№2-1268/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Лесозаводск 1 ноября 2013 г.
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе судьи Маркеева Ю.А., при секретаре судебного заседания Первушовой М.П., с участием помощника прокурора Лесозаводской межрайонной прокуратуры Слесаренко С.А., представителя администрации Лесозаводского городского округа Спиридонова П.Г., представителя муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 Лесозаводского городского округа» ФИО1, представителя третьего лица – инспектора отдела надзорной деятельности Лесозаводского городского округа Управления надзорной деятельностью Главного управления МЧС России по Приморскому краю ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Лесозаводского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением (в порядке ст.45 ГПК РФ), в котором просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» (сокращенное название МОБУ «СОШ № хх ЛГО»), расположенного по адресу: ххххххх, а именно: профинансировать работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации в подвале и спортзале здания указанного учреждения в срок 6 месяцев с момента вступления в силу судебного решения; обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» при получении соответствующего финансирования в 2-х месячный срок организовать и произвести устранение нарушений требований пожарной безопасности – произвести работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации в подвале и спортзале здания учреждения МОБУ «СОШ № хх ЛГО».
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства, регламентирующего безопасность детей в период подготовки детских учреждений к началу хх.хх.хххх учебного года в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в указанном образовательном учреждении в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от хх.хх.хххх № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх № хх, п.4 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС от хх.хх.хххх № хх в здании СОШ не произведен монтаж автоматической установки пожарной сигнализации в подвале и спортзале здания общеобразовательного учреждения. Причина нарушения требований пожарной безопасности обусловлена отсутствием достаточного финансирования со стороны учредителя бюджетного учреждения - администрации Лесозаводского городского округа.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, доводы администрации ЛГО несостоятельными.
Представитель ответчика администрации Лесозаводского городского округа исковые требования не признал, ссылаясь на то, что администрация ЛГО осуществляет финансирование в рамках муниципальной целевой программы «Безопасность в образовательных учреждениях Лесозаводского городского округа на хх.хх.ххххг.» в соответствии с решением о бюджете, расходы по которому осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансирование мероприятий, не предусмотренных в местном бюджете, будет являться нарушением бюджетного законодательства. В ходе исполнения данной программы администрацией Лесозаводского городского округа профинансировано в хх.хх.хххх г. – хххххххх руб., в первом квартале хх.хх.хххх г. – хххххххх руб.
Представитель ответчика - муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» с иском не согласилась. Пояснила, что требования пожнадзора не исполняются в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя. По сообщению из Центра обеспечения учреждений образования указанные прокурором мероприятия будут профинансированы в хх.хх.хххх.г., однако на эти нужды до настоящего времени средства не были выделены. Подвальным помещением площадью примерно 12 кв.м не пользуются. Находящиеся в нем электрошкафы и деревянная перегородка уже демонтируются. Полагает, что установление там сигнализации не требуется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления надзорной деятельностью Главного управления МЧС России по Приморскому краю просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что требования основаны на нормах пожарной безопасности. В здании детсада следует установить пожарную сигнализацию в подвале и спортзале здания СОШ № хх ЛГО. Обследуя подвальное помещение, замеры площади не производил, в акте указана примерная площадь.
Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Перечень лиц, несущих ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством содержится в ст.38 вышеуказанного Закона. К ним относятся собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
МОБУ «СОШ № хх ЛГО» является муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением, т.е. находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств, что подтверждается его Уставом.
Положения ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.9.2 Федерального закона от хх.хх.хххх N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указывают на то, что бюджетное учреждение финансируется за счет бюджета соответствующего уровня.
Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом, права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Возложение на учредителя бюджетного учреждения - Администрацию Лесозаводского городского округа обязанности по финансированию мероприятий по устранению имеющих место нарушений требований пожарной безопасности, соответствует приведенным выше нормам права.
Вследствие этого, доводы ответчика – администрации ЛГО суд находит несостоятельными.
Согласно ст.20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Из п.4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) следует, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения, независимо от площади, кроме помещений категории В4 и Д по пожарной опасности.
Согласно сообщения администрации ЛГО проектная документация на здание МОБУ «СОШ № хх ЛГО» отсутствует. Поэтому, судом допрошены в качестве специалистов инженеры проектной организации хххххххх».
Из пояснений инженера-технолога ФИО5 следует, что их организация занимается проектированием зданий и сооружений, как инженер-технолог она ответственна за определение категории зданий и помещений по пожарной опасности. Ею и инженером ФИО8 был осмотрено подвальное помещение в здании МОБУ «СОШ № хх ЛГО». По своим параметрам данное помещение в соответствии со Сводом правил по определению категорий зданий и помещений по пожарной безопасности относится к категории В4 по пожарной опасности.
Вследствие этого, требования сотрудников пожранного надзора в части установления автоматической пожарной сигнализации в подвальном помещении школы, суд считает излишними, не основанными на нормативных актах.
Сторонами не оспариваются факты отсутствия автоматической пожарной сигнализации в указанных помещениях и факты отсутствия финансирования со стороны учредителя на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части финансирования установки автоматической пожарной сигнализацией в спортзале.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» (сокращенное название МОБУ «СОШ № хх ЛГО»), расположенного по адресу: ххххххх, а именно: профинансировать работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации в спортзале здания указанного учреждения в срок 6 месяцев с момента вступления в силу настоящего решения.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № хх Лесозаводского городского округа» при получении соответствующего финансирования в 2-х месячный срок организовать и произвести устранение нарушений требований пожарной безопасности – произвести работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации в спортзале здания учреждения МОБУ «СОШ № хх ЛГО».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Маркеев.
Решение в окончательной форме составлено 5 ноября 2013 г.