ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1268 от 20.02.2012 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1268/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Хабаровск 20 февраля 2012 года

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи Королевой И.А.,

при секретаре Белой Ю.А.,

с участием:

представителя ответчика Правительства Хабаровского края ФИО1,

представителя ответчика Министерство финансов РФ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,

третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании денежных средств, указав в обоснование заявленных требований следующее. Истец работал и проживал с женой ФИО4 в г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, являются пенсионе­рами. В августе 2011 года они выехали из  в  на постоянное место жительства, в настоящее время зарегистрированы по адресу :   относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. Считает, что имеет право на получение компенсаций, предусмотренной для лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсации подлежат расходы, связанные с выездом, в размере произведенных транспортных за­трат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000кг. На выезжающего и каждого члена семьи. Перевозка личного имущества ограничена 1000 килограммами такого имущества. Для перевозки личного имущества истец заключил договор транспортной экспедиции № НКП ДВЖД-№ от 01.08.2011 г., согласно которого ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» обязалось оказать ему перевозку груза. Оплата по указанному договору истцом произведена 05.08.2011г. и составила 41 439,71 руб. За пломбирование контейнера, крепление дверного проема и в связи с этим оказанные транспортные услуги 05.08.2011 г. истец оплатил 3 594 руб. Дополнительно истец произвел оплату ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Транс- Контейнер» за разгрузку контейнера на станции Силикатная в  в размере 833,67 руб. На проезд в связи с выездом истец понес расходы в размере стоимости авиабилетов на двух человек (себя и супругу): 7250 руб. х 2 билета = 14500 руб. Истец в устном порядке обращался в администрацию г. Комсомольск-на-Амуре с целью возмещения мне расходов по переезду, но получил отказ. Просит взыскать с Администрации Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Российской Федерации в мою пользу стоимость авиабилетов в размере 14500 руб., оплату по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» в размере 41439,71 руб., оплату за плом­бирование контейнера, крепление дверного проема и в связи с этим оказанные транспортные услуги в размере 3594 руб., оплату за разгрузку контейнера на станции Силикатная в  в размере 833,67 руб., а всего 60367,38 руб., а также возврат госпошлины 2011,02 руб. и за услуги адвоката в размере 2000 руб.

Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23.01.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

В судебное заседание истец не прибыл, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Правительства Хабаровского края ФИО1 исковые требования не признала, пояснив, что согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон о га­рантиях и компенсациях), гарантии и компенсации, установленные настоя­щим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Феде­рации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. Таким образом, Закон о гарантиях и компенсациях четко разграничил обязанности по финансированию между органами власти различного уров­ня в зависимости от категории граждан и уровня принятия нормативного правового акта. Истец является получателем государственной пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, право на оплату расходов в связи с переездом к новому месту жительства установлено По­становлением Правительства Российской Федерации № 572 от 11.08.1992 года - нормативным правовым актом Российской Федерации, следовательно, оплата расходов, связанных с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является расходным обяза­тельством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не от­вечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Россий­ской Федерации. Ни в 2011 году, ни ранее из федерального бюджета не выделялись средства на выплату компенсаций расходов, связанных с выездом из рай­онов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей пенсионерам, т.е. Российская Федерация свои обязательства по финансированию не выполни­ла. Таким образом, льгота в виде компенсации стоимости расходов, свя­занных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним мест­ностях для пенсионеров установлена нормативными правовым актом Пра­вительства Российской Федерации, гарантии и компенсации для пенсионе­ров отнесены Законом о гарантиях и компенсациях к расходным полномо­чиям Российской Федерации. Считают, что Правительство края по настоящему делу является ненад­лежащим ответчиком.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что право неработающих пенсионеров на компенсацию транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации расходов связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с указанным Постановлением финансирование расходов осуществляется за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за счет средств предприятий. В свою очередь на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предусматривать субвенции из федерального бюджета в случае отсутствия в указанных бюджетах достаточных доходов для финансирования мероприятий, связанных с выездом. Таким образом, участие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в финансировании мероприятий по выезду граждан из районов Крайнего Севера проявляется в необходимости запланировать в своих бюджетах средства на компенсацию расходов по выезду, а также непосредственно обеспечить предоставление указанных средств населению. Обязательное участие Российской Федерации в финансировании расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера выражается в необходимости выделения финансовой помощи субъектам Российской Федерации и муниципальных образований в случаях, если собственных средств последних, запланированных на указанные цели недостаточно. При этом Российская Федерация не является непосредственным участником правоотношений, связанных с выплатой гражданам компенсации расходов по выезду из районов Крайнего Севера, законодательством данная обязанность возложена на бюджеты нижестоящего уровня. Норма о необходимости в некоторых случаях выделения из федерального бюджета финансовой помощи не может являться основанием для взыскания в рассматриваемом деле истребуемых сумм с Министерства финансов Российской Федерации. На Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность  предусматривать субвенции из федерального бюджета в случае отсутствия в указанных бюджетах достаточных доходов для финансирования мероприятий связанных с выездом. Критериями необходимости выделения средств бюджетам выступает индекс бюджетных расходов который показывает насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными по Российской Федерации затратами для обеспечения сопоставимого уровня финансирования основных бюджетных расходов. Также размер финансовой помощи определяется на основе показателей консолидированного бюджета конкретной территории. Показатели, применяемые при определении необходимости предоставления и размера финансовой помощи, определяются в процессе разработки прогноза социально-экономического развития РФ, проекта Закона о бюджете, а также проекта Закона о консолидированном бюджете на соответствующий год. Данные документы создаются в том числе на основании информации о предполагаемых затратах на реализацию полномочий предоставляемой органами власти субъектов Российской Федерации. Без предоставления указанных данных Министерство финансов Российской Федерации не могло иметь информации о необходимости выделения субвенций и соответственно не имело обязанности выделять денежные средства. При рассмотрении дела суду не были представлены данные о том, что Губернатор и Правительство Хабаровского края представляли в своих расчетах и прогнозах исполнения бюджета Хабаровского края в Министерство финансов Российской Федерации предполагаемые расходы на выполнение федеральный нормативных правовых актов. Надлежащими ответчиками по заявленным требованиям является Министерство финансов Хабаровского края и администрация Хабаровского края. Просят в исковых требованиях ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

Представитель Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не прибыл, просил дело рассмотреть в их отсутствие. Из письменных возражений на исковые требования следует, что с исковыми требованиями не согласны. Надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, поскольку льгота в виде компенсации стоимости расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для пенсионеров была установлена нормативными правовым актом Правительства Российской Федерации; гарантии и компенсации для пенсионеров отнесены Законом о гарантиях и компенсациях к расходным полномочиям Российской Федерации. Министерство финансов края также не согласно с суммой расходов, которую просит взыскать истец. Необоснованным является требование о взыскании сумм, уплаченных по квитанциям на разные виды сборов. Согласно Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005г. №111 по договору перевозки грузобагажа перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (п.3). В свою очередь пассажир обязан оплатить  по установленным тарифам свой проезд, провоз багажа, а грузоотправитель - провоз багажа, грузобагажа. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 10.01.03г. №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»,  сбор является  не включенной в тариф ставкой оплаты дополнительной операции или работы. Перечень данных сборов определен Тарифным руководством №3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденным Постановлением ФЭК от ДД.ММ.ГГГГ №. К таким сборам относятся сборы за дополнительные операции по перевозке грузов, в том числе за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, обеспечение грузоотправителей запорно-пломбировочными устройствами, погрузочно-разгрузочные работы, сопровождение и охрана груза, консультирование, погрузка ранее установленных сроков и пр. Кроме того, возражают против возмещения суммы на перевозку груза, которую указал истец (41 439,71.), так как истцом заключен договор транспортной экспедиции с ОАО «ТрансКонтейнер», в соответствии с которым истцом оплачена сумма, намного превышающая сумму перевозки груза по железнодорожной транспортной накладной (12 808,40 руб.), в то время как предполагается компенсация по минимальным расценкам на услуги по перевозке. Размер компенсации за оплату услуг представителя считают завышенным, так как данная категория дел не является сложной, существует сложившаяся практика рассмотрения таких дел. Просят отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Хабаровского края.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является пенсионером и получает пенсию, что подтверждается удостоверением №, выданным Управлением ПФР в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе, а также справкой № от 27.07.2011г. Его супруга ФИО4 также является пенсионером, что подтверждается справкой № от 27.07.2011г.

Из копии трудовой книжки, выданной на имя ФИО3, следует, что в период с 04.09.2002г. по 09.04.2010г. ФИО3 работал в ООО Комсомольском-на-Амуре на лесозаводе в должности главного механика.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО3, выписки из домовой книги от 21.10.2011г., ФИО3 с 05.10.2000г. по 16.06.2011г. был зарегистрирован по адресу , с 15.08.2011г. зарегистрирован по адресу .

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации ФИО4, выписки из домовой книги от 21.10.2011г., ФИО3 с 05.10.2000г. по 16.06.2011г. была зарегистрирована по адресу , с 15.08.2011г. зарегистрирована по адресу .

Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967г. N1029, город Комсомольск-на-Амуре относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.   В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и ком­пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11 августа 1992 г. N 572
"О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере 100 процентов произведенных затрат.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993г. №4520-1 « О государственных гарантиях и ком­пенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Согласно п.п. ж п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец является получателем государственной пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, право на оплату расходов в связи с переездом из района, приравненного к Крайнему Северу, к новому месту жительства установлено Постановлением Правительства Российской Федерации № 572 от 11.08.1992 года, т.е. нормативным правовым актом Российской Федерации, следовательно, оплата расходов, связанных с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является расходным обязательством Российской Федерации.

Истцом представлены электронные билеты и квитанции, подтверждающие расходы на приобретения авиабилетов по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Москва на общую сумму 14500 рублей.

В соответствии с п.п. 3, 4 Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005г. N111, в соответствии с договорами перевозки груза, грузобагажа перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза, грузобагажа лицу. Пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, провоз багажа (в случае его сдачи), а грузоотправитель (отправитель) - провоз груза, грузобагажа. Тарифы, ставки платы и сборы за услуги, а также порядок их введения (изменения) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Заключение договора перевозки грузобагажа и сдача его перевозчику удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки груза - транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцией о приеме груза.

В подтверждение расходов на перевозку личного имущества истцом представлен договор транспортной экспедиции № № от 01.08.2011г., заключенный с ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» на Дальневосточной железной дороге, транспортной железнодорожной накладной, оплата по счету подтверждается квитанциями. Истцом документально подтверждены расходы на перевозку грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» в размере 41 439,71 руб. (чеки-ордеры от 05.08.2011г.), на оплату за плом­бирование контейнера, крепление дверного проема и в связи с этим оказанные транспортные услуги в размере 3 594 руб. (квитанция-договор № от 05.08.2011г.), оплату за разгрузку контейнера на станции Силикатная в г. Подольске в размере 833,67 руб.

Оценивая собранные доказательства по делу в их совокупности, с учетом вышеизложенных норм закона, суд считает, что расходы истца, связанные с переездом из районов Крайнего Севера, на общую сумму 60367 рублей 38 копеек, подлежат взысканию с ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Требования истца о взыскании расходов на оплату услуг адвоката в сумме 2000 рублей удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что не представлено доказательств, подтверждающих полномочия ФИО5 на оказание адвокатских услуг.

В соответствии со ст.98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 2011 рублей 02 копейки.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 расходы связанные с переездом из районов Крайнего Севера в размере 60367 рублей 38 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2011 рублей 02 копейки, в остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Дата принятия решения суда в окончательной форме 24 февраля 2012 года.

Председательствующий Королева И.А.