ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1267/2022 от 11.05.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1267/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре судебного заседания Вечурко В.Д.,

с участием представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» о признании незаконными решений, обязании произвести начисление субсидии, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» о признании незаконным решений, обязании произвести начисление субсидии, взыскании денежной компенсации морального вреда, в обоснование требований указав, что ею ответчику предоставлен полный пакет документов для оформления субсидии на оплату услуг ЖКХ, так как она является собственником и зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, а расходы на оплату услуг ЖКХ значительно превышают установленные законом расходы на оплату услуг ЖКХ в сумме не более 22% от общего (совокупного) дохода заявителя в установленный законом расчетный период. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение о назначении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 0,00 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанная сумма так и не поступила на расчетный счет истца. ДД.ММ.ГГГГ ею ответчику через МФЦ был предоставлен полный пакет документов для предоставления субсидии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом пакет документов отличался от первоначального и не является идентичным, а именно: были предоставлены справка о доходах за иной расчетный период совокупного дохода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также иные квитанции об оплате коммунальных услуг за иной период времени (отопительный сезон). Из решения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ей отказано в назначении субсидии по причине ранее назначенной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,00 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, якобы по тем же основаниям, что не соответствует действительности, а предварительный подсчет размера субсидии согласно второму пакету документов так же равен 0,00 рублей, что подтверждается письменными пояснениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. С решениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец не согласна, считает их незаконными, принятыми в нарушение норм действующего законодательства и нарушающими права истца на социальную поддержку по оплате услуг ЖКХ в виде предоставления государством субсидии, поскольку ответчиком неверно произведен расчет начисленной субсидии, совокупного дохода заявителя в расчетном периоде (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Из представленного ответчиком расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за август 2021 года видно, что фактическая плата по услугам ЖКХ составляет 5403,18 рубляй. Так же из расчета видно, что ответчиком учитываются доходы заявителя не за 6-месячный расчетный период, а за 2 месяца. Согласно расчету, произведенному истцом, сумма субсидии за август 2021 года должна составлять 2150 рублей 43 копейки. Просит признать решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ответчика произвести начисление субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом 6-месячного расчетного периода для определения совокупного дохода гражданина, установленного ст. 32 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Согласно дополнению к иску в ноябре 2021 года истцу стало известно о наличии решения о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,00 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 0,00 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 652,33 рубля с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 808,89 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, имеются два решения от одного и того же числа (ДД.ММ.ГГГГ) за одним и тем же номером (5410), но разного содержания в части размера начисления субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что в организации ответчика существует практика принятия решений задним числом без отмены предыдущих решений, что является нарушением законодательства. Просит вынести в адрес ответчика частное определение. Из представленного ответчиком расчета субсидии за август 2021 года и последующие месяцы видно, что расчет произведен неверно, должен быть применен расчетный период, равный 6 календарным месяцам. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ совокупный доход истца составил 72 274 рубля 16 копеек. Среднемесячный доход истца составляет 12045 рублей 69 копеек, что существенно меньше прожиточного минимума. Размер субсидии за август 2021 года должен составлять 2128 рублей 05 копеек, а в отопительный период – 4251 рубль 05 копеек. С решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласна, так как имеет право на получение субсидии только в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как доход истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет сумму существенно ниже прожиточного минимума, в связи с чем, истец подала пакет документов в октябре 2021 года для назначения субсидии на период, равный 6 месяцам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением справки о доходах ниже прожиточного минимума за 6 месяцев в ином расчетном периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выводы ответчика, что имеется по тем же основаниям назначенная ранее субсидия, являются несостоятельными, поскольку каждое новое повторное обращение через два месяца в отдел по назначению субсидии возлагает на заявителя обязанность предоставления нового пакета документов. При этом новый пакет документов подан для назначения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть за иной период по иным основаниям, что не противоречит закону.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство социальной защиты Хабаровского края.

В судебное заседание истец не явилась, согласно телефонограмме не возражает против рассмотрения дела в ее отсутствие, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому при расчете субсидии совокупный доход определяется за шесть календарных месяцев, отчет которого начинается за шесть месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии, то есть с августа 2020 по январь 2021 года, и составил 24091,39 рублей. В связи с чем, произведен расчет субсидии в межотопительный период, который составил 0,00 рублей, а также в отопительный период – 958,89 копеек. Нарушений при проверке предоставления истцу субсидии не выявлено. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении субсидии по причине имеющегося действующего решения, при этом в соответствии с п. 60 Правил прекращение назначенной ранее субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предоставление по новому заявлению не представляется возможным. Для назначения субсидии на следующий период истцу необходимо обратиться с заявлением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что произведенный ответчиком расчет является правильным, решения приняты в соответствии с требованиями закона.

Заслушав лиц, участвующих деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно- коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно- коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Частью 7 статьи 159 ЖК РФ 7 установлено, что Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 44(1) Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением от 14 декабря 2005 г. № 761 (далее - Правила), граждане, имеющие право на субсидию только в месяцы отопительного периода, могут подавать заявление о предоставлении субсидии в любой месяц, предшествующий началу отопительного периода. При этом днем начала предоставления субсидии считается день, определенный в соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил (дата подачи заявления), а выплата субсидии производится только в месяцы отопительного периода в пределах установленного абзацем вторым пункта 41 Правил срока предоставления субсидии (6 месяцев).

В силу п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Правила расчета совокупного дохода семьи утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась через МФЦ с заявлением к ответчику о представлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив необходимые документы, о чем свидетельствует расписка.

Истцом в материалы дела представлена копия решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому принято решение о назначении ФИО3 субсидии в размере 0,00 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время истцом в материалы дела представлен оригинал решения КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому принято решение о назначении ФИО3 субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующем порядке: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере 0,00 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 0,00 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 652,33 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 808,89 рублей.

Исходя из указанных правил расчета доход истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определяется из учета количества месяцев, в которых у заявителя имелся доход, то есть следующим образом: заработная плата истца: (август 2020 - 0,00 руб., сентябрь 2020 - 1148,92 руб., октябрь 2020 - 67982,30 руб., ноябрь 2020 - 0,00 руб., декабрь 2020 - 0,00 руб., январь 2021 - 0,00 руб.) (справка КГБУЗ «Солнечная РБ» от ДД.ММ.ГГГГ); ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), выплата произведена в <адрес> (август 2020 - 1571,47 руб., сентябрь 2020 - 1541,47 руб. (справка ЦСПН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, расчет среднемесячного дохода: август 2020 (1571,47 руб.) + сентябрь 2020 (1148,92 руб. + 1541,47 руб.) + октябрь 2020 (67982,30 руб.) : 3 = 72274,16 : 3 = 24091,39 руб.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 04.03.2021 № 16 «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае на 2021 год» установлен размер прожиточного минимуму для трудоспособного населения в размере 17 179 рублей.

Согласно п. 23 Постановления при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле:

С=ССЖКУхп-МДД/1 ООхД, где

С - размер субсидии;

ССЖКУ - размер установленного регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи;

п - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;

МДД - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Пунктом 1 Постановления Правительства Хабаровского края от 17.01.2013 № 3-пр «О региональном стандарте максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

Следовательно, расчет субсидии в межотопительный период 2021 года должен производиться следующим образом: (3986,00 х 1) - (22% х 24091,39) = 3986,00-5300,11 = 0,00 руб., где 22% - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; 24091,39 - совокупный доход семьи.

Расчет субсидии в отопительный период 2021-2022 г.г. должен производиться следующим образом: (6109 х 1) - (22% х 24091, 39) = 6109 - 5300,11 = 808,89 руб., где: 6109 - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в отопительный период на одиноко проживающего гражданина в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.06.2021 № 259-пр «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг».

Таким образом, размер субсидии, назначенной истцу, судом проверен и признан верным, в связи с чем, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о назначении истцу субсидии, представленное суду в оригинале, является законным и обоснованным.

Доводы истца о незаконности вынесения ответчиком двух разных решений от ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии в материалах дела оригинала решения, где размер субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 0,00 рублей, суд находит необоснованными.

Кроме того, поскольку истцом не отрицается получение ею субсидии в указанный период, указанные доводы не имеют существенного правового значения, а право истца на получение субсидии нельзя признать нарушенным.

Оснований для вынесения в адрес ответчика частного определения суд не усматривает, поскольку на основании ст. 226 ГПК РФ это является правом суда.

Рассматривает требование истца о признании незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении субсидии, поскольку субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена по тем же основаниям ранее. Для назначения субсидии на следующий период необходимо обратиться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Прекращение назначенной ранее субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за один и тот же период и предоставление по новому заявлению законом не предусмотрено.

Учитывая, что факт предоставления истцу субсидии подтвержден материалами дела, оснований для возложения на ответчика обязанности по начислению субсидии у суда не имеется.

При этом требование о взыскании начисленной, но не выплаченной субсидии истцом не заявлено.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку требование о компенсации морального вреда заявлено в связи с несогласием истца с принятыми ответчиком решениями, однако в удовлетворении указанных требований ответчиком отказано, суд не усматривает оснований для взыскания в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО3 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску» о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести начисление субсидии, взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 18.05.2022.

Судья И.А. Прокопчик