ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1268 от 26.08.2010 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

                                                                                    Кузнецкий городской суд Пензенской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кузнецкий городской суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1268/10 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» августа 2010 года

Кузнецкий городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Ламзиной С.В.,

с участием прокурора Денисенкова А.С.,

при секретаре Плясуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке гражданское дело по заявлению прокурора города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Кузнецка незаконным и понуждении к устранению нарушения законодательства о муниципальной службе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации г. Кузнецка незаконным и понуждении к устранению нарушения законодательства о муниципальной службе по следующим основаниям.

Прокуратурой города в июне текущего года проведена очередная проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в администрации города Кузнецка, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в РФ установлены Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее Федерального закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются наследующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч.2 ст. 8 Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

Проверкой установлено, что приказом главы администрации города № 146-к от 17 декабря 2009 года советником администрации города Кузнецка назначена Егорова Ю.Ю.

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области», советник местной администрации относится к главным должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО « О муниципальной службе в Пензенской области», к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для главных должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее четырех лет на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности.

Проверкой установлено, что Егорова Ю.Ю. на момент назначения на должность, то есть на 17.12.2009 г. на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) работала менее двух лет, а именно в период с 13.04.2009г. по 16.12.2009г. главным специалистом-экспертом отдела инвестиций и государственного партнерства Управления инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области, главным специалистом-экспертом отдела предпринимательства названного Управления.

На отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей в должности советника администрации города работала менее четырех лет, а именно в период с 12.09.2008г. по 16.12.2009г. в органах муниципальной службы Пензенской области.

Соответственно достаточного опыта работы в интересующей сфере Егорова Ю.Ю. не имеет. Более того, ее общий трудовой стаж на момент назначения на должность, составлял менее 4 лет, а именно 2 года 5 месяцев.

При данных обстоятельствах имеет место существенное нарушение квалификационных требований, установленных для муниципальных служащих органов местного самоуправления.

По этому факту 08 июня 2010 года прокурором г. Кузнецка главе администрации г.Кузнецка внесено представление, в котором поставлен вопрос об устранении нарушений действующего законодательства. Но выявленные в ходе проверки недостатки действующего законодательства о муниципальной службе не устранены.

Егорова Ю.Ю., вопреки интересам муниципальной службы, продолжает занимать должность советника администрации города Кузнецка.

Предъявление особых требований к соблюдению данного законодательства имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

В результате бездействия администрации города Кузнецка Пензенской области Егорова Ю.Ю. продолжает занимать должность советника администрации города Кузнецка, чем существенно нарушает законодательство о муниципальной службе.

Просил признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка
Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений
законодательства о муниципальной службе главой администрации г. Кузнецка
Пензенской области в отношении должности советника администрации города
Кузнецка Пензенской области Егоровой Ю.Ю. Обязать администрацию г. Кузнецка устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

В судебном заседании прокурор Денисенков А.С. заявление и доводы, изложенные в нем поддержал в полном объеме, просил признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области, занимаемой в настоящее время Егоровой Ю.Ю. И обязать администрацию г. Кузнецка устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

Представитель администрации города Кузнецка Маслов А.В., действующий на основании доверенности, с заявлением прокурора города Кузнецка не согласился и суду пояснил, что порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения регулируется положениями главы 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статьях 13, 14 содержит исчерпывающий перечень ограничений и запретов, препятствующих нахождению на муниципальной службе: Специальные основания для прекращения трудовых отношений с муниципальным служащим установлены статьей 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона; применения административного наказания в виде дисквалификации.

Исходя из содержания указанных выше правовых норм, обстоятельства, указанные в представлении прокурора, не могут рассматриваться как препятствующие нахождению Егоровой Ю.Ю. на муниципальной службе.

В силу пункта 11 части первой статьи 77 и статьи 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

Советник администрации города Кузнецка Егорова Ю.Ю. ранее осуществляла свою трудовую деятельность в Правительстве Пензенской области в качестве ведущего специалиста - эксперта, заняв данную должность по итогам конкурса, затем была назначена на должность главного специалиста. Работая на указанных должностях, Егорова Ю.Ю. приобрела объем знаний и опыта, необходимый ей для осуществления своих трудовых обязанностей в качестве советника администрации.

Полномочия прокурора установлены Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации". В силу положений статей двадцать первой и двадцать второй данного Федерального закона прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и при осуществлении возложенных на него функций вносит представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, в случае установления факта нарушения закона
руководителем организации (выявлены работники, не соответствующие
квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к занимаемым ими должностям) прокурор вправе внести представление об устранении допущенных нарушений.

Полномочию прокурора вносить названное представление корреспондирует обязанность должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное (требования, содержащиеся в представлении прокурора, об увольнении определенных работников) означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.

Указанная выше позиция изложена в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 года.

В настоящее время законодательная инициатива склоняется к уменьшению общего трудового стажа и стажа муниципальной службы как квалификационного требования для занятия определенных должностей, что является необходимым для привлечения молодых кадров на муниципальную и государственную службу.

Привлечь работника, ответственного за надлежащее ведение кадровой документации и соблюдение законодательства при приеме на работу к дисциплинарной ответственности не представляется возможным, так как данный работник в настоящее время уволен.

Просил в удовлетворении заявления прокурора города Кузнецка отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, находит заявление прокурора города Кузнецка обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (с изменениями) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Ст. 4 данного Федерального закона указывает на основные принципы муниципальной службы.

Согласно ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности муниципальной службы; 2) главные должности муниципальной службы; 3) ведущие должности муниципальной службы; 4) старшие должности муниципальной службы; 5) младшие должности муниципальной службы.

Из ч. 2 данной статьи Федерального закона следует, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 9 указанного ФЗ-25 для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Как установлено в судебном заседании Егорова Ю.Ю. на момент назначения на должность советника администрации города Кузнецк, то есть на 17 декабря 2009 года на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) работала менее двух лет, а именно: в период с 12 сентября 2008 г. по 10 апреля 2009 года и с 13 апреля 2009 года по 16 декабря 2009 года работала соответственно ведущим специалистом-экспертом отдела инвестиционного развития Управления инвестиционного развития и туризма, главным специалистом-экспертом отдела инвестиций и государственного партнерства Управления инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области, главным специалистом - экспертом отдела предпринимательства названного Управления Правительства Пензенской области.

Приказом главы администрации города Кузнецка № 146-к от 17 декабря 2009 года, Егорова Ю.Ю. принята на должность советника администрации города Кузнецка.

Как следует из записей в трудовой книжке Егорова Ю.Ю. с 10.07.2007 года по 11.09.2008 года работала специалистом по маркетингу в ООО «Зодиак-Сервис»; 12.09.2008 года назначена на должность ведущего специалиста - эксперта отдела инвестиционного развития Управления инвестиционного развития и туризма при Правительстве Пензенской области (на период проведения конкурса); 10.11.2008 года назначена по итогам конкурса на должность ведущего специалиста - эксперта отдела инвестиционного развития Управления инвестиционного развития и туризма при Правительстве Пензенской области; 10.04.2009 года в связи с изменением штатного расписания аппарата Правительства Пензенской области освобождена от занимаемой должности в порядке перевода в Управление инвестиционного развития предпринимательства и туризма Пензенской области; 13.04.2009 года назначена на должность главного специалиста - эксперта отдела инвестиций и государственно - частного партнерства Управления инвестиционного развития; 01.10.2009 года переведена на должность главного специалиста - эксперта отдела предпринимательства; 16.12.2009 года освобождена от замещаемой должности и уволена в порядке перевода в администрацию города Кузнецка; 17.12.2009 года принята на должность советника администрации города Кузнецка, где и работает по настоящее время.

Согласно копии диплома с отличием ВСА 0562655 от 04 июня 2008 года Егорова Ю.Ю. в 2008 году окончила Московский «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства», ей присвоена квалификация «информатик-экономист» по специальности «Прикладная информатика (в экономике)».

В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 № 1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 1 к Закону), советник местной администрации относится к главным должностям муниципальной службы.

Согласно типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы в Пензенской области, утвержденным Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО « О муниципальной службе в Пензенской области» (Приложение 2 к Закону), к квалификационным требованиям и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для главных должностей муниципальной службы в Пензенской области относятся - стаж муниципальной службы (государственной службы) на ведущих должностях муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет либо стаж (опыт) работы по специальности не менее четырех лет на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности (п. 2.2).

Ввиду допущенных администрацией города Кузнецка нарушений законодательства о муниципальной службе Главе администрации города Кузнецка Гусынскому О.С. после проведенной проверки прокуратурой города Кузнецка было внесено представление 08 июня 2010 года, которое администрацией города Кузнецка рассмотрено и дан ответ № 1170 от 08 июля 2010 года. Исходя из отсутствия реальных мер по устранению названного законодательства со стороны администрации города Кузнецка прокурором города Кузнецка подано соответствующее заявление в суд, что не противоречит, по оценке суда, его полномочиям, предоставленным федеральным законом, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - как работников администрации города Кузнецка на настоящий момент, так и потенциальных (будущих) её работников. В связи с чем, мотивы несогласия представителя администрации города Кузнецка с заявлением по таким основаниям, суд не может признать обоснованными и правильными.

Таким образом, исходя из названных и предусмотренных законом требований к квалификации и стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для главных должностей муниципальной службы в Пензенской области, на момент назначения Егоровой Ю.Ю. советником администрации города Кузнецка - на 17 декабря 2009 года (как и на момент вынесения названного решения) необходимого стажа муниципальной службы (государственной службы) у последней не имелось и составлял менее двух лет. Также необходимого стажа (опыта) работы по специальности на отдельных должностях руководителей в организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для выполнения обязанностей по указанной должности, в течение не менее четырех лет у Егоровой Ю.Ю. также не имелось и не имеется на настоящий момент.

Данные обстоятельства представителем администрации города Кузнецка не оспаривались и оспорены в судебном заседании не были. Доказательств обратному в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона суду предоставлено не было.

Доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что право прокурора по внесению представления об устранении допущенных нарушений законодательства и соответствующая обязанность должностного лица по его рассмотрению, не зависимо от результата такого исполнения и устранения таким должностным лицом нарушения закона, суд находит несостоятельными.

Также, суд находит необоснованными и несоответствующими названным положениям закона доводы представителя администрации города Кузнецка о том, что Егорова Ю.Ю., работая на указанных должностях, уже приобрела объем знаний и опыт, необходимые ей для осуществления своих трудовых обязанностей в качестве советника администрации.

При этом, суд не видит со стороны прокурора города Кузнецка нарушения закона и какого-либо вмешательства в кадровую работу администрации города Кузнецка путем подачи названного заявления, поскольку нахождение конкретных путей решения и выхода из сложившегося положения, ведущих соответственно к принятию действенных и реальных мер к устранению нарушений законодательства о муниципальной службе лежат на администрации города Кузнецка.

Тем самым, незаконность бездействия администрации города Кузнецка, выразившееся в непринятии реальных мер к устранению нарушений
законодательства о муниципальной службе в отношении должности советника администрации Кузнецка Пензенской области, суд находит достоверно доказанным и имеющим место быть на настоящий момент.

Предъявление особых требований к соблюдению данного законодательства имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, в том числе и на реализацию местного самоуправления, что является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Должностные лица органов местного самоуправления обязаны исполнять действующее законодательство о муниципальной службе.

В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Согласно п. 19 этой же части статьи Налогового Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ, вступившими в силу с 30 января 2010 года) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поэтому, Администрация города, как орган местного самоуправления, в силу действующего налогового законодательства подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Исходя из изложенного, суд находит заявление прокурора города Кузнецка законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Тем самым, на администрацию города Кузнецка следует возложить соответствующую обязанность по устранению нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора города Кузнецка в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Кузнецка незаконным и понуждении к устранению нарушения законодательства о муниципальной службе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Кузнецка
Пензенской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений
законодательства о муниципальной службе Пензенской области в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области.

Обязать администрацию города Кузнецка устранить нарушения законодательства о муниципальной службе в отношении должности советника администрации города Кузнецка Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 10.10.2007 №1390-ЗПО «О муниципальной службе в Пензенской области».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Кузнецкий городской суд.

Судья Кузнецкого городского суда: С.В. Ламзина