. обратился в суд с иском, в котором просил ликвидировать Общественную организацию инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области.

В обоснование заявленных требований указано, что 25 мая 2007 года Кожевниковым В.В., Соколовым А.Я. и истцом была создана Общественная организация инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.12.2021 года №ЮЭ, учредителями которой выступили указанные выше лица. В связи с пандемией COVID-19, осуществление деятельности общественной организации стало невозможным, уставной деятельностью организация не занимается, счета в банке и иное имущество на балансе не числится. В 2010 году один из учредителей Кожевников В.В. умер. 05.10.2021 года истец, как учредитель общественной организации, обратился к Соколову А.Я. с предложением о ее закрытии, но до настоящего времени ответа не получил. Ссылаясь на положения п.п.5 ст. 61 ГК РФ, в связи с невозможностью осуществления уставной деятельности, истец просил принять решение о ее ликвидации.

Истец Гензе Б.Б. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Соколов А.Я. в судебное заседание также не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в письменном заявлении указал на обоснованность заявленных истцом требований, поскольку общественная организация уставной деятельностью в связи с пандемией не занимается, имущества на расчетных счетах не имеет, исковые требования признал в полном объеме, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в поданном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, изучив доводы истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.05.2007 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Общественной организации инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области (сокращенное наименование - ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО, учредителями которой являются: Кожевников В.В., Соколов А.Я., Гензе Б.Б., лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель - Гензе Б.Б. (л.д.5-8,12).

Согласно свидетельства Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации, 25.05.2007 г. в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций внесена запись о государственной регистрации некоммерческой организации Общественной организации инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области (л.д.11).

Указанная общественная организация поставлена на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Брянской области (л.д.12).

Согласно Устава, ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО является добровольным общественным объединением инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф и иных обстоятельств, созданным инвалидами и лицами, представляющими их интересы, для достижения общих целей, названных в настоящем Уставе (л.д.1-10).

В соответствии с Уставом, целями и задачами организации являются:

1. защита прав и законных интересов: инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных техногенных и экологических аварий и катастроф и иных обстоятельств; участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф; граждан, подвергшихся воздействию радиации и иных неблагоприятных фак торов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, тех ногенных и экологических аварий и катастроф; детей, родившихся после радиоактивного облучения одного из родителей или имеющих генетические нарушения здоровья вследствие катастрофы на Чернобыль ской АЭС, других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф; -члены семей умерших или погибших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф.

2. обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей, решение задач общественной интеграции инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных, техногенных и экологических аварий и катастроф.

3. содействиеи участие в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации, улучшении материального положения инвалидов и других указанных в п.2.1 категорий граждан, привлечение внимания государственных органов и общественности к их гроблемам.

4. пропаганда мер и содействие в подготовке населения к преодолению последствий радиационной, техногенных и экологических аварий и катастроф.

5. содействиеорганам гражданской обороны по возможному предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. содействие деятепьности в сфере профилактики и охраны здоровья, пропаганды здорового образа жизни, разностороннего и гармоничного развития личности, улучшения жизненных условий и морально-психологического состояния граждан.

7. содействие охране окружающей среды, должному содержанию объектов и территорий, имеющих природоохранное значение.

В соответствии с п. 9.2 Устава ликвидация организации осуществляется по решению Общего собрания, если за него проголосовало 2/3 членов Организации, присутствующих на общем собрании, либо по решению суда в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"). Общественное объединение (общественная организация) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относится к некоммерческим организациям.

Таким образом, деятельность ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО, регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" возлагает на общественную организацию обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ее Уставом и иными учредительными документами (абзац 2 части 1 статьи 29).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 ГК РФ предусмотрена возможность ликвидации юридического лица по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Например, судом может быть удовлетворено такое требование, если иные учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" исходя из того, что закон не устанавливает перечень грубых нарушений, разъяснил, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым осуществляется судом, который в качестве такого нарушения может расценить, в том числе нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом (например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами) (пункт 26).

Согласно записи акта о смерти № 437 от 18 августа 2010 года установлено что, один из учредителей ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО Кожевников В.В. умер 17 августа 2010 года.

05.11.2021 г. истец обратился ко второму учредителю Соколову А.Я. с предложением о закрытии общественной организации по причине невозможности ее работы в связи с пандемией CОVID-19, общественная организация уставной деятельностью не занимается. Предложение истца оставлено без ответа (л.д.9).

Судом установлено, что ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО является добровольным объединением инвалидов, созданной для их помощи, однако фактически данную деятельность не осуществляет.

Учитывая, что истцом представлено доказательство, свидетельствующее о том, что ликвидация ОО Инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» НРБО обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности, с учетом признания иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

На основании приведенных норм закона сведения об общественной организации инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» России Новозыбковского района Брянской области подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст.194-198 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гензе Б.Б. к Соколову А.Я. о ликвидации общественной организации инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области, удовлетворить.

Ликвидировать общественную организацию инвалидов-ликвидаторов «Чернобыль» Новозыбковского района Брянской области, исключив сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер ( от 25.05.2007).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца, через Новозыбковский городской суд.

Судья Л.В. Соловец